Основные подходы к осуществлению муниципальной

власти

Выше мы рассмотрели права муниципального менеджера, необходимые для решения задач управления территорией. Кто получает и имеет право использовать эти правовые полномочия? На каком основании и в какой форме?

В работах А. А. Замотаева   и А. Н. Широкова   органы местного самоуправления рассмотрены в системе органов публичной власти.

Конституция Российской Федерации называет единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ. Здесь же в ст. 3 определены формы осуществления народом своей власти:

-    непосредственное осуществление власти, высшим выражением которого являются референдумы и свободные выборы;

-    через органы государственной власти (федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ);

-    через органы местного самоуправления.

Основные отличия местного самоуправления от государственной власти представлены Л. А. Велиховым 

-    различие в характере власти (местное самоуправление — власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью);

разграничение сфер компетенции (ограничение круга дел, предоставленных местному самоуправлению);

-    самостоятельные источники средств (не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих задач); территориально ограниченный, выборный принцип.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" власть местного управления закреплена правами:

-    установления общеобязательных в границах подведомственной территории правил (норм);

-    принятия в пределах установленной компетенции нормативных правовых актов, обязательных для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами, органами и должностными лицами местного самоуправления, органами и должностными лицами государственной власти;

-    иметь собственные органы охраны общественного порядка, способные легитимно применить насилие.

Кроме того, задачей местного самоуправления в соответствии с перечнем его полномочий (ст.6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") является распределение ценностей в обществе.

Таким образом, местное самоуправление в пределах МО выполняет одновременно функции власти и функции хозяйствующего субъекта.

Однако не всякая формальная власть (законная) является фактической. Как добиться реальной власти? Для этого необходимо сочетать различные формы реализации власти 

  Анализ характеристик возможных форм фактической реализации муниципальной власти



Применение той или иной формы власти определяется конкретной ситуацией, предпочтительным является сочетание различных форм власти. Критерий при этом следующий: власть есть в той мере, в которой принятое решение выполняется (эффективность власти заключается в степени достижения поставленных целей). В частности, административные методы управления (директивы, устные и письменные распоряжения) имеют ряд недостатков, присущих власти, основанной на традиции и принуждении   Наиболее эффективно гибкое ситуационное сочетание административных и экономических подходов.

  Ограничения административных методов муниципального управления


Рассмотренным формам власти соответствуют основные направления реализации власти:

 Власти через убеждение — идеологическое направление (соответствие власти устремлениям большинства населения).

 Экспертной власти — профессионализм властей.

 Традиционной власти — структурная легитимация (соотношение между властью и процедурой законности получения этой власти, доверие к самой процедуре получения и осуществления власти).

 Власти харизмы — персонализированное направление - доверие к властвующему лицу (соответствие имиджа властвующего лица образу власти в глазах населения). Выделяются следующие типы лидеров:

1.     Знаменосец (выразитель идей, оратор).

2.     Служитель (выразитель интересов населения).

3.     Предприниматель (может стать таким как надо, чтобы победить).

4.     Пожарный (делается лидером в критических ситуациях).

5.     Псевдолидер («короля играет свита», т.е. окружение, которое конструирует И создает имидж, образ лидера).

С точки зрения процесса осуществления власти, местное самоуправление являстся управляющей структурой развития территории. Поэтому функции управления для данных органов являются функциями менеджмента, ориентированными не только во внутрь, но и внешними, основными, в приложении к решаемым проблемам. Организационно внутреннюю и внешнюю функцию менеджмента могут выполнять различные подразделения местной администрации. Однако они могут использовать н своей деятельности одни и те же приемы, методы, механизмы реализации соответствующей функции с поправкой на масштаб управляемой системы — орган власти, муниципальное образование 

  Реализация функций муниципального менеджмента



С этой позиции проблема управления муниципальными ресурсами экономическими методами имеет два аспекта:

- содержание, т.е. применяемые инструменты управления, являющиеся универсальными для любой организации независимо от организационно-правой формы, целей и характера деятельности;

-  форма, т.е. специфика, учитывающая особенности муниципального менеджмента в соответствии с целями управления.

Так же можно интерпретировать «управленческую пятерню», которую целесообразно применить не только для определения управленческой ответственности внутри организации, но и при контроле распоряжений и постановлений, направленных во вне и содержащих поручения предприятиям различных ОПФ (организационно-правовых форм) и частным лицам. Суть этого инструмента в следующем . Указательный палец показывает на того, кого руководитель хочет в чем-то обвинить. Три пальца указывают назад, на руководителя. Они «спрашивают»: 1. Кто выбрал исполнителя для выполнения задачи, которая решена неудовлетворительно? 2. Кто его инструктировал? Как это было сделано? 3. Был ли соответствующий контроль за его работой и кто его осуществлял? Только ответив на все три пункта, можно разогнуть «обвиняющий» палец. При этом большой палец напоминает, что излишний нажим делает успех невозможным  .