Виды неналоговых доходов

Согласно ст.41 — 46, 62 Бюджетного Кодекса РФ к неналоговым доходам местных бюджетов относятся:

 Доходы от использования муниципального имущества, а именно

арендная или иная плата за сдачу во временное владение и/или пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности;

проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

-  средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

- средства от возврата бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и муниципальным гарантиям;

плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюдже-иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной оспах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах лиственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим

ют прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;. гие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества находящегося в муниципальной собственности.

доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деяности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах местного бюджета как доходы

пользования имущества, находящегося в муниципальной собственности, либо как о пл от оказания платных услуг.

>чоды от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в имищипальной собственности (например, в процессе приватизации).

ходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов того самоуправления,  полученные в результате применения мер гражданско-правовой, админиивной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

6.  Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ в виде дотаций, субсидий, субвенций, безвозмездных перечислений физических и юридических лиц (в т.ч. целевые пожертвования).

7. Иные неналоговые доходы, к числу которых относятся сборы.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, сбор не является безвозмездным платежом и в этом его главное отличие от налогов.

Это могут быть поступления от оплаты (выкупа) права аренды (может составлять половину годовой арендной платы) земельного участка, нежилого помещения, рекламного места, платы за право участвовать в проводимых конкурсах (на организацию летней торговли, размещения торговой точки и пр.), право установки временных гаражей (металлических тентов), право на осуществление лицензируемых видов деятельности. Последнее право, согласно Федеральному закону от 25.09.98 №158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», называется лицензией.

В последующих разделах мы рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся управления перечисленными видами неналоговых доходов, в частности ценообразование и привлечение инвесторов в муниципальную собственность (земельные участки и нежилые помещения), возможные виды платных услуг, оказываемых учреждениями образования, жилищно-коммунальной сферы, правоохранительными органами и др.

В данной главе подробно остановимся на двух неналоговых статьях - лицензионных сборах и денежных взысканиях (штрафах).

. Действие лицензии соответствует территориальной компетенции выдавшего ее 1 органа власти (для федеральной лицензии - территория РФ, для регионов — территория данного субъекта и, с 1.01.2005 г., иных субъектов при условии уведомления лицензиа- 1 том лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ). Срок действия может] быть менее чем три года только при заявлении соискателя. Плата за рассмотрение за- явления не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, за по — в реоформление - не более 10%. Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда. Суммы лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты. Лицензия выдается.отдельно на каждый вид лицензируемой деятельности.

Закон содержит исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности (всего - 215 видов), которые можно сгруппировать следующим образом:

1. СМИ (теле-, радиовещание, издательская и полиграфическая деятельность);

2. Финансово-посредническая деятельность (лизинг; риэлтерская деятельность;.

(аудит; деятельность негосударственных пенсионных, инвестиционных, паевых инвестиционных фондов и их специализированных депозитариев). 3. Сертификация. 4. Производство, распространение защитных знаков маркирования товаров.

5.   Производство, ремонт, распространение, утилизация вооружения, военной iехники, боеприпасов и пр.

6.   Проектирование, производство, монтаж, эксплуатация оборудования, связанного с геологоразведочными работами, транспортировкой и добычей полезных ископаемых.

7.   Производство, хранение, испытание взрывчатых материалов и приборов, пи-iехники.

8.   Заготовка, переработка, производство, торговля цветными, черными, драгоценными металлами и драгоценными камнями.

9.   Производство и поставка тепловой и электрической энергии.

10. Изготовление технологического оборудования для производства этилового спирта, производства и разлива алкогольной и спиртосодержащей продукции.

П. Производство пищевых продуктов из зерна (мука, крупа, хлеб, хлебобулочные макаронные изделия), в т.ч. особо - для государственных нужд.

12. Производство и оптовая торговля табачными изделиями.

13. Деятельность, связанная с медициной, наркотическими и психотропными веществами.

14. Оказание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

15. Морские и речные перевозки грузов, пассажиров и пр., погрузочно-разгрузочные работы.

16. Утилизация отходов производства и потребления.

17. Ремонт, реставрация памятников истории и культуры.

18. Организация и проведение лотерей.

19. Распространение и ремонт ККМ (контрольно-кассовых машин). Эксплуатация АЗС.

