Информационные технологии в муниципальном менеджменте

Наряду с наличием команды квалифицированных специалистов и системы муниципального управления важным ресурсом является информация. Владение информацией — необходимое условие осуществления власти. Проблема в том, как получать достоверную информацию в нужной форме, различной степени детализации, в необходимое время и с минимальными затратами? Большие массивы разнопрофильной информации в муниципальном менеджменте требуют использования единых автоматизированных систем ее сбора, обработки и хранения.

Применение информационных технологий затрагивает все области муниципального менеджмента. Например, в сфере маркетинговых исследований — информационные технологии необходимы для проведения и обработки опросов; при управлении проектами — для расчета показателей, моделирования ситуаций, анализа чувствительности показателей к изменению внешних параметров; в логистике - для построения информационных систем управления ресурсопотоками; финансовый менеджмент требует применения специальных программ для подстановки бюджетирования, проведения финансового анализа отчетности предприятий и местного бюджета, для автоматизации бухучета и взаимодействия с казначейством; в управлении кадрами — для тестирования при приеме на работу и ведения индивидуальных программ обучения; для стратегического управления необходимы "умные" экспертные системы.

Совершенно очевидно, что в муниципальном управлении должны быть автоматизированы часто повторяющиеся вычислительные процедуры, хранение, обработка и использование больших массивов информации. Специальные программные продукты позволяют упорядочить контрольно-аналитическую работу по исполнению распорядительных документов, соблюдение сроков ответа по письменным и устным обращениям граждан, организаций, построение и оптимизацию графиков работ, подготовку различных отчетов, справок и пр.

Данные продукты могут значительно повысить оперативность работы аппарата, улучшить имидж местной власти среди населения, организаций и у вышестоящей администрации.

Применение информационных технологий необходимо во всех отраслях городского хозяйства: в социальной — для расчета и перечисления субсидий; в правоохранительной — для ведения паспортного стола, управления кризисными ситуациями; при создании геоинформационной системы, т.е. оцифрованной карты с различными слоями данных на ней, — для управления земельными и другими ресурсами МО.

Такое множество проблем создает трудности при построении плана автоматизации, расстановке приоритетов: важно, менее важно и т.д., отборе наиболее предпочтительных для применения информационных технологий функций, мероприятий, задач и сравнении эффективности различных направлений.

При отсутствии комплексного подхода к автоматизации в МО существуют отдельные «островки» передовиков и отстающих в этой области, происходят дублирование работ, несовпадение данных, необоснованные затраты и пр. Возникают проблемы согласованности с другими базами данных (например, региональными), закрепления прав собственности на информацию и ответственности за поддержание БД (баз данных), контроля использования БД (разграничение доступа, защита информации), преобразования или сокращения муниципальных БД с одинаковой информацией, но разной формы, реализованных на различных программных продуктах, для разных целей и организаций. Решению этих проблем способствуют создание единых информационных систем МО и их интеграция в системы более высокого уровня, грамотное проектирование АСУ, разработка технического задания, оценка программных продуктов, выбор исполнителей, координация работ и ресурсов заинтересованных служб, организаций и предприятий. Все это требует специальных подходов и знаний, информированности об уже существующих программных пакетах. Описание некоторых из них Вы найдете в настоящем пособии.

Мы рассмотрели создание информационной инфраструктуры с точки зрения решения существующих проблем муниципального управления, с позиции дедукции. Между тем современные интернет-технологии могут создать совершенно иные структуру и модели местного управления исходя из потребностей пользователей. В экономической сфере широкое распространение получила электронная торговля оптовая (системы В2В) и розничная (В2С, С2С), которая создала сильную конкуренцию традиционному ведению дел. Заключение сделок купли-продажи, поставки, оказание услуг, заем, кредит (интернет-банкинг), расчеты, хранение, страхование и другие операции, предусмотренные гражданским кодексом, осуществляются путем обмена электронными документами. Стало ясно, что за этими технологиями - будущее. Касаются ли эти тенденции только сферы бизнеса? Сегодня глобальная сеть широко используется муниципальными структурами для размещения данных о себе и обмена информацией по электронной почте (e-mail). Существуют здесь и другие многочисленные возможности, требующие создания новой системы внешних взаимодействий — электронного портала скачать бизнес план. Весь или часть комплекса услуг местной администрации может предоставляться виртуально от оформления аренды нежилого

помещения, земельного участка, различного рода согласований до оплаты счетов, налогов и сборов, получения субсидий, проведения публичного конкурса и др. Интернет-технологии могут быть применены для повышения эффективности работы образования, ЖКХ, здравоохранения и других отраслевых составляющих муниципального хозяйства. В случае внедрения электронных процедур снижаются эмоционально-психологическая нагрузка, вероятность злоупотреблений, обеспечиваются возможность круглосуточного обслуживания, альтернатива обращения (реально или виртуально), персонализация услуг, четкие процедуры. При внедрении информационных технологий дополнительно повышается долгосрочный конкурентный потенциал МО как интеллектуального города с прогрессивной администрацией, развитой «экономикой знаний», «цифровой» демократией. Для получения этих преимуществ важно обозначить этапы создания «электронного муниципалитета», разработать сценарии А2А, А2С, А2В, найти возможности преодоления организационно-финансовых проблем и других ограничений такой трансформации.