Банковская деятельность и финансовые ресурсы МО

Для решения проблем муниципального менеджмента необходима прозрачная, управляемая система прохождения финансовых потоков. Несмотря на широкие возможности, которыми обладает Казначейство, оно не осуществляет кассовые операции и имеет дело только с безналичным перечислением платежей. Казначейство является необходимым, но дополнительным звеном финансирования бюджетной сферы, что неминуемо удлиняет и усложняет процедуры прохождения платежей. Этот механизм исполнения бюджета не может обеспечить решение актуальных проблем в области управления муниципальными финансами. В частности, возникают вопросы:

Как повысить скорость осуществления расчетно-кассовых операций, получать информацию о проведенных платежах и остатках в режиме реального времени, снизить риски расчетов?

Как обеспечить «прозрачность» платежной системы для целей управления, контролировать, анализировать и оптимизировать поступление налогов и движение бюджетных средств, сократить издержки на осуществление выплат социальных пособий, субсидий, дотаций, пенсий, улучшить собираемость различного рода платежей — налоговых сборов, оплату транспортных и жилищно-коммунальных услуг?

Банки являются базисом при построении финансово-информационной системы МО, потому что в них сосредоточены необходимые технологические, кадровые и инвестиционные ресурсы. «Транспортом» такой системы могут служить чиповые пластиковые карты, которые выполнят множество функций по хранению информации, связанной не только с перечислением платежей, но и с выделением адресной социальной помощи, медицинскими и другими данными индивидуального характера.

Информационное обеспечение о состоянии расчетов дает возможность эффективного управления остатком на бюджетных счетах, в т.ч. для получения дополнительных средств на выполнение социальных программ. Инструментами здесь являются депозитные операции (т.е. банковские вклады) различного вида и доходности.

Четкое представление о состоянии и управлении бюджетными средствами, не снимает проблемы привлечения внешних ресурсов. Как покрыть кассовые разрывы расходов местной администрации, жилищно-коммунальных предприятий, бюджетных учреждений социальной сферы, как «расшить» неплатежи, как обеспечить финансовыми ресурсами значимые для МО проекты малых предприятий, привлечь внебюджетные средства в перспективные проекты развития МО? Для этого необходимо различного рода кредитование, где местная администрация является заемщиком, гарантом или долевым участником. Мы рассмотрим, какие виды кредитных ус-

луг предоставляют банки, что может являться обеспечением кредита, кто получает кредиты без обеспечения, как осуществляется кредитование, каковы условия кредитного договора и структура кредитной документации.

Важная проблема привлечения внешних ресурсов - это осуществление жилищного строительства, прямо влияющего на качество жизни населения МО. Как активизировать платежеспособный спрос и вовлечь сбережения граждан в процесс приобретения жилья; оживить инвестиционный процесс? Пример бизнес плана. Для этого необходимо развитие ипотечного кредитования. Распространение ипотеки имеет ряд положительных эффектов, в частности ускорение роста связанных со строительством отраслей, увеличение налоговых поступлений в бюджет, повышение занятости населения и стабильности в МО, развитие страхования. Для воплощения преимуществ ипотечных схем жилищного финансирования необходимо выполнить условия их осуществления, рассчитать основные характеристики, выбрать и построить модель реализации ипотеки.

Кредитные схемы могут сопровождаться значительным риском, а их условия (процентная ставка, сроки) — быть неприемлемыми для муниципальных проектов. Для распределения кредитного риска, снижения процентной ставки по получаемым банковским кредитам предлагается использовать различные виды гарантийных операций.

Привлечение средств может происходить также через выпуск в обращение (эмиссию) собственных ценных бумаг. Управление портфелем ценных бумаг в муниципальном менеджменте, наряду с эффективным размещением временно свободных денежных ресурсов, преследует цели расширения сферы экономического влияния, получения дополнительных прав контроля над деятельностью предприятий, доступа к дефицитным ресурсам. Эти задачи требуют знаний, технологий и специалистов, которыми располагают специальные отделы коммерческих банков.

Для эффективного задействования перечисленных банковских инструментов в муниципальном управлении необходимо четко определить и увязать взаимные требования, понять интересы банка и его специфику в различных ракурсах (как торгового и посреднического предприятия, кредитного учреждения и коммерческой организации). Нужно уметь говорить с банкиром на одном языке, т.е. владеть словарем специфических банковских терминов и пользоваться понятными ему экономическими аргументами (такими, как расчет денежного потока, статических и динамических характеристик проекта). После выполнения этих условий появляются возможность сотрудничества и альтернатива выбора партнера. Для того чтобы инструмент финансового управления был отлаженным и надежным, необходимо оценить и выбрать наиболее надежный банк для решения поставленных задач. Для этого Вашему вниманию будет представлен набор комплексных показателей и методик, используемых для объективного и обоснованного анализа деятельности банка.