Оценка инвестиционной привлекательности Муниципального Образования

Измерение и действия по повышению инвестиционной привлекательности МО ляются одним из важных стратегических маркетинговых инструментов. Марке-иговым, потому что для сбора первичной и вторичной информации необходимо юведение маркетинговых исследований (мониторингов), на основе которых разраба-шается маркетинговая программа повышения конкурентоспособности МО. С другой ороны, предметом стратегического управления является изучение того, как муници-п.ная администрация может развивать или создавать конкурентные преимущества О в условиях повышенной нестабильности и неопределенности факторов внешней оды . Выше Вы узнали о методике стратегического управления возможными ви-ми конкурентных стратегий, познакомились с методами, алгоритмами проведения фкетинговых исследований. В данном разделе мы рассмотрим понятие, факторы, и герии и расчет инвестиционной привлекательности МО.

В применении к муниципальному стратегическому управлению, конкурентное vимущество - это привлекательность МО для инвестиций по сравнению с другими ((-конкурентами. Конкурентное преимущество, или конкурентный статус, определя-ся как величина, интегрирующая конкурентоспособность и конкурентный потенциал <) и являющаяся, например, аддитивной взвешенной функцией от двух этих аргу-Мпов:

1. Структура местной экономики, которая оценивается структурой ВВП муницн пального образования или занятости по секторам:

-первичный — в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве;

-вторичный — в перерабатывающих отраслях;

-третичный — в сфере услуг.

Преобладание занятости в первичном секторе говорит о низкой ступени развитй экономики. Уровень экономического развития МО тем выше, чем выше численность доля занятых в третичном секторе.

2. Динамика роста экономики.

3. Структура потребителей, качество жизни, покупательная способность,

4.  Трудовые ресурсы и их характеристика (образовательный и культурный ypd вень).

5. Вмешательство в экономику со стороны местных властей.

6. Промышленная эффективность (производительность).

7. Социально-экономический консенсус и стабильность.

8.  Местное развитие в сравнении с экономическим развитием региона и страны! целом.

9. Наличие доступных земельных участков.

10. Материальные стимулы.

П.  Развитие инфраструктуры бизнеса -

П.1. финансовой (кредитная система и коммерческие банки, посредничество сырьевых, товарных, фондовых, валютных биржах, небиржевое посредничество (ayi ционы, ярмарки), система страхования, консалтинговые фирмы, аудиторские фирмы, налоговая система и инспекция);

П.2.системы регулирования занятости (биржа труда, кадровые агентства, рекря - сайты в Интернете);

П.3.коммуникации (средства и системы связи, склады и их технический уровон деятельности торгово-промышленной палаты, выставочные комплексы, наличие сая местной администрации, региональной Интернет-сети, ее возможности);

12.  Функционирование жилищно-коммунального хозяйства.

13.  Транспорт, состояние дорожной сети.

14. Возможность получения образования.

15.  Доступность источников сырья и рынков.

16.  Архитектурный облик и планировка территории.

17.  Экономико-географическое положение (доступ к необходимым природным ресурсам, близость к административным центрам и т.д.).

КП — конкурентный потенциал (или сила конкурентной позиции) - способность к>фективного функционирования МО в перспективе, определяется факторами, кото-

могут привлекать и удерживать предпринимательство и промышленность в сооб-

i ее в будущем, например:

1. Наличие стратегического плана развития МО.

2. Индивидуальные планы развития и текущее положение дел местных предприятий и отраслей промышленности.

3. Интеллектуальный потенциал МО.

4. Потенциал промышленного развития (состояние материальной инфраструктуры 1срритории, площадки для размещения предприятий; здания для продажи или аренды, техническое состояние; условия продажи (аренды) помещений для промышленного 1ьзования, строительство делового центра и пр.).

5. Величина входного барьера в МО:

D Стоимость аренды нежилых помещений, земли в ближайшем будущем.

