Определение перспектив развития МО на основе анализа внутренних и внешних возможностей

Для определения стратегических перспектив развития широкое распространение получил SWOT-анализ. Анализ SWOT (анализ ССВУ) (strengths, weaknesses, opportunities and threats analysis)   — это анализ сильных и слабых сторон организации или территории, возможностей потенциальных угроз со стороны внешней. Возможности (альтернативы) определяются как нечто, дающее шанс сделать что-то новое, например, для организации выпустить новый продукт, завоевать но-

вых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить и улучшить цепочки ценностей и т.п.; местной администрации - улучшить уровень жизни населения, развить местную промышленность и т.д. Угроза — это то, что может нанести ущерб организации, лишить ее существующих преимуществ (нарушение авторских прав, незаконное использование ее интеллектуальной собственности, уникальных разработок, появление новых конкурентов и т.п.). SWOT-анализ сформировал основу стратегического анализа  . Только по завершении всеобъемлющей оценки внешнего и внутреннего состояния организации или конкретной территории можно приступить к рассмотрению реальных вариантов действия по выбору стратегических альтернатив. Стратегии должны строиться на сильных позициях и использовании возможностей. Поскольку каждая организация будет сталкиваться с различным набором возможностей и угроз (Os и Ts) и каждая будет иметь различные сильные и слабые стороны (Ss и Ws), то в результате и стратегия каждой будет уникальна.

Проведение SWOT-анализа, как и использование любого другого стратегического инструмента в муниципальном управлении, требует привлечения массы экспертов для повышения качества анализа, выявления мнения всех групп местного сообщества. Поэтому оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для МО может быть проведена в форме социологического опроса жителей со следующим содержанием анкеты:

«Проводится исследование перспектив развития Вашего МО. Постарайтесь, пожалуйста, выразить в 2-3 словах 3-5 основных отличительных черт МО с точки зрения стратегического развития в будущем:

1. Внутренние сильные стороны МО в следующем:

2. Внутренние слабые стороны в следующем: 1)... 2)...

3. Какие-либо внешние изменения могут дать МО следующие позитивные возможности: 1)... 2)...

4. Какие-либо внешние потрясения могут угрожать МО следующими негативными последствиями: 1)... 2).....»

  Пример SWOT- матрицы для оценки внешней и внутренней среды МО



Помимо приведенных в табл. к числу сильных сторон развития муниципального образования можно отнести:

-  высокий управленческий потенциал власти и стабильной социально-политической среды, отсутствие серьезных конфликтов с властями субъекта Федерации;

-  выгодное географическое положение;

-   созданная разветвленная инфраструктура для туризма, проведения досуга;

-   богатые природные ресурсы (лес, известняк, глины, полезные ископаемые);

-   развитая транспортная сеть;

-   мощная диверсифицированная экономическая база муниципального образования;

-   хорошая обеспеченность трудовыми ресурсами высокой квалификации;

-   относительно низкий уровень безработицы, высокий научный потенциал;

-   положительный баланс налоговых доходов и текущих расходов;

-   устойчивая налоговая база;

-   высокий профессиональный уровень сотрудников департамента финансов;

-   отсутствие долговой нагрузки на бюджет по заемным средствам;

-   низкая кредиторская задолженность бюджета;

-   снижение зависимости бюджета от вышестоящей администрации;

-   богатое историческое прошлое;

-   и др.

К числу слабых сторон относятся:

- кризис крупных промышленных предприятий (простои, скрытая безработица);

-  ухудшение демографической ситуации (сокращение численности населения, доли трудоспособного населения, которое не компенсируется механическим приростом, старение населения);

- ограниченное количество квалифицированных управленческих кадров и кадров в целом в большинстве городских служб и предприятий;

- нехватка профессионально-технических школ;

- ухудшение экологической ситуации, показателей уровня жизни населения;

- недостаток опыта долгосрочного заимствования при значительных потребностях в заемных средствах;

- снижение уровня доходов бюджета при необходимости отвлечения значительных средств бюджета на обеспечение инвестиций в муниципальное хозяйство, в том числе за счет заемных средств;

- высокая зависимость контроля над бюджетом от желания, воли, интересов руководителей на фоне относительно слабых институциональных и системных факторов управления бюджетом;

- отсутствие конкурентоспособного производства;

- избыточность неэффективного имущественного комплекса на крупных промышленных предприятиях;

- массовая неэффективность хозяйствования (неумение целенаправленно использовать ресурсы, доходы, научно-технический, производственный потенциал в условиях рынка);

- сокращение доходной базы экономики и, в частности, бюджетов всех уровней;

- отсутствие бюджетных программ развития производства;

- неблагоприятный инвестиционный климат;

- неразвитость легитимной коммерциализации в отраслях жилищно-коммунального хозяйства и других службах города, слабость сферы нетрадиционных услуг, спрос на которые быстро возрастает;                                             

- неэффективность программ развития малого и среднего бизнеса;

- вялая работа по гармонизации интересов различных социальных групп общества;

- нет должного обеспечения экономической безопасности (отсутствует криминологическое планирование, не ведется активная работа по декриминализации группировок, действующих в сфере экономики);

- отсутствие системы решения задач, связанных с разделением по вертикали функций, полномочий, ответственности и бюджетов органов власти и административных территориальных образований;

- отсутствие утвержденных стратегических решений по экономическому реформированию хозяйства в целом и по программам реформ отдельных отраслей производства и городского хозяйства;

- и др.