Законодательство в сфере управления муниципальной собственностью.

В соответствии с Конституцией РФ муниципальная собственность признана и защищается (ст. 8). И земля, и другие природные ресурсы (ст. 9) могут находиться в муниципальной собственности. Владение, пользование и распоряжение (ст. 130), право самостоятельного управления муниципальной собственностью закреплены за органами местного самоуправления (ст. 132).

Понятие "муниципальная собственность" расшифровано в Гражданском Кодексе (ст. 215). Здесь же в п. 3, ст. 215 предусмотрено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями (на правах хозяйственного ведения или оперативного управления) либо находиться в непосредственном распоряжении ОМСУ, составляя в последнем случае муниципальную казну. В соответствии со ст. 66 Гражданского Кодекса РФ ОМСУ не имеют права выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Поэтому муниципальное имущество не может быть передано указанным обществам и товариществам, кроме как в специально оговоренных законом случаях. Но муниципальные учреждения с разрешения ОМСУ вправе вносить в качестве вклада находящееся и оперативном управлении муниципальное имущество, если закон прямо не запрещает этого.

Э законодательстве нет ограничений по составу муниципальной собственности. В ее состав, согласно Федеральному закону №154-ФЗ (ст.29), входят средства местного бюджета, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и дру-гие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, куль-туры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Органам местного само правления дается право участвовать в кредитных отношениях в форме: выпуска

муниципальных займов и лотерей, получения и выдачи кредитов, создания муниципальных банков и иных финансово-кредитных учреждений.

Закон дает право создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности с отчислением части прибыли в местный бюджет. Муниципальные предприятия в соответствии с Гражданским Кодексом образуются в виде унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество, которое остается в муниципальной собственности и является неделимым. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое предприятие, передав ему в ведение часть своего имущества.

Права местного самоуправления в отношении приватизации муниципальной собственности закреплены в Федеральном законе №154-ФЗ (ч.4, ст.29). Порядок и условия приватизации определяются населением непосредственно или представительными ОМСУ самостоятельно. Доходы должны полностью поступать в местный бюджет. Кроме того, отчуждение находящегося в собственности муниципального образования имущества в собственность физических и юридических лиц регулируется Федеральным законом от 21.07.97 №123-Ф3 "О приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

Дальнейшая конкретизация отдельных положений Федерального закона №154-ФЗ дается в принятом 25 сентября 1997 г. Федеральном законе "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", в котором органы государственной власти гарантируют право представительным органам местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов; распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, а также предоставлять компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия Федеральных законов и законов субъектов РФ (что согласуется с Конституцией). В Федеральном законе устанавливаются основы взаимоотношений органов местного самоуправления с финансово-кредитными организациями в процессе финансово-экономической деятельности (кассовое исполнение местного бюджета, кассовое обслуживание органов местного самоуправления; инвестирование свободных остатков средств местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций, размещение муниципальных облигаций и билетов, муниципальных денежно-вещевых лотерей). Запрещается передача средств местного бюджета и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в ус-тавные фонды банков и других кредитных организаций. По указанному Закону органы местного самоуправления вправе, при условии обеспечения финансирования расходной части местных бюджетов, получать в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты. Если в границах внутригородских муниципальных образований имеются другие муниципальные образования,

закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется Уставом города.