 Планируемые изменения в местном налогообложении и льготы (отмена или

1сние).

j Наличие союзов, ассоциаций.

j Местные нормы, стандарты.

j Лицензирование, сертификация отдельных видов деятельности, не подлежащих

лицензированию в других МО и трудность процедуры оформления.

j Дотации местным предприятиям.

j Особенности местной культуры.

(. Потенциал рынка труда оценивают для определения: сильных и слабых сторон

щейся рабочей силы; потребности в рабочих местах; потребности в образовании бучении; групп населения, требующих особого внимания в плане занятости и полу-мни пособия по безработице; уровня социальной напряженности

7. Прогнозы развития рынка.

В Предпринимательский климат:

отношение власти и общества к бизнесу;

лабильность муниципальной политики в области предпринимательства; /льготные налоговые режимы (свободные экономические зоны); дание инновационных центров;

1 система защиты интеллектуальной собственности; упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности (оформление, часы приема администрацией, система «все из одного окна»); возможность официальных действий через Интернет - порталы — регистрация, Мние форм для различных подразделений администрации, БД по службам адми-ШИИ, сетевые консультации по получению льгот, лицензированию, продлению >ра аренды нежилого помещения и пр.;

 консалтинговая помощь;

 центры повышения квалификации менеджеров.

При определении инвестиционной привлекательности территории может оцениваться отдельный рынок. Возможные показатели при этом следующие: объем (емкость) рынка, темпы роста, интенсивность конкуренции, структура потребителей, диапазон цен, покупательная способность, доступность и другие показатели в сравнении с] другими рынками.

Необходимо также помнить, что на интенсивность конкуренции за инвестиции между муниципальными образованиями влияют отношения с выше- и нижестоящеЯ администрацией, положение на фондовом и других рынках (пять сил конкуренции пЯ модели М. Портера: см. 1).

Оценить позиции МО — конкурентов можно, применив «методику картировании стратегических групп» и с помощью построения профилей.

Методика картирования позволяет представить общую картину конкуренции Я оценить место каждого муниципального образования в ней. Ее применение наиболЯ эффективно, когда количество конкурентов достаточно велико и невозможно тщателЛ но проанализировать отдельно каждое МО.

Критериями выбора показателей осей для построения карты стратификации ям ляется их слабая коррелируемость между собой и информативность.

Алгоритм построения карты   в контексте исследования конкуренции МО зЯ ключается в следующем:

-выделение параметров, по которым различаются МО;

-нанесение на карту точек, соответствующих МО;

-объединение близко расположенных организаций в стратегические группы и Я графическое выделение (с помощью, например, кластерного анализа);

Карта стратегических групп помогает определить конкурентные позиции в груш пах при изменении внешних условий. Чем ближе стратегические группы расположеЯ друг к другу, тем интенсивнее конкуренция между ними. При оценке конкуренцЯ важно уметь учитывать изменения ее параметров в будущем, а особенно прогнозиЯ вать действия ближайших конкурентов.

Для этого составляется стратегический профиль организации по следующим \т раметрам:

стратегические намерения (оставаться лидером, обогнать отраслевого лидере быть в числе пяти лидирующих, войти в десятку лидеров, обогнать конкретного коц курента, сохранить имеющуюся позицию, выжить, агрессивное расширение, расшиЯ ние за счет внутреннего роста, расширение через приобретение, сохранение инвест ционной доли, потеря доли);

важнейшие показатели, используемые в социально-экономическом и ресураЩ анализе МО (например, экономико-географическое положение, уровень жизни в М< М другие).

По характеру представления профиль может быть: графический или табличны!» предназначаться для внешних (инвесторы, банки, вышестоящие администрации)

гренних (руководство МО) пользователей/Показателями для осей (для графиче с кого профиля) или параметрами сравнения (для табличного профиля) могут быть от-п.ные составляющие КП и параметры в методике картирования стратегических пп.

Важно не только разово численно оценить инвестиционную привлекательность определить ее главные составляющие, но проводить мониторинг, отслеживая ди- мимику КС, КП и, самое главное, постоянно работать над повышением конкурентного статуса.

[скобках

0 Привлечь внимание к происходящим событиям (Attention).

