Оценка инвестиционного рейтинга

Инвестиционный рейтинг может оцениваться двумя координатами: риск - потенциал МО. Проведенные журналом «Эксперт»   исследования по данным критериям показали следующее распределение регионов России 

  Инвестиционные пейтинги пегионов Г421


Примечание. Рейтинг каждого региона обозначается цифробуквенной комбинацией: Потенциал: высокий (цифровое обозначение 1), средний (2) и низкий (3). Риск: низкий (буквенное обозначение А), средний (В), высокий (С) и очень высо- ]

кий (D).

Типы 1А, 2А, 1В, 2В являются потенциальными полюсами роста, у них наиболь-1

шие шансы для успешного развития.

При определении инвестиционного потенциала учитывались основные макроэкономические, социально-демографические и другие характеристики региона, среди которых восемь основных факторов:

-  ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

- трудовой потенциал (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);

-  производственный (результаты деятельности в основных сферах хозяйства региона);

-  инновационный (уровень развития НИОКР и их финансирования, внедрение достижений научно-технического прогресса в регионе);

- институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

-  инфраструктурный (транспортно-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

-  финансовый (объем бюджетных доходов, прибыльность предприятий и доходы населения региона);

- потребительский (совокупная покупательная способность населения региона).

Каждый из перечисленных потенциалов рассчитывался как взвешенная сумма ряда наиболее важных первичных показателей (около сотни). Взвешенная сумма частных потенциалов соответственно определяет общий инвестиционный потенциал. Для определения значения весовых коэффициентов ежегодно проводится опрос российских и зарубежных компаний и банков, согласно которому определяются коэффициенты - усредненное представление хозяйственных субъектов о важности тех или иных показателей. Весовые коэффициенты отнормированы так, что значение инвестиционного потенциала и его составляющих характеризует долю региона (в процентах) в соответствующем общероссийском потенциале.

За единицу инвестиционного риска принят среднероссийский уровень риска. При расчете в качестве основных составляющих приняты следующие виды риска:

- экономический (тенденции в экономическом развитии региона);

-  финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и состояние финансов предприятий);

- политический (политические симпатии населения, легитимность местной власти и др.);                              i

- социальный (уровень социальной напряженности);

-  экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

- криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений и масштабов экономической преступности);

-  законодательный (юридические условия инвестирования, порядок использования отдельных факторов производства, налоговые льготы).

Результаты исследования группируют регионы по абсолютным показателям совокупного рейтинга потенциала и риска, а также распределение регионов по рейтингам частных и совокупных потенциала и риска.           

Изменение ранга (рейтинга) региона зависит от:

- величины и направленности изменений абсолютных значений риска или потенциала;

- плотности «размещений» регионов в том интервале значений абсолютных показателей, в котором находится данный регион;

- соотношения величины и направленности изменений абсолютных значений риска;

- потенциала рассматриваемого и «соседних» регионов.

Методика расчета размера лицензионного сбора

Размер сбора по каждой конкретной лицензии определяется исходя из вида лицензируемой деятельности и срока действия лицензии, а также порядка расчетов с потребителями (клиентами) товаров и услуг. Сумма лицензионного сбора для юридиче-ских лиц, получающих лицензию в расчете на год, может определяться по следующей формуле:

Сбг — сумма годового размера лицензионного сбора;

Мя — установленный законом минимальный размер месячной оплаты труда;

50 — модуль годового размера лицензионного сбора;

КПд- коэффициент вида лицензируемой деятельности;

Кфр — коэффициент формы расчета,

К, — коэффициент, устанавливающий льготы для определенных категорий пред приятии, объектов и субъектов лицензирования, например, сумма лицензионного сбора для физических лиц в 2 раза меньше сбора за аналогичную лицензию, взимаемого с юридических лиц.

При приобретении лицензиатом более двух лицензий по смежным видам деятель ности сумма лицензионного сбора за каждую последующую (после двух) лицензию взимается в размере 50% лицензионного сбора для данного вида деятельности. Расчет суммы лицензионного сбора с юридических лиц, получающих краткосрочную лицен зию (на несколько месяцев), определяется пропорционально числу месяцев, указанных в заявке.

Распоряжение Мэра от25 сентября 1998 г. №980-РМ «Об арендной плате за землю в городе Москве», положение части нтой статьи 4 Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве".

зона повышенной ценности земель. Базовая ставка может пересматриваться в сторону увеличения не чаще, чем один раз в год и в соответствии с распоряжением Мэра от 25.09.98 №980-РМ была установлена в размере - 15 тыс. экю/га, с 1.01.99 — 180 тыс. рублей/га.

Базовые ставки ежегодной арендной платы за землю дифференцируются далее по категориям арендаторов (персональная дискриминация цен) и видам целевого использования земель для, например, проведения работ по благоустройству и озеленению на предоставляемых для этих целей землях общего пользования до 7500 экю/га (90 тыс.руб./га), для одноэтажных мест хранения автотранспортных средств (плоскостные гаражи - стоянки, муниципальные платные автостоянки долговременного хранения индивидуального автотранспорта, тенты типа "ракушка"), для арендаторов, занимающихся приоритетными для города видами деятельности (организацией промышленности, городского транспорта, строительного и продовольственного комплекса и пр. - всего П видов), установлены пониженные ставки арендной платы (40-60%).

