Балансирование ЦФУ в процессе бюджетирования

Процесс бюджетирования  начинается с определения центров прибылей и убытков . Под центрами убытков понимаются сферы, где возникают расходы, не сбалансированные доходами и, наоборот, для центров прибыли. По критерию выполняемой функции и объема расходуемых средств в рассмотренном МО было выделено 8 центров, 7 из которых - центры убытков и лишь один — центр прибыли:

1. ЖКХ (содержание и эксплуатация объектов ЖКХ, санитарная очистка территории, вывоз ТБО) - центр убытков.

2. Благоустройство территории (капитальный и текущий ремонт асфальта, проведение конкурсов, вывоз брошенного транспорта) - центр убытков.

3. Адресная социальная помощь и помощь общественным объединениям (советам ветеранов войны и труда, обществам инвалидов, репрессированных, блокадников и ip.) - центр убытков.

4. Помощь учреждениям социальной сферы (ЦСО, ЦСВ, учреждениям здравоохранения, культуры, образования, досуга) - центр убытков.

5. Организация праздничных мероприятий и оформление территории района  - центр убытков.

б. Работа по информированию населения (выпуск муниципальной газеты, проведение опросов общественного мнения, размещение информационных стендов) - центр убытков.

7. Правопорядок — центр убытков.

8. Сеть потребительского рынка — центр прибыли.



Данные центры прибыли и убытков показаны на организационнофункциональной структуре органа местного управления на   Балансировка всего бюджета проводится за счет помощи от вышестоящего уровня, что отражено на!

схеме.

Задача — максимизировать количество центров прибыли и покрывать оставшиеся центры убытков за счет перераспределения финансовых ресурсов, т.е. сбалансировать местный бюджет.

Для каждого центра убытков были сгенерированы возможные пути балансировки! Рассмотрим их в порядке убывания ранга.


Анализ центров убытков

ЖКХ. Расходы по этому ЦФУ возникают из-за убыточности непосредственных исполнителей данной функции - ремонтно-эксплуатационных предприятий. Проведенный ФСА и финансовый анализ деятельности данных организаций (рассмотрен в причинами:

1. Большим объемом отвлеченных средств (выплачиваемых штрафов и др.), из-за низкого качества работы данных организаций. Инструментами для решения проблемы могут быть:

проведение конкурсов на выполнение работ по обслуживанию и эксплуатации жилого фонда с привлечением частных подрядчиков;

материальная заинтересованность работников в повышении качества;

мотивация повышения качества через проведение конкурсов «лучший рабо- чий комплексной уборки», «лучший техник»;

профилактический контроль в самой организации со стороны техников;

внедрение информационных технологий (2)

2. Дебиторской задолженностью со стороны жителей и организаций. Подходы для уменьшения задолженности:

работа с неплательщиками — физическими лицами (методика приведена в );

применение жестких санкций к должникам юридическими лицами (вплоть до лишения права аренды);

3. Дисбалансом между значимостью и расходами на функцию - обслужить внут-1 ридомовую и придомовую территории. Способ ликвидации дисбаланса:

- уменьшение затрат на выполнение данной функции (через реорганизациейные процедуры, механизацию, формирование новых центров прибыли в РЭУ, проведение реорганизации РЭУ).

4.  Высокой долей затрат на управление (затрат на содержание заказчика (ДЕЗ), АУП РЭУ). Инструментарий для уменьшения затрат:

- организационный реинжиниринг;

- поиск альтернативных способов управления (ТСЖ, привлечение частных упрарИ ляющих организаций через конкурсное размещение муниципального заказа на управление жилым фондом);

-  применение финансовой логистики для уменьшения стоимости прохождения платежей, снижения НДС (подробнее см. в 2).

Благоустройство территории — центр убытков, который трансформируется Л прибыльный, если:

1. Включать в стоимость строительства сбор на озеленение, асфальтирование приЯ легающей территории, устройство детских площадок или же, напротив, уменьшатИ стоимость права аренды участка под строительство, если застройщик возьмет на себЯ выполнение компенсационных мероприятий (например, при строительстве магазина увеличивается нагрузка на подъездные пути и, следовательно, необходимо включить И стоимость работ их ремонт и амортизацию).