21. Воспроизводство, распространение (не в рознице), публичный показ произведений.

22. Организация и содержание тотализаторов и игорных заведений. Производство и разлив, оптовая реализация минеральной и природной питьероектирование, строительство зданий, сооружений, производство строительных конструкций и материалов.

 Изготовление печатей, штампов, бланков.

Другие виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено вступление в силу до момента вступления в силу Федерального закона иными федеральными документами.

К п.28 относится лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, которое регламентируется отдельным законом.

Отсутствие лицензии при осуществлении лицензируемых видов деятельности влечет за собой наложения штрафа.

Штрафы - денежные взыскания, налагаемые на предприятия и население уполномоченными контролирующими органами за нарушения действующих законодательных актов, норм и правил, регламентирующих их деятельность.

В соответствии с Законом РФ от 7.02.1992 №2300«О защите прав потребителей» и другими законодательными актами существует ряд штрафов, налагаемых на предприятия потребительского рынка и сферы бытового обслуживания населения, которые классифицируются следующим образом:

1. По выполняемым функциям штрафы делятся на:

13 контрольные (защита прав потребителей и соблюдение законности), 0 фискальные (пополнение местного бюджета),

0 информационные (установление контакта между предприятием и администрацией).

2. По объему: 1-10, 25, 50, 100 минимальных размеров оплаты труда.

3. По характеру деятельности предприятий-нарушителей: торговли, общественного питания, бытовых услуг, производственные.

4. Штрафы, налагаемые за ненадлежащее оформление деятельности - отсутствие необходимых лицензий и/или их непредъявление проверяющему лицу, наличие и правильность оформления уголка потребителя (на котором должны быть помещены ассортиментный перечень, Закон о защите прав потребителей, книга жалоб и предложений и др.), отсутствие утвержденных технологических карт (для предприятий общественного питания), отсутствие или неправильно оформленные ценники/прейскуранты на оказываемые услуги (нет наименования товара, подписи материально-ответственного лица, печати, даты и/или веса - фасованных товаров, хлеба и пр.), вывески с указанием основного профиля и ОПФ деятельности предприятия, его фирменного наименования, режима работы.

5. Штрафы за выявленные нарушения в процессе деятельности - реализацию товаров с истекшими сроками реализации, отсутствие сопроводительных документов на реализуемые товары (накладные, сертификаты качества и др.), санитарное состояние подсобных помещений, торгового зала, прилегающей территории, нарушение порядка ведения Книги жалоб и предложений, отсутствие контрольных весов, отсутствие контрольно-кассовой машины (ККМ) или карточки регистрации ККМ в налоговом органе, невыдачу кассового чека, нарушение санитарных условий хранения товара и его фасовки, отсутствие санитарной книжки у продавцов, технологических карт, несоответствие веса расфасованных товаров и блюд ценникам, нарушение установленного порядка пользования весоизмерительными приборами (неисправное состояние, неправильная установка, несоблюдение сроков клеймения), отсутствие в продаже товаров первой необходимости, предусмотренных в утвержденном ассортиментом перечне, нарушение установленного порядка оформления меню, отпуск товара без упаковочных материалов, закрытие предприятия с нарушением режима работы без уведомления муниципального органа власти и пр.

6. Штрафы, налагаемые в соответствии с административным кодексом или по специальным законам о штрафных санкциях  .

7.  Наложенные и взысканные. Штрафы могут быть наложенными (когда оформлено предписание), но не взысканными, что необходимо учитывать при оценке деятельности контролирующих организаций.

Одной из мер для повышения поступления средств может служить возможность безакцептного снятия сумм штрафов, предъявляемых предприятиям-нарушителям. Кроме вышеперечисленных штрафов существуют взыскания, накладываемые:

-  на предприятия различных сфер деятельности: административно-технической инспекцией — АТИ (штрафы за самовольное занятие земельных участков, нарушение сроков застройки и пр.), государственными комитетами по охране природы (сверхнормативное загрязнение окружающей среды, превышение ПДК выбросов);

- на граждан: Комиссиями по делам несовершеннолетних (КДН), административными комиссиями (согласно Административному кодексу), муниципальной жилищной инспекцией (за несоблюдение действующих правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда), экологической милицией и др.