Построение системы муниципального управления

 В муниципальном менеджменте существует проблема отсутствия комплексной системы управления территорией для обеспечения устойчивого развития МО в условиях нестабильности внешней среды. Необходима модель, объединяющая различные методики, механизмы и инструменты специальных экономических и отраслевых наук, адаптированные к муниципальному менеджменту. Она позволит структурировать деятельность муниципального менеджера для целенаправленного и упорядоченного воздействия на сложный объект, каким является МО.

Для построения такой модели прежде всего необходимо определить муниципальную систему: ее характеристики и особенности, состав ее элементов и взаимосвязей между ними, а также ее взаимодействия с внешней средой.

При определении муниципальной системы возникает проблема разграничения: что является объектом управления, а что - лишь внешней средой ближайшего окружения. Например, могут ли считаться объектом муниципальных воздействий частные коммерческие предприятия, находящиеся на территории, и в какой степени? Другая сторона вопроса заключается в четком определении субъекта системы: кто является муниципальным менеджером, в чем отличия муниципального, местного, территориального управления и самоуправления? Каким инструментарием должен

(обладать муниципальный менеджер, чтобы выполнить задачи и функции, на него возлагаемые? Какова природа субъекта местного управления и как обосновывается необходимость его существования? Каковы критерии эффективности деятельности муниципального менеджера, его воздействий на систему? Какие формы и методы Власти (экономические или административные, через принуждение, участие, пример, вознаграждение, традицию) наиболее эффективны для управления муниципальной системой?

Сложность управления МО заключается еще и в том, что объектом муниципального управления являются, с одной стороны, функциональные подсистемы самой администрации (кадровая, финансовая, информационная), — а с другой (полного или частично, в зависимости от формы собственности) — объекты здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительные органы, предприятия жизнеобеспечения (ЖКХ), городского пассажирского транспорта, малого  неса, кредитные и страховые учреждения и другие организации. Заметим, что муниципальная система в РФ отличается многофункциональностью, потому что

большинство отраслевых комплексов (ЖКХ, здравоохранение, образование) являются государственными или муниципальными предприятиями, учреждениями. Такое положение может отличаться от практики муниципального управления в других странах. Например, в США большинство отраслей ЖКХ не находятся в компетенции управления муниципальных органов, в сфере образования существуют школьные районы ("дистрикты"), не совпадающие с административным делением и не подчиненные муниципалитетам.

Что же обеспечивает устойчивость сложной и многогранной муниципальной системы к воздействию внешних возмущений? Для ответа на этот вопрос необходимо выделить общие цели и интересы каждого элемента, определить движение ресурсов внутри системы и ресурсный обмен с внешней средой ближнего (микросреда) и дальнего (макросреда) окружения.

Муниципальный менеджмент имеет дело со сложной системой, включающей различные подсистемы с собственными целями и назначением. Какие требования предъявляются к главе администрации и его аппарату, т.е. субъекту управления? Какова должна быть база знаний и навыков муниципального менеджера? Как эти требования изменяются в зависимости от уровня управления, занимаемой должности, видов деятельности?