Финансовый менеджмент для управления финансовыми ресурсами МО

     Ввиду ряда причин управление финансовыми ресурсами является ключевым в

муниципальном менеджменте. Рыночные отношения, характеризующиеся выраженным прагматизмом, снизили результативность применения административных методов муниципального управления в сторону экономических стимулов. Ясно, что без ресурсов не будет реализована ни одна, даже самая блестящая, стратегия, идея, проект. Финансовые средства имеют первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов, который может быть преобразован с минимальным временным разрывом в любой другой вид ресурсов. Любая деятельность начинается с ответа на вопросы: где найти источники финансирования, как организовать текущее и перспективное управление финансовыми ресурсами, обеспечивающее финансовую устойчивость и платежеспособность. В приложении к муниципальному управлению эти вопросы имеют множество аспектов. Выделим наиболее значимые, например: 1. Как оценить эффективность направлений расходования средств местного бюджета, обосновать его структуру и выделить приоритеты расходов для самой администрации, инвесторов, вышестоящих и контролирующих органов? Какие финансовые

показатели необходимо рассчитывать, отслеживать и публиковать для повышения инвестиционной привлекательности отдельных предприятий, муниципальных проектов и территории в целом, для привлечения банковских и иностранных инвестиций, кредитов из местного, регионального бюджетов, а также для формирования положительного имиджа администрации как надежного и устойчивого партнера?

2.  Далее, как сбалансировать местный бюджет для покрытия необходимых и обоснованных (например, разработанной стратегией) расходов, как избежать сокращения (секвестра) бюджета или отдельных его статей при невыполнении доходной базы, как увеличить существующие источники финансирования или найти новые? Как уменьшить расходы, повысить финансовую дисциплину и ответственность сотрудников администрации? Как оценить действующую систему формирования бюджета, его доходной и расходной части и их структуры; спрогнозировать тенденции развития и потенциал доходов бюджета, определить уровень и причины превышения расходной части над доходной (дефицитность бюджета), возможности снижения финансовых расходов территории? Как рассчитать поступления доходов во времени и покрыть кассовые разрывы (т.е. краткосрочный недостаток денежных средств) или, напротив, точно определять и управлять остатком бюджетных средств в планируемом периоде? Составление бизнес плана.

3.  Как получать постоянную, объективную и оперативную информацию о денежных потоках, как «связать» план и отчет, т.е. деятельность планово-экономического отдела и бухгалтерии? Как оперативно вносить корректировки в финансовые планы и цели по фактическим данным, максимально сократить дискретность предоставления финансовых отчетов и оформить их в нужной для принятия управленческих решений форме?

4.  И наконец, как мотивировать каждое подразделение местной администрации к наиболее эффективному использованию имеющихся в их распоряжении средств и поиску новых источников финансирования?

Решить данные задачи муниципального управления позволяет технология бюджетировании. Вы познакомитесь с процедурой, преимуществами и реальными примерами ее применения в муниципальном управлении.

В целях снижения затрат и повышения качества финансируемых работ, а также обеспечения прозрачности бюджетных трат (в т.ч. гласности, публичности бюджетного процесса), инвестиционной привлекательности МО необходимо осуществлять конкурсное размещение муниципального заказа. В настоящем пособии мы рассмотрим реально действующие положения, включающие формы документов и процедуры.

Для решения первой проблемы финансового управления предлагается структурировать расходные и доходные статьи бюджета по различным основаниям и сопоставить показатели разделов, а также использовать различные подходы и методики бюджетного анализа. В настоящем пособии мы обязательно рассмотрим официальные бюджетные классификации, которыми необходимо владеть в ходе построения и исполнения местного бюджета, чтения и анализа регионального и федерального бюджетов, взаимодействия с отделениями казначейства и вышестоящей админист- рацией. Мы проанализируем принципы построения и функции налоговой системы,;

виды налоговых и неналоговых платежей, формирующих доходную часть местного бюджета и бюджетов других уровней.

Актуальными проблемами муниципального финансового менеджмента являются оценка кредитоспособности, текущей и перспективной финансовой устойчивости, платежеспособности, вероятности кризиса и банкротства коммерческих предприятий различных форм собственности. Указанные задачи возникают при принятии следующих решений:

- об использовании муниципальной собственности (земельных ресурсов, зданий, сооружений, помещений и пр.);

-о целесообразности выдачи бюджетного кредита, ссуды, дотаций или обеспечения гарантий;

- о реорганизации или ликвидации объектов управления (предприятий, учреждений) в процессе соответствующих процедур (в т.ч. банкротства);

- об утверждении местной администрацией финансового отчета предприятий в качестве акционера (ОАО или ЗАО), учредителя, члена попечительского совета или в другом статусе;

- о сотрудничестве с потенциальными инвесторами (в т.ч. зарубежными).

Инструментом решения этих проблем является финансовый анализ. В пособии мы рассмотрим виды и процедуры, показатели и их значение, условия и ограничения применения комплексного финансового анализа в муниципальном управлении.

3. Маркетинг для информационного обеспечения управления МО

Анализ состояния финансовых ресурсов в динамике (мониторинг) является лишь отдельным блоком информационного обеспечения деятельности муниципальной администрации.

