Выделение функций и оптимизация затрат

Для оценки эффективности альтернативных стратегий может применяться ФСА   и взаимодополняемыми  . В примере 


В процессе стратегического управления ФСА может использоваться для анализа виртуального и реального объектов (продукта, проекта, плана), в связи с чем различают три его формы: корректирующую, которая предназначена для уже существующих (освоенных) объектов; творческую (проектную) — для предотвращения появления неэффективных решений при создании новых объектов, и инверсную — для поиска новых сфер применения или унификации объекта. ФСА позволяет сократить затраты, помогает проанализировать альтернативы и сделать выбор между ними. Объектами ФСА могут быть не только стратегии, но также оргструктуры, процессы, проекты, материальные, финансовые и информационные потоки, планы и пр. Метод основан на представлении любого объекта как системы, в которой каждый элемент выполняет совокупность функций . Любая из функций (внутренняя или внешняя, основная или вспомогательная) имеет некоторую относительную важность и на ее выполнение необходимы определенные затраты.

Что скрыто за аббревиатурой ФСА [Другие названия метода: анализ стоимости — VA (Value Analyze), управление стоимостью VM (Value Management), проектирование стоимости VE (Value Engineering)].

ФСА (функционально-стоимостной анализ) - комплексное исследование объекта, направленное на оптимизацию его полезности, качества и затрат на функции на всех этапах жизненного цикла. Сопоставление этих величин с помощью ФСА позволяет выявить дисбалансы в объекте и пути их нивелирования. Распространенность применения ФСА связана также с сочетанием этого инструмента с активизацией коллективного творчества специалистов. МАИС здесь применяется как на этапе оценки важности функций, так и на этапе генерации путей ликвидации дисбалансов.


Примеры применения ФСА приведены в оргструктуры).

5. Организация работ по социально-экономическому развитию МО С целью разработки стратегического плана развития МО и организации работы по его реализации, в том числе взаимодействию городских административных структур, представительной власти, предпринимательских кругов и общественности, а также других структур, оказывающих влияние на городское развитие, может быть создана самостоятельная структура, называемая, например, Агентство социально-экономического развития (АСЭР). Среди возможных функций АСЭР   необходимо выделить следующие:

1. Анализ природных, демографических, производственных, финансовых и других ресурсов МО.

2. Анализ макросреды МО (изучение наметившихся объективных тенденций развития экономики страны, анализ экономической политики с использованием данных

. макроэкономических прогнозов Минэкономики РФ, ведущих международных финансовых организаций, определяя тем самым "внешние" условия развития МО).

3. Постоянный мониторинг экономики МО, прогнозирование тенденций в ключевых отраслях и на предприятиях МО.

4.  Разработка сценариев долгосрочного экономического развития МО, общая оценка затрат и эффекта при их реализации, подготовка предложений по наиболее вероятному сценарию.

5. Анализ современного опыта реформирования муниципального хозяйства, включая схемы финансирования отдельных проектов.

6. Построение инвестиционной политики, которая определяла бы отраслевые и другие приоритеты в поиске и реализации инвестиционных проектов с учетом интересов МО и потенциальных инвесторов (формирование инвестиционного портфеля).

7. Доведение информации до потенциального инвестора о конкретных преимуществах МО, перспективах его развития, юридических условиях деятельности (инвестиционный профиль города), а также о конкретных объектах потенциального инвестирования (площадки, их инфраструктурное обеспечение и пр.).

8.  Разработка и выполнение стратегического плана экономического развития МО и привлечение инвестиций для реализации этого плана. Это подразумевает вовлечение потенциальных инвесторов и представителей бизнеса уже на стадии разработки плана.

9.  Мониторинг хода реализации стратегического плана и его корректировка с учетом изменений внешних и внутренних факторов.