0 Информировать о том, что происходит, вызвать интерес (Interest) и желание участвовать в происходящих событиях (Desire).

0 Вызвать озабоченность — осознание степени важности принимаемых решений (Motivation).

0 Повысить активность участия граждан в разработке и реализации властных! решений (Act).

Данные цели достигаются последовательно, т.е. необходимым условием повыше-ния активности граждан является их мотивация. Для этого, если не было сильных, j возмущающих среду факторов (например, строительство объекта в месте, неблагоприятном с точки зрения жителей близлежащих домов), и для поддержания постоянства  этого процесса во времени, необходимо вызвать внимание, интерес и желание учае И вовать в местных делах. Жители МО не всегда различают, какие вопросы и задачи мо«И гут решать и где проходит разделение ответственности разных уровней власти. Между тем, по общепризнанным в мире оценкам любая власть вступает в полосу кризиса, есн ли ей доверяют менее 25% населения . Кроме доведения необходимой информации до населения, информационные каналы местной администрации . Иначе планы останутся не реализованными декларативными докумеЯ там и.

Для вовлеченности жителей, обеспечения двусторонней связи Вы проводите брЯ финги по ключевым проблемам, показ фотоматериалов, общественные слушания pail рабатываемых среднесрочных и, особенно важно, долгосрочных программ развит™ При их проведении необходимо придерживаться следующей последовательности деш ствий . Критериями выделения целЯ вой аудитории программы могут являться:

географическая направленность программы и соответствующий ей район прожЯ вания и регистрации организаций, представители которых будут приглашены на слЯ шания,

демографические и социально-экономические признаки (возраст, пол, образом ние, уровень дохода, род занятий, и пр.),

психографические (интересы, убеждения, традиции, отношение к проекту и пр.). Помимо общественных слушаний инструментами связи с населением также яв-1яются:

1.  «Горячие линии» дают возможность жителям получать оперативную инфор мацию от первых руководителей и помогают администрации лучше узнать нужды и

роблемы населения.

2.  Выпуск и распространение различных информационных бюллетеней, листоиск, в которых содержится информация о различных видах услуг, предлагаемых жилищно-коммунальными, торговыми, социальными и другими организациями.

3. Важный источник информации для органов власти - работа с устными и пись мснными обращениями граждан, их анализ и обобщение, выявление причин, вызвавших обращение (рекламацию), принятие мер по их устранению, ответы по существу опроса.

4. Отчетные встречи с жителями.

5. Социологические и маркетинговые исследования.

В зависимости от вида информации (постоянная, периодическая, разовая) исполь-ся различные формы ее предоставления 



Помимо СМИ (радио, телевидение, газеты, журналы, электронные средства связ наружные щиты), личных контактов, общественных слушаний могут быть использ ваны четыре уровня социологизации:

0 семья;

0 система образования;

0 контактная группа (друзья, соседи, коллеги, круг общения, досуговые учреж- дения, общества по интересам);

0 государственные, партийные, религиозные и общественные организации, с косыми местные органы власти находятся в тесном взаимодействии (советы ветера- -нов, инвалидов, многодетных семей, матерей-одиночек, центры социальной помощи, детские клубы и др.).

Использование данных уровней определяет форму и содержание обращения и может служить одним из признаков для сегментации целевой аудитории.

Проведение информационных кампаний обязательно должно охватывать систему

ооразования. Во-первых, это использование традиционного канала передачи знаний;

i ио-вторых, охват молодого, наиболее восприимчивого ко всему новому поколения, не

I имеющего предрассудков и штампов; далее, ориентация и задел на будущее; наконец,

большое количество повторных информационных связей (одновременный косвенный

I охват двух или трех поколений).