2. Возмещать с владельцев брошенного автотранспорта стоимость работ по его эвакуации, если же владелец не появился в течение определенного срока - продавать автотранспорт с аукциона и/или реализовывать запчасти или сдавать в металлолом в зависимости от состояния брошенного транспорта.

3. Реализовать конкурсный принцип отбора исполнителей работ по благоустройству (например, строительству детской площадки), что позволит сократить расходы по данной статье.

По результатам мониторинга «Экономика и развитие предпринимательства в районе. Привлечение организаций малого и среднего бизнеса к решению социальных проблем района», проведенного исследуемым органом местного управления, 22 предприятия высказали желание принимать участие в благоустройстве внутри дворовых территорий (строительстве детских площадок, озеленении, установке скамеек). Кроме того, 16 предприятий (9,1%) выразили желание выступить спонсорами программы «Благоустройство».

Работа по информированию населения может быть преобразована в центр прибыли при использовании существующей информационной муниципальной инфраструктуры в коммерческих целях и для оказания дополнительных услуг:

А. Продажа рекламно-информационного пространства (в т.ч. местным рекламным агентствам) в муниципальной газете 

В ходе проведения указанного выше мониторинга 19 предприятий (10% опро шенных) высказали желание принять участие в оформлении территории МО, 17 (9%)  информировании населения, 24 (13,6%) предприятия согласились поддержать муниципальную газету в форме подписки и/или размещения рекламы. Неэффективность собственной рекламной политики, как сдерживающий фактор, выделили 19 предпри пин (П,7%).

  Расчет затрат на размещение рекламы в муниципальной газете


Примечание. Значения в строке 1 показывают существующее положение, тогда как В остальных - моделируемое.

По результатам указанного в п. А мониторинга на вопрос "Какие формы сотрудЯ ничества вам наиболее подходят?" 23 предприятия отметили разработку схем финаня сирования (долевое участие в инвестициях), 24 - совместные МИ и 23 — постоянные мониторинг потребительского рынка. 16 предприятий района выделили недостато! информации по объектам возможных инвестиций, а 8 - отсутствие маркетинговых ис следований территории в качестве фактора, мешающего делать инвестиции.

Для продвижения услуг А — В необходимо подготовить бюллетени и предоставлять их при приеме предпринимателей, а также опрашивать приходящих руководителей на предмет интересующей их информации, которая может повысить эффективность eq дения ими бизнеса (например, через анкетирование).

покупка лицензий на право торговли в праздничные дни;

установка рекламных щитов во время таких мероприятий;

привлечение спонсоров, проводящих рекламную кампанию в период пра ника при поддержке местного печатного органа.

Правопорядок. Данный ЦФУ можно превратить в центр прибыли, если администрация будет способствовать продвижению платных услуг правоохранительных организаций (например, охрана офисов, складов, территорий, установка автоматизированных охранных систем и систем контроля, в т.ч. для жителей-предпринимателей), а также привлечению организаций к работе по укреплению правопорядка. Подробнее см. в 3.

Адресная социальная помощь и поддержка общественных объединений может превратиться в центр прибыли, если использовать подходы финансового инжиниринга. На территории любого района существуют фирмы, плательщики налога на прибыль (в т.ч. банки), которые уменьшат налог на прибыль на величину взносов в созданные или уже существующие благотворительные фонды . Моделирование данной ситуации приведено в табл. (варианты отличаются друг от друга размером налогооблагаемой прибыли). По результатам упомянутого выше мониторинга количества) предприятий, готовых выступить спонсорами по социальной программе "Адресная социальная помощь", - 27; их характеристика по сфере деятельности: 12 — торгово-шкупочные, 6 — строительство и недвижимость, 7 - бытовые услуги, два предприятия снимались научно-производственной деятельностью; по численности: 16 предпри-М1нй -до 100 чел., 4- 20-60 чел., 4-60-100 чел., 3 -свыше 100 чел.

Из представленных данных  можно сделать вывод о достаточности колива предприятий для балансировки рассматриваемого центра убытков.