База знаний, навыков и умений муниципального менеджера

В связи со сложностью решаемых задач, направленных на управление труднопредсказуемой большой системой, включающей различные подсистемы с собственными целями и назначением, муниципальный менеджмент является многогранной и многоуровневой структурой и использует инструментарий целого ряда экономических наук. К базе муниципального менеджмента следует отнести не только углубленное знание данного региона (города, района и т.д.), его природно-ресурсного потенциала, исторических, демографических особенностей, уровня экономического развития, но и вопросы управленческого характера, а именно построение системы управления, наиболее приемлемой и эффективной для каждого муниципального образования. Поэтому научная дисциплина - муниципальный менеджмент — тесно связана с другими науками и отраслями экономических знаний. Это общие (экономическая теория, государственное регулирование, микро- и макроэкономика, менеджмент), специальные или функциональные экономические науки (стратегический менеджмент, маркетинг, банковское и страховое дело, управление проектами, финансовый и кадровый менеджмент и др.), а также конкретно-экономические и отраслевые науки (экономика промышленности, транспорта, строительства, туризма, жилищно-коммунального хозяйства, отдельного хозяйствующего субъекта — предприятия, региона, страны и пр.).

Муниципальный менеджер в зависимости от уровня управления (линейный, функциональный, верхний) должен знать и/или владеть всеми или частью этих наук и портфелем соответствующих инструментов  .


 Требования к муниципальному менеджеру в зависимости от выполняемых

функций

Вне зависимости от занимаемого уровня муниципального управления все сотрудники администрации, непосредственно осуществляющие контакты с объектом управления (населением, предпринимателями, организациями), выполняют все или часть функций управления, так как тем или иным способом дают распоряжения, планируют, координируют и контролируют его (объекта) деятельность.

Муниципальные служащие в зависимости от занимаемой должности и уровня управления  .

В частности, для лиц, находящихся на высшей ступени муниципального управления, приоритетными являются организационная и социально-психологическая виды деятельности, которые накладывают следующие требования 

1.  Для организационной деятельности — это умение расставить приоритеты, организовать коллективную работу исполнителей; ориентироваться в сложных ситуациях и находить рациональные и нестандартные решения; заключать договоры, вести переговоры, устанавливать контакты, планировать свою деятельность и работу коллектива; знание методов организационно-управленческой деятельности.

2.  Для социально-психологической деятельности — процессное консультирование - умение воспитывать в работниках способность мыслить, действовать, ре- 1 шать возникающие проблемы оперативно и самостоятельно; обладать спокойствием

и выдержкой в конфликтных ситуациях; умение мотивировать труд работников; обладать убежденностью и принципиальностью; сохранять ровное отношение со все-, ми работниками; умение оценивать свои действия с точки зрения этики и морали; Умение убеждать, доказывать, разъяснять; обладать способностью оказывать влияние на окружающих, быть требовательным, но не подавлять; соблюдать законода- 1 тельные права и обязанности; развивать собственную личность.

Для специалистов, занимающихся планированием, разработкой перспективных проектов во взаимодействии с частным бизнесом, необходимы:

1. Инновационная деятельность: инициативность, умение видеть эффективность и перспективность нового дела.

2. Экономическая: умение оценить финансовое состояние, экономическую эффективность принимаемых решений, читать и комментировать баланс; способности разрабатывать новые коммерческие идеи; знание предпосылок банкротства и факторов, влияющих на уровень издержек.

З. Аналитическо-исследовательская: способность анализировать и сопоставлять  факты и результаты; умение оценить перспективность цели; способность анализировать воздействие внешних и внутренних факторов; умение разрабатывать стратегию и тактику; умение разрабатывать и анализировать варианты решений; способность профессионально оценить результаты своей деятельности и коллектива.

Рассмотрим также деятельность муниципального служащего по выполняемым  ролям (даны в классификации канадского исследователя Г. Минцберга):

1. Межличностные роли, в которых муниципальные служащие выступают лидерами (выполняют обязанности правового и социального характера), руководителями (активизация деятельности подведомственных организаций, мотивация, работа с кадрами), связующими звеньями (осуществление контактов с внешней и внутренней средой).

2. Информационные роли — приемник (поиск, получение и обработка информации, осуществление контактов, связанных с получением информации), распределитель информации (передача информации другим сотрудникам) и представитель (участие в собраниях, коллегиях, рабочих группах, экспертные функции).

3. Роли, связанные с принятием решений, выбором - предприниматель (разработка и реализация новых проектов, оценка риска), устраняющий нарушения (корректировка действий при возникновении нарушений, кризиса в разных сферах, во внешней или внутренней средах), распределитель ресурсов (программирование деятельности подчиненных, объекта управления, составление планов, графиков работы, составление бюджетов и распределение финансов), ведущий переговоры (представление органа власти на всех переговорах).

Перечень показателей профессиональных и личностных качеств по различным категориям муниципальных служащих приведен в специальной литературе  .

Существуют законодательно установленные квалификационные требования к государственным и муниципальным служащим. Они включают требования к уровню профессионального образования в зависимости от группы и специализации должностей; к уровню правовых знаний, необходимых при исполнении соответствующих должностных обязанностей, стажу, к опыту работы и др. В частности, минимальные требования по содержанию и уровню подготовки по специальности «Государственное и муниципальное управление» (06.10.00) установлены соответствующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и утверждены в 1995 г.

Таким образом, муниципальный менеджер должен:

- знать об особенностях и специфике управляемых объектов - территориальных социально-экономических систем (регионоведение, основы муниципального хозяйства, организация инфраструктуры). Знания конкретной территории приобретаются в ходе практической деятельности;

- обладать знаниями, навыками и умениями в основных областях профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих: управлении экономическими процессами (государственное регулирование экономики, бухгалтерский учет, финансы и т.п.), управлении социальными процессами (основы демографии и расселения, социальный менеджмент и т.п.), управлении политическими процессами (политология и т.п.);

- обладать знаниями, навыками и умениями по основным видам профессиональной деятельности - правовой — контроль за исполнением законодательства (конституционное право, публичное право, гражданское право, муниципальное право и т.п.), административной (управление персоналом, административные системы и офисные технологии и т.п.).