Методы активизации творческих способностей специалистов в стратегическом управлении

В процессе разработки стратегии важно получить максимальное количество альтернативных целей развития и путей достижения. Это дает возможность сравнения стратегий и выбора наиболее эффективной. Достаточно распространено мнение, что умение генерировать идеи — это свойство и привилегия лишь творчески одаренных людей. Однако существует набор специальных методов (МАИС), помогающих создавать идеи и неординарные решения проблем. Давайте рассмотрим определение, состав и сферы применения МАИС.

МАИС  — это группа методов, предполагающая использование научного, интеллектуального, исследовательского и творческого опыта экспертов . В сфере муниципального стратегического управления МАИС применяется практически на всех этапах описанного выше алгоритма , в частности:

Мозговой штурм или мозговая атака (от англ. Brainstorming) дает количество идей, в т.ч. в сфере решения стратегических проблем муниципального развития, в 2-4 раза больше, чем тогда, когда эксперты принимают решение одни. Этим методом, может быть не подозревая о его наименовании, пользуется любой руководи-

тель, проводя совещания с участием специалистов из различных организаций для обсуждения и выработки решения. Для того чтобы применение мозгового штурма было эффективным, необходимы знания его специфики. Использование этого метода вызвано тем, что:

 при обычном обсуждении проблем возникновению новаторских идей препятствуют контролируемые механизмы сознания;

поток идей сковывается под давлением стереотипных форм принятия решений;

 оригинальные идеи рождаются в процессе побуждения к свободным ассоциациям.

Мозговой штурм обычно проходит в два этапа:

1.  Генерация идей группы экспертов и их запись на магнитофон/стенограммой (максимальная продолжительность — 45 минут).

2.  Оценка идей путем прослушивания/просмотра записей и группировки мнений.

Основной принцип проведения мозгового штурма - отсутствие критики, разделение этапа генерации и оценки идей. Размер группы должен быть около 8-15 человек (большее количестве неэффективно, слабоуправляемо, может вызвать хаос). Необходимым условием использования метода является создание неформальной атмосферы, раскрепощение участников. Однако сложно создать такие условия в деловой обстановке, кроме того метод не исключает появления абсурдных идей, ухода от проблемы.

Метод гирлянд и ассоциаций основан, как и «мозговой штурм», на применении ассоциативного мышления и заключается в следующем. На первом этапе из словаря (орфографического, толкового, русско-английского или иного) случайным образом выбирается некоторое количество слов (10-20). Далее от этих слов группой экспертов специальным методом (подбором прилагательных, существительных и пр.) «вяжутся» ассоциации к рассматриваемому предмету.

Метод решающих матриц заключается в построении матрицы Х-строк на У-столбцов, где X - список альтернатив решения, а У — перечень условий (внутренние и внешние факторы и параметры процесса), при которых принимаются решения. Применением матрицы в других сферах являются, например, выбор стандартных решений, разработка таблиц коэффициентов, констант, процентов, дисконтов и др.

Морфологический анализ заключается в разбиении проблемы на части и нахождении нескольких вариантов решения этих проблем с дальнейшим выбором наиболее оптимального. При использовании метода также строится матрица, где столбцы - это задачи решения проблемы, а строки — варианты решения. Трудность применения метода заключается в оценке вариантов по выбранным критериям.

Метод сценариев (или метод «если, то») - использует ситуационный подход к принятию стратегических решений. Метод базируется на итеративной (повторной) последовательности построения сценариев с целью выбора подходящей альтернативы управления. Сценарий - это гипотетическая картина последовательного развития в пространстве и во времени событий, составляющих эволюцию исследуемой сиcтемы (муниципальной). Целью метода является получение научно обоснованного прогноза для принятия решения. При построении сценария учитываются внутренние и внешние факторы. Из внутренних и внешних факторов можно выделить активные факторы, которые используются для управления системой (управляющие факторы). Остальные могут служить ограничениями (естественными - определяются конечностью различного вида ресурсов и законами развития, нормативными -связаны с правами и обязанностями субъектов социальных систем). При построении сценариев выбирается сценарный индикатор — это критичный к предельным состояниям системы параметр (критерии оптимальности системы - допустимый минимум продукта, допустимый максимум затрат). В методе используется процедура определения гарантированного прогноза, т.е. определение границ, за которые развитие системы выйти не может по объективным причинам, т.е. область допустимых знаний (ОДЗ). Для определения ОДЗ задаются максимально возможные значения параметров факторов, положительно влияющих на развитие системы, и минимальные значения факторов, препятствующих ее развитию. В этих условиях оценивается идеальное из допустимых состояний системы, т.е. ее потенциал. Для определения нижнего предела развития системы поступают наоборот.

При использовании любого метода этап генерации необходимо отделить от этапа анализа идей. Основной критерий отбора идей - решение выявленных проблем и достижение поставленных целей. Формализовать этот этап можно с помощью проведения коллективной экспертизы или метода расстановки приоритетов .

 Дерево целей — метод структуризации задач, проблем, целей для их разукрупнения и конкретизации. Построение дерева целей и задач заканчивается на уровне определения исполнителей. Для структуризации может применяться метод диаграмм сродства, когда цели группируются поочередно каждым членом команды экспертов с помощью перемещения целей, написанных на самоклеющихся блоках и помещенных на какой-то поверхности (столе, письменной доске и пр.). Объектом диаграмм сродства является также распределение целей и функций по блокам организационной структуры. При построении дерева целей применяется системный анализ, основанный на учете внутренних и внешних факторов . Внешний анализ направлен на наиболее полное выявление эффектов по всем направлениям, связанным с решением поставленной проблемы. Для этого проблема «подвешивается» к завершающим целям и проводится количественная оценка эффектов от их реализации. Внутренний анализ проблемы предполагает построение дерева проблем. При анализе проблем использованы критерии: новизна, возможность решения, значимость, сложность, напряженность, которые могут оцениваться экспертно и количественным показателем, например, для напряженности: