Образовательные учреждения

 Одним из центров затрат местного бюджета являются расходы на сферу образования в форме нормативного финансирования или разовой материально-технической помощи образовательным учреждениям (ОУ). Ввиду повышенной социальной значимости такие статьи могут относиться к разряду защищенных. Местная администрация заинтересована в сбалансированном бюджете каждого учрежденного ею ОУ еще и потому, что несет субсидиарную ответственность по обязательствам ОУ.

В процессе управления бюджетом ОУ придется учитывать, что лишь часть ОУ могут выступать прямыми бюджетополучателями вследствие отсутствия статуса юридического лица. Поэтому необходимы прозрачность и контроль финансирования для обеспечения целевого расходования средств, выделенных на конкретное учреждение. С другой стороны, руководители ОУ, как правило, не могут являться эффективными хозяйственниками, т.к. в основном это педагоги, сосредоточенные на шдачах учебного процесса. Им требуется помощь специалистов извне, со стороны, заинтересованной в развитии ОУ и пользующейся авторитетом. Такой стороной должна стать местная администрация.

Какие факторы определяют расходы на систему образования в целом и как происходит управление финансами отдельного ОУ? Как распределить ограниченные бюджетные средства между образовательными учреждениями? Как проанализировать качество образовательного процесса, обработать статистические данные и подготовить комплексную рейтинговую оценку ОУ, сгруппировать ОУ и сравнить Эффективность различных групп (например, средние школы и инновационные. Какие центры затрат и прибыли существуют в этой сфере, как сбалансировать бюджет на образовательную систему? Для ответа на эти вопросы важно понять, как формируется и из каких статей состоит бюджет системы образования на микро- и макроуровнях. В последнем случае задача местной администрации - поддержание постоянной информированности (об изменениях порядка финансирования, распределении средств и пр.), в первом - непосредственное управление микробюджетами  ОУ в процессе их балансировки.

Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в ОУ необходимо учнывать и использовать особенности экономики системы образования.

В этой сфере существует множество нюансов. Какие права имеют образовательные учреждения в отношении своего имущества? Как будет распределяться дополучаемый от повышения эффективности его использования? Чем определять создание единого информационного поля решит проблему проверки дохода при определении права на социальную помощь, сократит время ее оформления, обеспечит альтернативность формы ее получения с максимальной персонификацией услуг (технология "ведение случая"). Рассмотрим решение других проблем социальной защиты.