Оценка приоритетов группой экспертов

Для распределения ресурсов между стратегическими направлениями и расстановки приоритетов соответствующих действий, выбора альтернативы необходимо провести количественную оценку и сравнение по важности выработанных целей.

Коллективная экспертиза (коллективный анкетный опрос экспертов с последующей статистической обработкой полученной информации) широко используется для перевода качественных оценок в количественные и может быть успешно применена для количественной оценки важности стратегических целей развития МО.

Рассмотрим этапы проведения коллективной экспертизы 

1.   Создается рабочая группа или назначается ответственный для организации и проведения экспертизы.

2.   Формируется группа экспертов, включенных в опрос (в зависимости от характера проблемы в нее могут входить от 10 до 200 человек).

3.   Оценивается репрезентативность выбранной группы экспертов (М), которая определяется как среднее арифметическое компетентности каждого участника экспертной группы (kj). Компетентность эксперта определяется по двум коэффициентам: аргументированности ka (устанавливает структуру аргументов, послуживших основанием для оценки) и осведомленности к"с (уровень знаний по изучаемой проблеме).

Чем больше относительная важность цели, тем она приоритетнее для достижения. Таблица перевода количественных показателей важности в качественные и наоборот приведена ниже.


Степень согласованности мнений экспертов определяется по коэффициенту вариации оценок, данных каждой цели или подцели. Чем меньше коэффициент вариации, тем более согласованы мнения экспертов. Этот коэффициент рассчитывается следующим образом:

1) Сначала определяется дисперсия оценок (показывает квадрат отклонения оценок от среднего) и рассчитывается как

Области применения метода коллективной экспертизы чрезвычайно разнообразны: он применяется везде, где требуется расставить приоритеты, оценить важность (например, прогнозирование, анализ альтернатив и проблем, распределение ресурсов).

  Результаты коллективной экспертизы целей на рис.