Методы структуризации проблем

Одним из инструментов МАИС является дерево целей. Рассмотрим его применение на практических примерах.

Дерево целей — иерархическая структура проблем и задач, упорядоченная по уровням их решения: генеральная цель, цели, подцели, задачи, пути решения задач (в англ. этим уровням соответствуют goals, purposes, targets). Для выявления проблем проводятся кабинетные и/или полевые маркетинговые исследования, экспертые опросы, для их упорядочивания могут применяться диаграммы сродства, для генерации и оценки направлений решения проблем — МАИС и другие методы.

Дерево проблем развития одного МО, выявленных на основе социально-экономического анализа, представлено на рис., 17.



  Пример дерева качественных целей развития МО По результатам исследования ряда МО было построено дерево проблем типичного МО  .


  Дерево проблем и целей управления муниципальными ресурсами

Рост социальной незащищенности населения требует увеличения расходов, в то время как фактические доходы уменьшаются, что связано с кризисом бюджета и сокращением собственных слабо диверсифицированных источников финансирования. Кроме того, проявилась непропорциональная численности населения дифференциация доходов МО, когда фактическая социальная помощь зависит от места проживания адресата (инвалида, пенсионера и др.). С помощью мозгового штурма были определены цели, для достижения которых необходимо решить выявленные проблемы. Генеральной целью муниципального управления является формирование многовариантного ресурсного обеспечения деятельности местного самоуправления, включающего три направления. Во-первых, это уменьшение расходов по существующим статьям, в т.ч. экономия и поиск источников внебюджетного финансирования. Во-вторых, увеличение доходов путем эффективного использования существующей ресурсной базы и оказания услуг. И, в-третьих, формирование альтернативных источников финансирования бюджета в целом с помощью разработки муниципальных проектов и эффективного перераспределения средств между МО. Во всех трех случаях в органе местного самоуправления необходимо применение маркетинговых инструментов. Например, эффективное развитие торговых предприятий на территории МО, являющихся основой доходной базы местной администрации, невозможно без использования маркетинга территории .