Стратегия как основа управления МО

Ответы на вышеперечисленные вопросы выявляют рамочный контур муниципальной системы, требующий дальнейшего заполнения. Целостность, устойчивость, построение и существование самой системы определяются ее целями, выраженными в конкретных планах. Не вызывает сомнений, что если администрация МО не планирует свои действия в долгосрочном периоде, то развитие МО станет хаотичным, а управление превратится в реагирование на изменения внешних и внутренних факторов, субъектом управления фактически будет являться не аппарат администрации, а случайный процесс. При отсутствии четко сформулированных и измеряемых комплексных ориентиров развития возникает множество неразрешимых проблем: как скоординировать разрозненные отраслевые планы, увидеть пути развития, сплотить, мотивировать, воодушевить исполнителей, имеющих различные интересы (бизнес, общественность, коллектив администрации и др.), как оценить эффективность деятельности и, в конце концов, достигнуть перспектив, которые с первого рассмотрения могут казаться нереальными.

Определение целей и многие другие проблемы развития сложной муниципальной системы требуют использования научного, интеллектуального и творческого опыта различных экспертов. Ставится задача применения специальных методов, позволяющих на основе использования особенностей человеческого мышления выработать максимальное количество идей для решения проблем, а также оценить их принятыми методами и сделать обоснованный выбор.

Правильно поставленные цели — это лишь половина успеха. Тем не менее, акцент в муниципальном управлении должен делаться не на целях, т.е. планировании, а на результатах. Разработать стратегический план важно, но это еще не означает то-

го, что его можно реализовать. Слабость стратегического планирования состоит в том, что в него не встроен механизм исполнения. Данный недостаток восполняет стратегическое управление. Для этого необходим комплекс определенных операций, т.е. алгоритм стратегического управления, позволяющий от влияния внешней среды и недостатка ресурсов для текущего функционирования перейти к устойчивому развитию МО на основе множественности ресурсных источников. Новое состояние МО достигается через системное применение конкретных инструментов по разработанному пошаговому алгоритму.

Для развития МО и реализации поставленных целей необходимо ресурсное, прежде всего инвестиционное, обеспечение. В целях повышения привлекательности территории для внешних инвестиций (бюджетных, корпоративных, банковских), упорядочения и концентрации соответствующих действий администрации необходима систематизированная разработка специальной стратегии МО, направленной на формирование конкурентных преимуществ МО. Для этого анализируются факторы, влияющие на остроту этой конкуренции, набор возможных конкурентных стратегий и условия применения, преимущества и ограничения каждой из них.

Что делать, если при всех предпринятых усилиях затраты на реализацию поставленных целей слишком велики, а резервы внутренних и внешних источников исчерпаны? На решение данной проблемы направлен инструмент сокращения стоимости при реализации стратегии и анализа возможных вариантов — функционально-стоимостный анализ (ФСА).

Какие технологии, методы и инструменты необходимо применить для выполнения планов в процессе стратегического управления территорией? Рассмотрим их использование в разрезе различных направлений управленческой деятельности — финансового, маркетинга, проектного, логистики, кадрового менеджмента и др.