Бюджетирование в управлении муниципальными финансовыми ресурсами

Актуальность постановки системы бюджетирования в управлении муниципальными финансами связана с необходимостью получения постоянной объективной информации о денежных потоках, повышения финансовой дисциплины и ответственности каждого подразделения, достижения целей и выполнения финансовых показателей в разрезе каждого финансового центра, балансирования местного бюджета для покрытия необходимых и обоснованных расходов (определенных на основе поставленных на плановый период целей и с помощью расчета).

Существующая система составления местного бюджета часто работает по принципу: если снижается доходная часть, то пропорционально секвестрируются (сокращаются) расходные статьи и/или расставляются приоритеты, урезаются отдельные направления. Однако объективно расходы являются аддитивной, т.е. суммирующей, функцией от следующих переменных:

количества населения;

числа детей, которые должны быть охвачены обязательным образованием;

площади государственного жилищного фонда;

протяженности коммуникаций;

площади асфальтированных покрытий;

числа инвалидов;

социальных и других программ с соответствующими весовыми коэффициентами, отражающими распределение расходов по уровням управления, помноженными на коэффициенты содержания единицы (кв.м.убираемой площади, социальная помощь на одного нуждающегося и т.д., в соответствии с законодательно закрепленной компетенцией за бюджетными уровнями).

В системе управления муниципальными финансами может быть заложен принцип скользящего (оперативного) планирования с периодом в один квартал. В этом случае до начала очередного финансового года составляется годовая смета с поквартальной разбивкой, далее до 25 числа каждого квартала смета на текущий квартал уточняется и корректируются годовые показатели (например, по форме, представленной в табл.). Однако управления доходами и расходами не происходит, оно ограничивается лишь контрольной функцией, выполняемой финансово-казначейским управлением, и планированием, которым занимается управление экономики. Основной функцией бухгалтерии является не управление финансами, а учет по первичным документам и контроль за соответствием совершаемых операций законодательству. Задача состоит в создании нового механизма управления расходами и доходами, интеграцией функций планирования и учета, с максимально сокращенным сроком контроля (например, до декады или даже ежедневно). Такие возможности предоставляет бюджетирование.

_______  Пример формы уточнения сметы муниципального бюджета


Возможности бюджетирования

Бюджетирование — создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Это комплекс, включающий в себя:

1. Бюджет как финансовый план по выбранным позициям.

2. Финансовую отчетность как результат выполнения бюджета.

3. Последовательную цепочку управленческих действий, направленных на интеграцию различных управленческих контуров в единый контур бюджетного управления.

Бюджетирование направлено на :

1. Выделение центров финансового учета (ЦФУ) и определение центров финансовой ответственности (ЦФО) на всех уровнях, когда каждый отдел (ЦФУ) отвечает за свою долю затрат и доходов в общем объеме всей организации в соответствии с определенными коэффициентами разнесения. ЦФУ позволяют снижать не абстрактные расходы всей организации, а конкретные расходы по каждому ЦФУ, тем самым балансируя их и формируя, по возможности, профицит по бюджету каждого центра или балансируя консолидированный бюджет всей организации за счет убытков и прибыли отдельных центров.

2. Установление полного контроля за денежными потоками внутри организации. Самые разнообразные аспекты финансового управления - от создания гарантийного фонда, управления остатком средств до использования финансовых инструментов банка - получают мощное подспорье с появлением даже сравнительно простого бюджета.

3. Формализацию мотивации достижения целей. Бюджет играет регулирующую и направляющую роль, а также контролирующую. Система учета должна измерять результат выполнения бюджетов, строить индикаторы для анализа отклонений. Результат- это сопоставление затрат и доходов, значит, это управление доходами, управление расходами и управление результатами через влияние на первое и второе.

4. Постановку оперативного учета. Самые прогрессивные организации составляют баланс еженедельно (нужно иметь в виду и опыт западных компаний, которые, как и банки, закрывают баланс каждый день). В современных условиях только бухгалтерия располагает информацией, которую можно использовать для финансовой отчетности; в том виде, в каком она существует, она не годится для оперативного управления - ни по форме, ни по регламенту. Наконец ее просто недостаточно. Отсутствие точного и систематизированного знания о своих финансах оборачивается потерями в размере до 20% доходной части бюджета  .

5. Бюджетирование открывает широкие возможности для использования информационных технологий в оперативном контроле за финансами и в области финансовой аналитики. В результате организация обретает финансовую прозрачность. Однако программа должна лечь в подготовленные "ячейки" организационной и финансовой структур, политики учета, единого регламента всех служб, персонала.

6. Согласование работы планово-экономического отдела и бухгалтерии. Бюджетным планированием занимается планово-экономический отдел, финансовой отчетностью - бухгалтерия, и оба исходят из собственного понимания целей работы. Иными словами, планирование планированием, а отчетность отчетностью. И то и другое - типичная "вещь в себе". Наличие бюджета дает плоды лишь при сравнении с результатами исполнения этих бюджетов, выявлении причин, к ним приведших, и выработке соответствующих решений.

Давайте познакомимся с работой механизма бюджетирования.