Антикризисное управление МО

Защитные механизмы риск-менеджмента способствуют раннему обнаружению, предупреждению и ограничению даже слабых сигналов «кризиса». Выше мы затронули некоторые подходы к предотвращению, недопущению кризисного состояния МО и обеспечению поступательного развития местной экономики. Тем не менее,

кризисы являются неизбежным спутником любого роста, тогда как равновесие - напротив, признак упадка, умирания.

Циклическая смена спадов и подъемов экономического роста объясняется наличием некоторого периода времени между выделением инвестиций и их освоением (короткий 3-летний цикл), заменой активной части средств производства одновременно в нескольких отраслях (средний 7-П-летний цикл), кардинальным обновлением технологического базиса общества (длинные 40-60-летние волны), явлениями ускоренного развития, сменой сезонов.

Такие системные циклы отражаются на всей муниципальной экономике. С другой стороны, кризисы отдельных местных организаций порождаются неблагоприятными изменениями составляющих спроса, факторов производства, состояния предприятий поставщиков и потребителей, изменениями в конкурентной среде, действиями госструктур и просто случайными явлениями. Резонанс отрицательного действия неконтролируемых внешних факторов в муниципальной системе вызван неустойчивостью подсистем предприятий: финансовой, производственной, маркетинговой, кадровой и их взаимодействия.

Все эти факторы могут быть причиной кризисов непосредственно органа местного самоуправления и его инвестиционно-заемной системы, социальной сферы и жилищно-коммунальных предприятий, отдельных коммерческих организаций МО или их совокупности. Перед муниципальным менеджером возникает множество проблем: как уменьшить размах циклических колебаний, как вывести из кризиса градообразующее предприятие, как ликвидировать бюджетный дефицит, как погасить бюджетную дебиторскую и кредиторскую задолженность, ликвидировать («расшить») взаимные неплатежи хозяйствующих субъектов в условиях нехватки наличности и пр.

В этих ситуациях задача местной администрации — выстроить линию антикризисного управления МО и четко обозначить свою роль. Для этого Вашему вниманию будут предложены пошаговый алгоритм антикризисного управления, классификация возможных ситуаций, методы прогнозирования и диагностики кризиса, набор механизмов «расшивки» неплатежей, описание процедуры банкротства и другие специальные инструменты вывода из муниципальных кризисов различного вида.