Налоговые платежи. Функции, принципы и виды

Налог - обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, оговоренных существующим законодательством.

Основными элементами налога являются (ст.17 ч.1 Налогового кодекса РФ):

1.  Субъект налогообложения (налогоплательщик) - юридическое или физическое лицо, плательщик налога.

2.  Объект налогообложения — облагаемое налогом имущество, собственность, доход, оборот, потребление.

3. Налоговая база.

4. Налоговый период.

5. Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения (в % и в твердой сумме).

6. Порядок и сроки уплаты налога.

Элементами налогообложения также могут являться:

- В необходимых случаях — льготы по налогу.

- Источник уплаты налога — чистый доход.

-  Преференции, т.е. льготы, которые предоставляются одним государством другому (например, по таможенным платежам) в случаях установления специальных налоговых режимов.

При анализе или корректировке местной налоговой системы необходимо учитывать задачи и принципы построения налоговых систем.

Налоги выполняют следующие основные функции:

1) регулирующая (ускорение или замедление развития отраслей) - данная функция налогов делает их главным инструментом экономической политики государства;

2)  стимулирующая (стимулирование развития отдельных отраслей производства или сферы услуг);

3) распределительная (распределение и перераспределение результатов воспроизводства);

4) фискальная (формирование дохода государства).

В некоторых исследованиях регулирующую и распределительную функции налогов объединяют в экономическую функцию.

Принципами налогообложения являются 

1) равнонапряженность налогового поля;

2)  определенность ставок, льгот (налоговое законодательство должно содержать все элементы налога, необходимые для его исчисления и уплаты, а сами законы должны быть конкретными и понятными);

3) обязательности и безвозмездность;

4)  однократность обложения, состоящий в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения;

5) законность (законодательная форма установления налогов);

6) легальный характер налоговых платежей;

7) хозяйственная независимость налогоплательщика; 8)стабильность;

9)  подвижность (эластичность собираемости налогов от ставок налогообложения  ;

10) простота и доступность порядка налогообложения;

П) принцип налогового федерализма, который определяет разграничение полномочий и предметов ведения в сфере налогообложения между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением;

12) принцип исчерпывающего перечня налогов;

13) взимание налогов с доходов, а не с капитала.


«Кривая Лаффера»

РФ.

  Перечень налогов и сборов в соответствии ____________с Налоговым Кодексом (1)_____________________


Итак, бюджетным кодексом установлен "закрытый" перечень федеральных, региональных и местных налогов. Это значит, что региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать налоги или сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Вместе с тем, территориям предоставлены достаточно широкие законодательные полномочия в налоговой сфере. Органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления могут самостоятельно принимать решения о введении на их территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы, ставки налогов (в пределах, установленных Налоговым Кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты налогов, формы отчетности по ним  .

Характеристика действующих налогов приведена в табл..

  Характеристика налогов и сборов, взимаемых с хозяйствующих субъектов и граждан на территории РФ













Объемы поступления от некоторых видов налогов и сборов в Федеральный бюджет и в бюджет субъекта Федерации Москвы, обладающего статусом местного самоуправления, приведены в табл..

  Объемы Федерального бюджета и бюджета города Москвы на 2000 _______________________год по источникам (в млн. рублей)____________________


Ввиду слабого влияния со стороны местной администрации на действующую на территории МО налоговую систему, налогами необходимо управлять путем использования налоговых льгот, минимизации налогообложения с помощью употребления банковских и других инструментов. Поступления от налогов могут служить приближенными индикаторами состояния местных предприятий - их оборота (оборотные нало к), прибыли (налог на прибыль), развития (налоги на имущество) в текущий момент и в динамике.