Например, по программе ресурсосбережения в Череповце   в детских садах детям рассказали, как трудно подготавливать воду и какой она становится после использования. Проблема информирования молодого поколения существует не только в России. Власти многих американских городов озабочены тем, что жители мало знают о деятельности местных органов власти (так, за 12 лет учебы в школе лишь 3 часа отводятся на изучение деятельности штатного и местного правительств), мало доверяют им . Средства массовой информации часто отражают деятельность местных властей в искаженном виде, акцентируя внимание на случаях злоупотреблений; об успешной работе или о конкретных проблемах текущей деятельности местных органов власти сообщается мало. Многие городские правительства, задумываясь о будущем, организуют программы обучения школьников, знакомящие их с деятельностью местных властей. Создаются программы «Молодежь в правительстве» ("Youth in government"), которые дают возможность школьникам участвовать в собраниях, имитирующих заседания городского совета. Специалисты по местному управлению оказывают учителям помощь в разработке соответствующих материалов.

У МО должна быть сильная маркетинговая программа экономического развития. Одна из ее задач - проведение рекламной кампании стратегического плана. Она обязана служить доказательством того, почему предприятиям следует размещаться или оставаться в МО, представить в выгодном свете все преимущества МО .

В США для привлечения предприятий на территорию МО издаются специальные  брошюры, предоставляющие полную информацию о социально-экономическом положении сообщества. В них содержатся ответы на вопросы:

1)  в чем состоит «особенность» данного муниципального образования?

2)  какова внешняя конъюнктура в отношении этой «особенности» (как много конкурентов и насколько перспективно работать в данном МО)?

Затем эти брошюры и видеофильмы рассылаются наиболее перспективным кощ паниям. Программа привлечения бизнеса включает следующие этапы:

1.  Организацию четко спланированной выставки-презентации всех сторон хозяЯ ственной деятельности сообщества.

2.  Подготовку краткого резюме, содержащего все основные данные, характеря зующие сообщество.

3. Обсуждение всех проблем сообщества с представителями деловых кругов и сЛ ставление плана решения этих проблем.

4. Проверку того, что земельные участки и другие свободные ресурсы действЯ тельно существуют и что цена на них не увеличится, когда к ним проявят интерв предполагаемые покупатели.

5. Организацию поездки представителей группы советников по вопросам эконЯ мического развития по местам, к которым проявлен интерес со стороны потенциалИных покупателей.

При подготовке кампании по связям с общественностью МО может пстюлЛ зоваться следующий алгоритм:

1. Постановка цели проведения кампании.

2.  Изучение и анализ опыта подготовки рекламно-информационных материалов, ориентированных на инвесторов в зарубежных и российских городах.

3.  Разработка идеи (слогана) и содержания обращения (критерия выбора вариантов информации: желательность, исключительность, правдивость):

3.1. Подготовить и выпустить на бумажных и электронных носителях «инвестиционный профиль» муниципального образования с включением данных о ресурсах,

I динамике основных экономических показателей, величине основных предпринимательских издержек (на офисные, производственные и прочие площади, рабочую силу, коммунальные услуги), с указанием имеющихся льгот и других конкурентных преимуществ МО, и, что очень важно, перечнем наиболее значимых проектов (инвести-

 ционного портфеля), как наиболее предпочтительных для местной администрациинаправлениях использования свободных ресурсов  .

3.2. Периодически обновлять данные, приводящиеся в материалах «инвестиционного профиля», совершенствовать его структуру в соответствии с потребностями

 потенциальных инвесторов.

4.   Выбор средств распространения информации через электронные средства (Internet), СМИ, участие в международных и межрегиональных мероприятиях и др. Критерии выбора тех или иных каналов - это их природа, широта охвата целевой ау-

кштории, жизненный цикл проекта, особенности продукта проекта. 5. Разработка графика   Тябпипя 3? Ппимеп гпяЛик-я игпппкзппяния rnenc. TR пекпямы


т.д.

Элементы местной символики (название МО, герб, девиз, отличительные знаки ]

и пр.) являются эффективными спутниками информационных кампаний, кроме того    они могут приносить дополнительный доход в местный бюджет при их использовании

в рекламных целях местными фирмами в качестве обозначения мест происхождения  1

товаров. Другие меры уоптребления каналов связей с общественностью местной ад-   

министрацией для создания конкурентных преимуществ местных предприятий малого ] и среднего бизнеса мы рассмотрим в следующем разделе.