Использование муниципальной маркетинговой инфраструктуры для повышения конкурентоспособности малых предприятий МО

Каналы «связей с общественностью» местной администрацией могут быть использованы для повышения конкурентоспособности предприятий, действующих на территории МО в форме конкретных муниципальных минипроектов. Для их построения необходимо сочетание интересов, направленность на решение проблем каждой из 1

Рассмотрим, какие проблемы маркетингового характера существуют у предприятий малого бизнеса. Для выявления их важности и поадресного состава в конкретном] МО необходимо проведение специальных МИ. Например, по результатам мониторинге га, проведенного в одном МО, 43,2% опрошенных руководителей отметили недостаток! собственных средств как сдерживающий фактор развития, 9,9% - недостаток инфор- мации по объектам возможных инвестиций, 4,9% — отсутствие маркетинговых исслеД дований территории, П,7% - неэффективность собственной рекламной политики. Как показало проведенное исследование, типичные проблемы малого предприятия, связанные с макрофакторами, а также отсутствием регулярного менеджмента, приводят 1 к его функционированию на грани безубыточности. К факторам макроуровня относятЯ ся эластичный спрос по цене, высокое налогообложение, плата за коммунальные усл)Я ги и аренду. Внутренняя среда фирм характеризуется неналаженными каналами сбытаИ монопрофильностью бизнеса, отсутствием работ по продвижению и др. В ходе разработки корпоративной стратегии одного из таких предприятий был сделан вывод, 4TqH по крайней мере, три элемента «маркетингового коктейля» (marketing mix или 5 Рм Product, Price, Place, Promotion, People) могут быть реализованы через муниципальнь И проекты, а именно, продукт, его продвижение и сбыт.

Продукт (Product). Местное самоуправление, обладая сформированной информаД ционной маркетинговой базой данных, проводя постоянный мониторинг потребительН ского рынка, обладает всей полнотой информации, касающейся проблемных, недосИ тающих сфер бизнеса в конкретном МО, незаполненных нишах рынка, пустуюнщИ территориях и площадях. Администрация сможет более эффективно управлять развод тием территории через тендеры на свободные ресурсы по представленному профил1в их использования. Среди конкурсных критериев оценки муниципальных проектов

важно представить маркетинговую характеристику рынка (емкость, темпы роста, параметры спроса, уровень цен, интенсивность конкуренции, фазу жизненного цикла и ключевые факторы успеха в отрасли).

Существующая информационная инфраструктура местного самоуправления может быть использована для продвижения (Promotion) и сбыта (Place) продукции, работ, услуг местных предприятий. Например:

A. Продажа рекламно-информационного пространства (в т.ч. местным рекламным агентствам)

  в муниципальной газете, на Интернет-сайте местной администрации;

  установка или использование под рекламу местных фирм существующих информационных щитов;

  использование осветительных столбов, торцов жилых домов для закрепления на них рекламных щитов;

  установка рекламного щита в самом органе местного самоуправления для помещения объявлений местных фирм;

  печать и распространение в приемной рекламных брошюр местных предприятий;

  непосредственный сбыт товаров/услуг фирм (поиск партнеров, формирование муниципальных заказов, приглашение производителей товаров на оперативные совещания с представителями торговых предприятий, организация презентаций и др.).

Исследование позволяет выявить конкретные маркетинговые потребности малого II среднего бизнеса МО. Например, в ходе проведения вышеуказанного мониторинга 10% опрошенных предприятий выразили желание принять участие в оформлении территории, 9% - в информировании населения, 13,6% — согласились поддержать муниципальную газету посредством размещения рекламы.

Б. Создание и коммерческое использование разнообразных баз данных (по предприятиям, нежилым помещениям, жителям).

B. Проведение маркетинговых исследований (мониторинг потребительского рынки, опросы общественного мнения) и использование полученных результатов для эффективного развития местной экономики. Проведение МИ является достаточно доро-

> "стоящим мероприятием для малых фирм. Поэтому сочетание различных целей таких мкниторингов (выявление общественного мнения, мониторинг потребительского рынка), использование налаженных механизмов проведения (программных продуктов, респондентов) позволит распределить затраты и снизить стоимость таких исследований.

Значительные финансовые ресурсы местной администрации выделяются на организацию праздничных мероприятий и оформление территории МО. В связи с концентрацией населения в местах проведения праздников и повышением торгового оборота в Вкие дни, этот центр затрат может превратиться в сильный поддерживающий центр жономического развития благодаря использованию маркетинговых инструментов. Кроме организации праздничной торговли малые предприятия могут способствовать повышению привлекательности праздников для населения и снижению данных затрат для местного бюджета следующим образом.

Во-первых, гуляния организуются в одних и тех же местах со специальными системами освещения, иллюминациями, обеспечивающими проведение концертов и дру- гих мероприятий. Для украшения сцены и прилегающей территории целесообразно предлагать предпринимателям установку рекламных щитов во время таких мероприя- 1 тий.

Второе, для информирования о проведении праздника полиграфическим спосбЯ бом изготовляются объявления о празднике, которые развешиваются на автобусных] остановках, в торговых точках, подъездах жилых домов, общественных организациях и т.д. Каждому жителю через почтовые ящики может направляться программа организации отдыха, гуляний, концертов и других праздничных мероприятий. На части об- явления или обратной стороне листка программы может помещаться реклама спонсора] праздника.

В-третьих, праздничная программа составляется по схеме: для самых маленьких.! для дедушек и бабушек с более взрослыми внуками, для всего населения (по аналогии с телевизионной программой в течение дня), в позднее время - для молодежи. Мероприятия, как правило, завершаются фейерверком и салютом, на котором присутствуют семьями. Это сегментация по социально-демографическому признаку. Поэтому определенные интервалы времени могут использоваться для тестового маркетинга целевых сегментов для отработки маркетинговой программы.

Далее, в течение дня организовываются детские и взрослые спортивные конкурсы, розыгрыши и пр., призы для проведения которых могут поставлять местные фирмы, желающие провести «паблисити» в период праздника. Дополнительным стимулов к этому может являться поддержка местного печатного органа. Местная газета в этИ дни может проводить кампанию по льготной или призовой подписке (например, приз! победы в каком-либо праздничном конкурсе - бесплатная подписка, или 50-тый подписавшийся получает автомобиль) и затем, при описании праздника, "раскрутить" егЯ (праздника) спонсора.

Существуют и другие минипроекты, связанные с маркетингом и позволяющим аккумулировать ресурсы на осуществление инфраструктурных и других проектов Интересно при этом сочетание инструментов финансового менеджмента и маркИ тинговых инструментов продвижения и сбыта продукции местных фирм. НапрЯ мер, на территории любого МО существуют коммерческие фирмы, которые могЛ уменьшить налог на прибыль на величину взносов в созданные или уже сущесЯ вующие благотворительные фонды. В свою очередь, в соответствии с заключенн]Я договором такой фонд будет перераспределять полученные ресурсы на социальньЯ программы местного самоуправления, финансирование ЖКХ, благоустройство и пЛ Одновременно спонсор может провести свою кампанию по формированию положи тельного имиджа среди контактной аудитории. Что особенно важно для фирм, оси ществляющих капитальное строительство коммерческих объектов (магазинов, каЛ и пр.) в жилом секторе.