Определение путей достижения целей и задач. На этом этапе генерируются

, анализируются возможные направления использования специального финансово-экономического инструментария для достижения выработанных целей:

- финансового инжиниринга , инструменты которого могут изменять состав и структуру финансовых потоков, построенных на этапе анализа. Здесь проводите

более углубленное изучение НПБ, выделенной на предыдущем этапе, для выявления налоговых льгот и асимметрий", строятся возможные платежные схемы органа власти и потенциальных спонсоров, выявляются резервы в прохождении финансовых потоков.

организационного реинжиниринга для качественного изменения структуры управления городским хозяйством, эффективность такой перестройки оценивается на основе расчета ее (перестройки) экономической результативности.

инструментария проектного финансирования, с помощью которого на основе объединения организационного и финансового инжиниринга анализируются возможности мотивации участников существующих и создаваемых платежных систем.

Стратегический план развития МО — это «конституция развития МО», на основе которой вырабатываются целевые программы, в которых происходит декомпозиция задач:

- для каждого выделенного центра финансовой ответственности;

-  во времени — составляются рабочие программы, содержащие конкретные задачи и пути их решения, общий объем инвестиций, график выполнения работ, т.е. начинается процесс оперативного (1-2 года) и тактического (до года) планирования.

На этом этапе с помощью перечисленных и других инструментов на базе результатов мониторинга и ресурсного анализа, т.е. проблем и возможностей МО, вырабатываются планы достижения поставленных. Бюджетирование на этом этапе применяется для генерации направлений диверсификации доходных источников МО и как основание для их структуризации и дальнейшей детализации.

На данном этапе должен использоваться соответствующий стратегический инструментарий. По результатам предыдущих этапов строятся таблицы SWOT-анализа, применяются МАИС.

Анализ, оценка эффективности и выбор альтернатив стратегий и отдельных направлений производятся с помощью следующих критериев:

1.   Наличие стратегических соответствий (СС).

2.   Поддержка большинства групп местного сообщества.

3.   Несколько источников финансирования развития без роста налогообложения граждан и юридических лиц.

4.   Эффективное использование имеющихся ресурсов.

5.   Положительное влияние на все стороны жизни в административно-территориальной единице.

6.   Максимальное использование знаний и опыта должностных лиц в структурах управления без увеличения численного состава последних.

7.   Ориентация на достижение утвержденных целей развития данной территории;

8.   Согласованный план-график этапов реализации по направлениям экономического развития (совпадение этапов, возможность их запараллеливания).

9.   Скоординированность действий с программами развития соседних территорий и всего региона в целом  .

10. Бюджетная эффективность, т.е. повышение доходов и сокращение неэффективных расходов муниципального бюджета в результате мероприятий, либо непосредственно направленных, либо создающих условия для повышения доходов или сокращения расходов. Акцент может делаться на косвенном долгосрочном эффекте (например, улучшении инвестиционного климата в МО), тогда проводится его качественная оценка.

П.  Отдельный блок составляют критерии эффективности проектов (приведены в 2).

12. Эффект от реализации стратегии для различных групп местного сообщества. Для оценки направлений стратегии может быть составлена таблица, в которой приведен перечень мероприятий и ожидаемый качественный эффект от реализации для трех основных групп: администрации (например, повышение управляемости муниципальным хозяйством); предпринимателей (расширение возможностей для бизнеса, упрощение административных процедур, создание конкурентных условий); граждан (создание новых рабочих мест, расширение доступа к услугам и рост их качества, возможность участия в обсуждении и принятии решений по вопросам перспективного развития МО).

VI. Составляется консолидированный бюджет МО. В случае, если предложенные мероприятия не приводят к полному балансу всего бюджета МО (т.е. не все поставленные цели остаются достигнутыми), необходимо провести конкурс проектов и оценить каждый из них (алгоритм проведения конкурсов и критерии оценки муниципальных проектов приведены в 2).

VII. Далее начинается наиболее сложный этап — их реализация: оперативное управление проектами, скользящее бюджетирование, управление по отклонениям и пр.

Эффективность использования методики значительно повышается, если существует единое информационное поле, охватывающее внутренние подразделения местного самоуправления, городские службы, вышестоящие и нижестоящие администрации. Единая система обработки информации позволяет повысить качество принимаемых местным самоуправлением решений, моделируя и оценивая их последствия. Накапливается массив данных, организуются его хранение и средства поиска, создаются базы данных по статистической информации как макроэкономического характера (ситуация в регионе и в России в целом), так и микроэкономического, касающейся территории МО. На последующих этапах осуществляется автоматизация методов решения управленческих проблем, классифицируемых по функциям управления, функциональным подсистемам, а также по этапам и стадиям принятия управленческих решений. Необходима интегрированная многофункциональная автоматизированная система стратегического и оперативного управления бюджетом МО, децентрализованными территориальными и внутренними (ЦФУ) подразделениями органа местного самоуправления. Данная система, действующая на основе баз данных в режиме реального времени (ON-LINE) и включающая подсистемы планирования, анализа, контроля, позволяет быстро и качественно осуществлять бюджетирование.

Каждый приведенный этап не является обособленным. На практике в ходе приложения предложенной методики может быть произведена коррекция и возврат на любой предыдущий этап (обратная связь). Например, дерево целей может динамично перестраиваться в ходе бюджетирования; при необходимости собираться дополнительная статистика для оценки проекта; по результатам выявленных в процессе бюджетирования отклонениий — разрабатываться новые проекты и т.д.

Использование методики при принятии решений в условиях нестабильности даст возможность органу власти МО управлять имеющимися и привлекаемыми ресурсами, а также формировать многовариантную систему ресурсного обеспечения выполнения возложенных на него функций.

Блок-схема методики приведена на 


Каждый этап рассмотренной методики муниципального управления реализуется с помощью соответствующего набора финансово-экономических инструментов муниципального управления , которые рассмотрены в МО.


  Сетка специального финансово-экономического инструментария муниципального менеджмента.