Проведение ресурсного анализа МО

Как неоднократно указывалось выше, анализ ресурсов позволяет решать многие проблемы стратегического муниципального управления и гарантировать реальность и достижимость целей, отсутствие «прожектов». Предлагаемая методика анализа муни нипальных ресурсов представлена на рис.

На первом шаге методики ставятся задачи ресурсного анализа, например, оценка информации в аспекте возможностей развития территории; получение информационной базы об условиях жизни и экономической деятель- мости населения;

подготовка информационной базы данных для анализа социально-экономического развития территории;

выделение информации для разработки стратегии развития МО.

Необходимо определить характеристики информации, требуемой для процесса

муниципального управления. Если цель не определена должным образом, то маловероятно, что результат ресурсного исследования будет иметь какую-то ценность  .

Цель характеризуется условиями и ограничениями (например, точность необходимой информации, территориальный охват). От поставленных целей будет зависеть выбор иования для классификации ресурсов и критериев эффективности их использования.


  Проведение анализа муниципальных ресурсов

Давайте рассмотрим, как и по каким основаниям можно классифицировать Ив ответственно оценить муниципальные ресурсы. Выделяются следующие призним классификации:

1. Вид:

1.1. Природные условия и местоположение.

1.2. Собственность МО (жилой и нежилой фонд, земельные ресурсы).

1.3. Организации и учреждения.

1.4. Информационный ресурс (базы данных, градостроительные документы, ан вы и др.) и форма их хранения (наличие специального программного обеспечения).

1.5. Инфраструктурные ресурсы (телекоммуникации, коммунальные сети, транспортные пути).

1.6. Временные (длительность воспроизводственных циклов).

1.7. Финансовые ресурсы.

1.8. Организационные ресурсы (структурная организация управления территорией,  АСУ).

1.9. Технологические (используемые технологии планирования, контроля).

 Правовые (законодательные) (полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления).

Трудовые ресурсы, которые характеризуются следующими показателями:

. Трудоспособное население - совокупность людей, по возрасту и здоровью способных к труду. В России трудоспособный возраст для женщин - 16-54 лет и для мужчин — 16-59 лет (за исключением инвалидов первой и второй группы).

 

Занятое население — население, имеющее работу на предприятиях или организациях любой формы собственности, занятые индивидуальной трудовой деятельностью и в личном подсобном хозяйстве.

 Экономически активное население - население, которое обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг (включая занятых и безработных).

. Безработные — лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период, соответствуют трем критериям не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы в любой форме и были готовы приступить к работе. Уровень безработицы — удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения.

. Уровень занятости — удельный вес занятого населения в численности трудоспособного населения.

 Распределение занятых по отрасли согласно ОКОНХ:

Промышленность.

 Сельское и лесное хозяйство. Строительство.

 Транспорт и связь (в части обслуживания производства).

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания.

Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт. Прочие сферы материальной деятельности. Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение.

 Образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание. Органы управления.

Демографические характеристики населения (сильные и слабые стороны демографического состава; возможности улучшения демографического состава; ограничения в развитии, связанные с демографией; целевая группа населения, на которую можно делать ставку при планировании социально-экономического развития):

-Половозрастная структура населения

До 1 года — младенческий возраст, требующий постоянного медицинского наблюдения,

1-3 года- «ясельный» возраст,

4-6 лет — возраст пребывания детей в ДДУ,

7-15 лет — школьный возраст,

16-55 (60) лет — трудоспособный возраст (для целей анализа (направления молов дежной политики, проведение МИ, социального мониторинга) может быть использована более детализированная классификация - 16-17, 18-25, 26-35, 36-45, 46-55 (60)1 лет),

более 55 для женщин и 60 лет для мужчин - пенсионный возраст.

Половозрастная структура может быть представлена в виде демографической пирамиды , позволяющей прогнозировать структуру населения.

жен                                                                      муж


  Пример демографической пирамиды -Средний возраст населения:

В расчете можно использовать интервальные данные, тогда средний возраст будет

равен отношению сумм произведений численности населения и значений середин

ждой возрастной группы к общей численности населения. При этом, чем больше интервалы, тем выше погрешность. Например, очень приближенно можно оценить средний возраст населения по трем интервалам:

Численность лиц до трудоспособного возраста (0-15 лет) - 18,9 тыс.чел.

Численность лиц трудоспособного возраста (16-55 (60) лет) - 44,7 тыс.чел.

Численность лиц пенсионного возраста (свыше 55 (60) лет) - 12,14 тыс.чел.

-Рождаемость — численность родившихся всего и в расчете на 1000 жителей.

-Естественный прирост — человек и в расчете на 1000 жителей.

-Коэффициент общей нагрузки — показывает долю населения в трудоспособном возрасте к общей численности населения МО, а именно, сколько нетрудоспособного населения приходится на 1000 трудоспособных

Численность прибывших, выбывших и механический (миграционный) прирост Населения (в расчете на 1000 человек).