10. Взаимодействие при проведении такой работы с администрацией МО, предприятиями, банковскими институтами, общественными организациями, научными и образовательными учреждениями. П. Подготовка рекомендаций для местной администрации

-  по планированию и управлению средствами муниципального бюджета, проведению политики заимствований и бюджетных гарантий;

-  по реализации и сопровождению отдельных проектов, связанных с реформированием городского хозяйства, целевых программ, а также проектов развития отдельных предприятий города;,

- по совершенствованию предпринимательского климата в МО: в области законодательства, бюрократических процедур, отдельных инструментов по привлечению инвестиций и содействию в реализации конкретных проектов.

12. Экспертиза проектов на предмет их соответствия основным приоритетам стратегического развития МО.

Штат специалистов такой структуры может составлять 9-11 человек, в числе которых:

руководитель, способный сочетать принцип независимости организации с налаживанием рабочих контактов с администрацией, бизнесом и общественностью,

экономист-аналитик,

специалист по прогнозированию и составлению моделей,

 демограф или специалист по социальным вопросам,

 специалист по планированию и зонированию городской территории,

 специалист по финансам,

 специалист по управлению проектами,  юрисконсульт,

 штат технических сотрудников — 2-3 человека.

Юридической формой такой организации может являться «некоммерческое партнерство». Эта форма соответствует цели деятельности - реализации общественно значимых целей — и наиболее адекватно соответствует роли учредителей.

Основным источником финансирования деятельности АСЭР являются взносы учредителей; вступительные взносы юридических и физических лиц, вступающих в партнерство в дальнейшем; ежегодные членские взносы. Учредителями АСЭР могут быть:

   Администрация.

 Промышленные, финансовые, торговые и другие предприятия, действующие

на территории МО и привлеченные извне. s Научно-исследовательские и учебные организации.

   Организации регионального уровня (областные, республиканские, краевые).

   Инвесторы — уже работающие в МО или потенциальные.

 Международные организации, заинтересованные в поддержке разработки стратегии экономического развития МО.

  Риэлторские фирмы и их ассоциации. s Лидеры общественных организаций.

Местные средства массовой информации.

В дополнение к АСЭР может быть создан некоммерческий Фонд социально-экономического развития, выполняющий следующие задачи:

1. Формирование и использование муниципальной собственности.

2. Аккумулирование средств на выполнение социальных программ.

3.  Построение системы управления проектами, соответствующими стратегии развития МО.

Взаимодействие между Фондом и Агентством может строиться по следующей схеме . Фонд, единолично учрежденный и контролируемый администрацией, управляет недвижимостью и финансовыми ресурсами, разрабатывает и осуществляет проекты, подбирает или создает исполнителей. В свою очередь Фонд, наряду с местной администрацией и другими равноправными партнерами, входит в состав учредителей АСЭР. АСЭР, проводя аналитические исследования, ресурсный анализ, осуществляя взаимодействие с представителями администрации, бизнеса, общественных организаций, концентрирует всю необходимую информацию для разработки реальных планов, учитывающих имеющиеся ресурсы, возможные инвестиции, потенциальных участников. Используется встречное движение предложений и объединение усилий: с одной стороны, предприятия-учредители, входящие в АСЭР, предлагают собственные проекты, с другой — АСЭР и Фонд могут формировать проекты согласно выработанной стратегии и осуществлять подбор исполнителей. В любом случае все реализуемые проекты проходят экспертизу в АСЭР на соответствие стратегии или для ее корректировки. Результатом деятельности АСЭР является связанная система стратегических, оперативных и тактических планов, утвержденная

главой администрации. Результат деятельности Фонда - портфель проектов, разбивающих реализацию стратегий на множество шагов и частей, плотно соприкасающихся другу с другом и превращающих планы в реальность. Указанные цепочки являются преимущественно замкнутыми, т.е. в реализации проектов и использовании ресурсов участвуют только партнеры АСЭР или учрежденные Фондом предприятия для обеспечения контроля финансовых потоков проектов, целевого использования ресурсов. Моделируемая Фондом система управления проектом позволяет при необходимости гибко изменять состав участников проекта для достижения поставленных целей (например, освоения выделенных земельных участков, завершения строительства и пр.).