Предметы ведения местного самоуправления. Разделение полномочий между различными уровнями власти.

Конституция называет важнейшие вопросы местного значения: владение, пользование, распоряжение и самостоятельное управление муниципальной собственностью; самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка. Статьей 6 Федерального закона №154-ФЗ определены предметы ведения местного самоуправления и предусмотрена возможность наделения ОМСУ отдельными государственными полномочиями. В Федеральном законе №154-ФЗ (п. 3, ст. 15) дан перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении представительных ОМСУ. Как отмечается в работе А. Н. Широкова "Законодательное регулирование в сфере местного самоуправления" , ввиду большого разнообразия местных условий законодатель отказался от идеи создания исчерпывающего перечня вопросов местного значения и ввел норму, согласно которой МО вправе принимать к своему рассмотрению иные, кроме перечисленных в законе, вопросы, если они отнесены к их ведению законами субъектов РФ, а также и те, которые не исключены законами из их ведения и не отнесены к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Эта норма позволяет органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления достаточно гибко, применительно к местным условиям, определять полномочия местного самоуправления и в каждом субъекте РФ, и даже в каждом МО. Собственная компетенция МО определяется принятием Устава. Из этого следует, что практически не существует таких сфер жизнедеятельности, которые полностью регулируются и обеспечиваются одним из уровней власти, тогда по целому ряду вопросов предстоит законодательное разделение полномочий между различными уровнями власти с обязательным учетом тех основных принципов, которые установлены законом.