Учреждения социальной защиты

Социальная защита населения весьма трудная экономическая и политическая задача для любого уровня власти, и особенно для муниципальных органов, вследствие их наибольшей приближенности к территории, семье, конкретному нуждающемуся.

Трудности выполняемой задачи связаны уже с определением цели и критериев социальной защиты. Кто имеет право получать муниципальную поддержку? Правомерно ли использовать категориальный принцип, оказывая помощь всем инвалидам, матерям-одиночкам, безработным и другим социально уязвимым группам (всего в РФ насчитывается 256 таких категорий)? Анализ эффективности социальной помощи показывает, что только 19% общей суммы социальных льгот и выплат приходится на долю беднейших слоев населения.

С другой стороны, является ли достаточным критерий низкого дохода? Должны ли учитываться социальный статус и заслуги потенциального получателя помощи перед обществом? Что такое «бедность», каков ее порог? Как избежать "ловушки бедности", когда незначительные различия в доходе могут вызывать получение пособия или отказ в нем? Какие доходы рассматривать при определении права на социальную поддержку, например, следует ли учитывать единовременные пособия,  ссуды, кредиты, страховые выплаты, доходы от подсобного хозяйства? Как определить экономию от эффекта совместного фактического проживания нескольких членов семьи? Как обеспечить достоверность информации, подтверждающей размеры  доходов с минимальными затратами на проверку? Как выделить семьи, в которых  высока вероятность получения доходов от вторичной занятости или случайных заработков и которым, следовательно, следует уделить особое внимание при проверке информации? Как ликвидировать социальное иждивенчество, пассивный характер  социальной защиты и ее оторванность от процессов экономического развития? Как согласовать действия различных социальных служб, исключить дублирование пре-  доставления справок?

Отдельный блок проблем касается привлечения внебюджетных средств в социальную сферу.

Могут вызывать путаницу названия механизмов социальной помощи. Например, в чем отличие и как соотносятся термины — социальное страхование, социальная защита, поддержка, обеспечение, обслуживание? Чем характеризуется адресная социальная помощь - отсутствием посредников или индивидуальным подходом?

Для ответа на эти вопросы необходима четкость понятий, выработка определенных принципов и комплексной программы социальной работы на их основе. Целесообразно применять технологию «ведение случая», организационно выделив для этого специальный центр, использовать статистические таблицы, реализовывать конкурсное размещение муниципального заказа и ряд других мер.

Какие внешние факторы повлияют на развитие муниципальной системы социальной защиты? Один из важнейших - качественный уровень, подготовки кадров. Последнее определяет, смогут ли воспитанники детских садов, школ и вузов достойно обеспечить в будущем не только свое собственное существование, но и детство своих детей, старость родителей? Давайте рассмотрим некоторые проблемы функционирования образовательных учреждений и подходы к их решению.