1.13. Активность жителей в решении местных проблем, возможности их самоорганизации (показатели: наличие ОТОС, локальных сетей в отдельных домах или их группах, самостоятельное благоустройство территории, содержание и ремонт мест общего пользования).

Социальная значимость ресурсов (объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта, производство ТНП).

Регулируемость использования ресурсов на данном уровне управления. Юридический статус (федеральная, субъекта федерации, муниципальная и частная собственность, смешанная).

Пользователи муниципальных ресурсов (в т.ч. информационных): — государственные и местные органы управления; -домохозяйства; предприниматели; -внешние и внутренние инвесторы; -жители сообщества; -спонсоры развития территории;

-территориальные отраслевые организации (Центр занятости и т.п.); шргово-промышленная палата; "нзнес-центры и бизнес-инкубаторы; ш пользование ресурсов: <> I. Общие ресурсы местного сообщества - местные и неместные (импортируе-иродные, человеческие, экономические и культурные факторы, которыми pac-I ас г. территория. ft.2. Ресурсы развития - часть ресурсного потенциала территории, который можно окать для улучшения жизни сообщества (решение проблемы безработицы, пе-П овки рабочей силы, улучшение медицинского обслуживания населения и др.).

6.3.  Ресурсы готовности к социально-экономическим преобразованиям (социаль но-психологическая, нормативно-правовая, научно-методическая и кадровая го товности).

6.4. Экспорт/импорт ресурсов

-виды и объем ресурсов данного МО, которые используются за пределами территории; в т.ч. объем товаров, вывозимых за пределы МО, по видам и в стоимостном выражении; услуг, предоставляемых организациями данного МО жителям других терри торий по видам и в стоимостном выражении;

-виды и объем ресурсов других МО, используемых для социальнв экономического развития территории; в т.ч. численность работников других территоЯ рий, занятых на предприятиях и в организациях данного МО по видам занятости; территории, с которыми идет наиболее интенсивный обмен информацией, ресурсами и услугами (здесь может составляться карта движения товаров, услуг и рабочей силы).

В описании регионального воспроизводственного процесса   используется слов дующая видовая классификация: трудовые ресурсы, финансово-кредитные ресурсЯ инвестиционно-строительные, природные, рыночной инфраструктуры, продовольсЯ венные, социально-бытовые, информации и знаний, производственные услуги.

В свою очередь каждый элемент, отнесенный к определенному виду, может быв систематизирован на типы по разным признакам, например:

1.  Земельные ресурсы (по занятости) - земля под строениями (зданиями и cooje жениями), под коммуникациями, под общественными дворами и улицами, под дорЯ гами, свободные участки, автомобильные стоянки, сельхозугодья (сады; огороды; ливные подсобные хозяйства); лесопарковые участки, газоны, древесно-кустарниковв растительность; болота; гидросеть; площадь нарушенных земель; прочие. Эти фактов обусловливают различия в стоимости земельного участка. Помимо этого цена на зеш лю может дифференцироваться в зависимости от местоположения; плодородия зем» ее качества; типа поселения (город, село, п. г. т. и др.); степени развития инфраструИ туры территории и других факторов (подробнее см. в 2).

2. Финансовые ресурсы (по источникам) — на бюджетные , внебюджетные, схемы финансовых потоков и эффективность, сроки и объемы кредитования, финансовое состояние предприятий.™

3.  Предприятия, находящиеся на его территории, могут быть сгруппированы! сфере деятельности, численности работающих, региону охвата деятельности, меЛ расположения, организационно-правовой форме, уровню цен, престижности, конш рентоспособности, фазе жизненного цикла и др.

На седьмом шаге проводится исследование использования имеющихся ресурс На данном этапе необходимо произвести расчет процентных соотношений ресурсе входящих в каждую группу (например, если это здания и сооружения, то процв площадей, занятых под торговые объекты, под промышленность, свободных и т.я Здесь должен быть сделан вывод о свободных ресурсах, или ресурсах, использует неполностью или неэффективно с точки зрения поставленных целей и выделении критериев. Проводится соотнесение различных ресурсов с использованием матричных метод! Заключительным шагом должен стать вывод о профиле данного МО и сравнение ею]

желаемым или нормативным, а при доступности информации - с другими МО. Это необходимо сделать для уточнения поставленных проблем и целей и более эффективного перераспределения ресурсов МО.

Проводя ресурсный анализ, орган местного самоуправления формирует, по сути, маркетинговую информационную систему (МИС), с помощью которой он сможет более обоснованно принимать управленческие решения, использовать сформированные  для получения дополнительного дохода в местный бюджет, достигать поставленных целей, развивать городскую инфраструктуру, повышать инвестиционную привлекательность территории и заниматься далее ее «продвижением».