Кроме коэффициентов дифференциации по ТЭЗ в расчетах применяются:

1. Повышающие коэффициенты к ставкам арендной платы за нарушение установленных сроков вывода за пределы городской черты при использовании земельного участка не в соответствии с установленными градостроительными приоритетами или режимом разрешенного использования земель в размере от 2 (при ликвидации предприятий, подлежащих выводу за пределы городской черты или ликвидации) до 30 в случае использования проезжей части магистралей, площадей, улиц и переулков при проведении строительных, ремонтно-восстановительных и реставрационных работ за пределами предоставленных, определенных генпланами земельных участков.

2.  Коэффициент использования участков общегородской территории (земель общего пользования).

3. Коэффициент коммерческой эффективности использования участков.

4.  Коэффициент плотности (интенсивности) застройки участка жилого и нежилого фондов.

5. Коэффициент экологического воздействия.

6. Коэффициент нецелевого использования земель.

7.  Коэффициент использования земельных участков при строительстве метрополитена.

8.  В случае превышения нормативов участков земли для различных видов деятельности плата за сверхнормативную площадь рассчитывается с применением повьь шающих коэффициентов.

застройки; Пперсп — показатель перспективного уровня использования площади, занятой производственными помещениями; S "ерей. - показатель перспективного использования территории, занятой всеми видами застройки; П сущ -суммарная площадь существующих производственных помещений; S сущ - площадь участка, занятая всеми видами существующей застройки. Перспективные показатели представляются уполномоченными организациями градостроительного развития.

Итоговая арендная плата с учетом эффективности использования земельного участка составляет: А = к J  С :1,           где А - итоговая арендная плаха за землю;

  Пример условий размещения объектов в составе

функ

циональных зон

Виды размещаемых объектов

 

Зоны размещения

специализированного назначения

смешанного назначения

Многофункционального назначения

53 щ i-ц

ц

я о О

Жилого

Производственно-го

Природного

Общественно -жилого

Общественно-производственно-го

Производственно-жилого

Общественного с

высокой долей

озеленения

Жилого с высокой долей озеленения

Производственного с высокой долей озеленения

Общественно-жилого с высокой долей озеленения

Общественно-производственного с высокой долей озеленения

Производственно-жилого с высокой долей озеленения

1. Административно-деловые

++

+

+

++

+

+

++

+

++

2. Учебно-образовательные

+

+

+

+

++

+

++

+

++

1 3. Торгово-бытовые

++

+

++

+

+

+

+

+

4. Культурно-просветительные

++

+

++

+

+

++

.

5. Спортивно-рекреационные

++

+

+

++

+

++

+

6. Лечебно-оздоровительные

+

+

-

+

+

++

++

++

-

7. Многоквартирная жилая застройка

+

++

-

++

+

+

+

-

+

++

8. Индивидуальная жилая застройка

-

+

-

+

+

+

++

-

+

-

+

-

9. Коммунально-складские

++

-

+

++

-

-

++

-

+

+

10. Промышленно-производственные

-

-

++

-

-

++

+

-

-

+

-

+

-

++

П. Специальные

-

-

+

+

-

+

++

+

+

-

12. Природно-рекреационные

+

++

+

++

+

+

++

+

+

13. Природоохранные

-

-

-

++

-

-

-

-

-

-

-

Условные обозначения: ++ особо рекомендуемые к размещению, + рекомендуемые к размещению, допустимые, - не рекомендуемые к размещению.

II. Права аренды на нежилые помещения (опцион) приобретаются юридическим или 1 физическим лицом на аукционе или конкурсе (в последнем случае заявки принимаются в запечатанных конвертах под девизом). Размер начальной платы за право аренды может составлять 50% от годовой арендной платы за выставляемое на конкурс помещение.

III. Порядок расчета размера оплаты за право размещения средств наружной рекламы и рекламы на транспорте, а также при расчете размера оплаты за право проведения рекламно-зрелищных мероприятий может определяться по следующей формуле:

БС — базовая ставка, размер которой определяется и утверждается соответствующим управлением по делам наружной рекламы, информации и оформления города по согласованию с Региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике;

S — площадь информационного поля средства наружной рекламы (кв. м); для рекламно-зрелищных мероприятий - количество участников (человек) или тираж рекламно-информационных материалов (экземпляров); для транспортных средств всех видов - количество единиц транспортных средств;

П — период размещения средства наружной рекламы, рекламы на транспорте или период проведения рекламно-зрелищного мероприятия (единица измерения - год);

Kj — коэффициент, учитывающий территориальную привязку (по категории территории);

К2 — понижающий коэффициент, отражающий зависимость размера оплаты от площади информационного поля одной стороны рекламной конструкции (применяется! для средств наружной рекламы, кроме крышных установок);

Ki — понижающий коэффициент, отражающий зависимость размера оплаты от условий обзора рекламной конструкции, например:

Кз — 0,7 для стороны, при обзоре которой по ходу движения между транспортным средством и рекламной конструкцией имеется полоса встречного движения, а также для стороны, обзор которой по ходу движения невозможен; в остальных случаях К3= 1;

К4 _ коэффициент, стимулирующий внедрение более сложных современных технологий (применяется для средств наружной рекламы);

Ks — коэффициент, учитывающий особенности размещения отдельных типов  средств наружной рекламы и рекламы на транспорте;

К6 — коэффициент, учитывающий зависимость оплаты от количества участников рекламно-зрелищного мероприятия или тиража рекламно-информационных материа-