Для принятия обоснованных управленческих решений и снижения риска ошибки муниципальному менеджеру необходима достоверная, различной степени обобщения информация по всем аспектам деятельности.

Как выявить ключевые проблемы территории и расставить приоритеты по направлениям деятельности местной администрации? Как проконтролировать эффективность работы администрации и ее влияние на состояние объектов управления, как поддержать обратную связь с местным сообществом?

Информация, но несколько другого характера, необходима для оценки конкурентоспособности бизнес-проекта, разрабатываемого непосредственно местной администрацией или анализируемого ею для определения целесообразности финансовой или иной поддержки. Какие дополнительные услуги могут оказывать муниципальные организации (в т.ч. коммунальные) для улучшения их финансового состояния и сокращения дотационности? Как спрогнозировать дальнейшее развитие рынка и позиционировать (т.е. определить цену, потребительские характеристики) продукт муниципального проекта для обеспечения его рентабельности в настоящем и будущем? Как гарантировать реальность и достижимость целей бизнес-проектов с точки зрения востребованности их продукта рынком?

Отдельным блоком проблем является развитие потребительского рынка МО. Как выявить, проанализировать и ликвидировать причины недостатка предприятий торговли определенного профиля на территории МО?

Данные задачи решаются с помощью маркетинговых исследований (МИ). Мы представим вам различные формы МИ и их вариации, конкретные процедуры и методики проведения применительно к рассматриваемым проблемам муниципального управления.

Вы узнаете, как проводить и какие показатели необходимо измерять в ходе анализа социально-экономического положения, ресурсной базы и инвестиционной привлекательности МО. Вы сможете оценить экономический потенциал МО, состояние рынка труда, качество и уровень жизни населения. Мы рассмотрим составляющие, основания для деления и оценки муниципальных ресурсов и укажем на источники, которые необходимо использовать для получения нужной вам информации.

С помощью специальных методик Вы получите возможность оценить позиции Вашего МО по сравнению с МО — конкурентами. Вы научитесь выделять, рассчитывать, отслеживать и управлять факторами, которые определяют эффективность функционирования МО в краткосрочном периоде и в перспективе, привлекают и удерживают предпринимательство и промышленность в МО.

Одним из важных приложений результатов МИ является решение вопросов определения цены, используемой в муниципальном менеджменте как с позиции спроса (при осуществлении муниципальных закупок), так и предложения (цены на муниципальные ресурсы или продукты муниципальных проектов). Важно проработать наиболее эффективную цену при разработке муниципальных проектов или их оценку местной администрацией для принятия решения о кредитовании, поручительстве и другой поддержке. Мы проанализируем виды цен, методы установления цены в приложении к муниципальным ресурсам и проектам, а также рассмотрим специальные факторы, учитываемые при ценообразовании на отдельные виды ресурсов (земельные участки, нежилые помещения и пр.).

Собрать информацию и обработать ее — это лишь одна сторона проблемы. Важно также эффективно довести необходимую информацию до внешних пользователей (инвесторов, в т.ч. зарубежных, населения и др.). Существующие информационные системы часто оказываются малоэффективными. Например, если Вы провели большую работу по сбору, систематизации информации о преимуществах Вашего МО для инвестиций, предприняли усилия для улучшения положения Вашего МО по сравнению с другими МО, то возникает вопрос, как, по каким каналам информировать об этом адресатов, т.е. инвесторов, и перевести потенциал МО в реальные преимущества? Для решения этих задач разрабатывается специальный элемент маркетинга — «продвижение» территории на рынок инвестиционных ресурсов. Среди других проблем, решаемых комплексом «продвижения» в муниципальном менеджменте, выделяются:

- Информирование населения о функциях, задачах и вопросах, которые может решать местная администрация.

-  Формирование положительного имиджа администрации у населения и организаций как необходимое условие для достижения поставленных целей.

-  Стимулирование продаж товаров, работ, услуг местных предприятий (в т.ч. ЖКХ) для повышения их финансовой устойчивости и привлечения к решению социальных проблем территории.

-  Привлечение внимания общественности к происходящим событиям, чтобы вызвать интерес и желание участвовать в разработке и реализации планов развития МО.

Последняя задача является не менее важной, чем привлечение инвестиций на территорию для создания новых рабочих мест, расширения налоговой базы. В процессе стратегического управления Вы привлекаете потенциальных инвесторов уже на этапе разработки планов (особенно градостроительных), создав советы городского развития, различные комиссии с участием представителей бизнеса, населения. В сущности, стратегическое муниципальное планирование — это процесс обмена информацией, согласования позиций, координации действий и формирования заинтересованности в выполнении выработанной стратегии. Вовлекая в этот процесс инвесторов, Вы исследуете предложение, тогда как через население и общественность -спрос на результаты проектов использования муниципальных ресурсов и определяете их будущую востребованность. В противном случае планы и проекты останутся декларативными документами.

Создав устойчивую и эффективную информационную инфраструктуру (каналы распространения информации), Вы можете использовать ее для решения целого ряда других важных задач: развития местных предприятий и, следовательно, МО в целом, аккумулирования ресурсов на осуществление других проектов.