Задачи и мероприятия по управлению рисками

Внедрение интернет-технологий в управление МО может показаться вам фантазией, однако реализация таких проектов позволит снизить риск потери преимуществ Вашего МО перед другими. Несмотря на отсутствие давления конкуренции, монополия органов местной власти, не является незыблемой. Во-первых, большинство услуг, предоставляемых органами власти, однородно, поэтому они могут быть оказаны в электронной форме другими местными администрациями и даже коммерческими фирмами. И второе, бизнес и инвестиции могут перемещаться в места, где эффективные каналы связи с властью уже созданы.

Технологическое отставание — это лишь один из возможных источников риска. При реализации проекта, выбора сценария развития МО, принятия решений по кадрам или другим аспектам всегда существует риск ошибки. Стохастичность внешней среды (изменение законодательства, социально-экономической ситуации, конъюнктуры рынка, форс-мажор) является источником неконтролируемых рисков. Внутренние риски вызваны недоработками администрации в сфере маркетинга, управления финансами или кадрами.

Особую рисковую зону составляет жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Как защитить жилой и нежилой фонд, объекты инфраструктуры от повреждения или уничтожения в результате пожара, взрыва; аварии систем инженерного оборудования и сетей в жилых домах или за их пределами; стихийных бедствий; противоправных действий третьих лиц и др. Как обеспечить адресную помощь пострадавшим при возникновении таких событий; создать систему объективной оценки причиненного ущерба; сократить бюджетные затраты, связанные с ремонтом или заменой поврежденных (уничтоженных) объектов?

Потери в результате реализации рисковых обстоятельств могут иметь финансовый характер (возникновение дополнительных затрат, отрицательное отклонение от

планируемого и фактического результата, увеличение долговых обязательств) или выражаться в снижении имиджа администрации у деловых партнеров, среди населения, в уходе квалифицированных кадров и пр. Проявление негативных последствий может иметь как немедленный, так и отложенный, долговременный характер.

В последние годы получили распространение различные модели управления рисками, объединенные в систему риск-менеджмента. В зависимости от величины риска им можно пренебречь, переложить, снизить, минимизировать или избежать. Для защиты от рисков Вы можете реализовывать ряд организационных мероприятий, стремиться к снижению неопределенности путем получения дополнительной информации или применять специальный инструмент — страхование. Скачать готовый бизнес план. Страхование позволяет не только перераспределить риск возникновения форс-мажорных обстоятельств (пожар, авария, и пр.), невозврата выданного или полученного кредита, невыполнения гарантийных обязательств и др., но и повысить финансовую устойчивость предприятий ЖКХ и привлечь внебюджетные средства на предупреждение событий, имеющих следствием ущерб жилищному фонду, и на уменьшение ущерба от таких событий.

Специфической сферой рискового страхования является здравоохранение. Обязательное медицинское страхование — основной источник финансирования больниц и поликлиник. Поэтому для муниципального менеджмента важно управлять механизмом формирования этого источника и осуществлять контроль над ним.

В системе страхования администрация может выступать не только в роли страхователя. Для управления рисками муниципальный менеджер может использовать рычаги, предоставленные ему следующими ролями:

   контролирующей стороны выполнения условий договора страхования и расходования страховых фондов;

   стороны, согласующей нормативы страхового тарифа, льготы и надбавки, порядок формирования и использования страховыми организациями финансовых резервов и фондов, образуемых из страховых взносов;

 консультанта застрахованных лиц (прежде всего физических);  одной из сторон взаимного страхования.

В соответствии с этими ролями и обозначенными рисками муниципальному менеджеру необходимо построить эффективную систему страхования рисков, структурировать формы, виды и процедуры страхования, выделить участников страхования, контролировать расчеты страхового тарифа, владеть методами оценки и выбора страховой компании.