Управление муниципальными проектами на прединвестиционной фазе. Мотивация вступления в проект. Проведение тендера муниципальных проектов, анализ и выбор проекта

Рассмотрим некоторые важные аспекты разработки муниципального проекта на 1 подготовительном этапе, когда необходимо сгенерировать проектные концепции, детально проработать все стороны проекта, выбрать участников, проанализировать су- 1 шествующие мотивы их вступления в проект.

При разработке проектов, тем более при реализации схемы проектного финансирования с созданием самостоятельной экономической единицы, необходимо мотивировать участников для вступления в проект. Муниципальные проекты позволяют со- 1 гласовать во многом пересекающиеся интересы предприятий, местного самоуправления и банка. Например, предприятие заинтересовано в минимальной стоимости кредитных ресурсов, повышении рентабельности (общей, активов, инвестиций), обеспечении финансовыми ресурсами инвестиционной и производственной деятельности, j повышении оборачиваемости средств, банк — в аккумулировании денежных потоков (в т.ч. за счет комплексного обслуживания), расширении круга клиентов, повышении.1 репутации-, снижении рисков, получении гарантий возврата кредитов, орган местно- 1 го самоуправления — в финансировании социальных программ, уменьшении безработицы и дисперсии или разброса доходов различных групп населения, развитии инфраструктуры, росте местных налогов и сборов. С макроэкономической точки зре-Я ния, при разработке муниципальных проектов орган местного самоуправления эф-Я фективно использует муниципальные ресурсы и способствует развитию предложеШ ния. С другой стороны, получая ресурсы на социальные программы и выделяя сред-Я ства, например, на адресную социальную помощь, он тем самым стимулирует спрос. Поэтому в любом случае реализация таких проектов представляет интерес для мест-ных деловых кругов.


Искусство управления заключается в согласовании интересов участников, их потребностей . Метод ресурсной мотивации участников проекта основан на одновре менном формировании систем ресурсного обеспечения проекта и систем ресурсного обеспечения его участников. Если интерпретировать потребности предприятий и органи-аций через сходные по морфологическим признакам потребности индивида пирамиды Л. Маслоу, то получится следующая схема ценностных ориентиров  . «Потребность в

ресурсах» организации, соответствует «физиологическим потребностям» индивида и яв-ляется «низшей» в данной схеме, без нее невозможно существование организации. Следующей будет «потребность в снижении рисков» деятельности организации, которая морфологически соответствует «потребности в безопасности». «Потребность в доходах» выражается в прибыльности организации и является аналогом «потребности в принадлежности». Далее следует «потребность в конкурентных преимуществах» и соответствует «потребности в уважении». Наивысшей потребностью является «потребность в реализации стратегии организации», что для индивида - «потребность самоактуализации». Потребности первых трех уровней относятся к первичным потребностям, последних двух - к высшим или вторичным потребностям. Необходимо учитывать, что, как правило, потребности удовлетворяются последовательно, «без скачков» через уровни, а мотивирующей является только неудовлетворенная потребность. Конкретное выражение указанных интересов для основных участников муниципального проекта - предприятия, банка, органа местного самоуправления — представлено в табл..

Решить задачу согласования систем ресурсного обеспечения посредством интеграции проекта в системы финансовых и фондовых рынков позволяют финансовые и фондовые компании, Имеющие опыт работы на рынках ценных бумаг и инвестиций. Когда финансовая компания занимается построением систем ресурсного обеспечения каждого из участников и всего проекта в целом, она является ресурсным интеграто — Л ром (девелопером) проекта. При таком взаимодействии возникает ряд преимуществ:

1. Максимальное согласование ресурсных мотивов участников с ресурсными воз-j можностями проекта.

2. Использование наиболее дешевых ресурсов в проекте и размещение на рынке наиболее дорогих.

3. Снижение размеров комиссионного вознаграждения за расчетно-кассовое обслуживание, открытие овердрафтного кредита и предоставление разнообразных льгот.

4. Существенное облегчение поиска инвесторов и кредиторов для проекта.

При этом используются ресурсы финансовой компании:

 Информационные (состояние рынков и прогноз динамики).

а Кадровые (специалисты для работы на рынках).

а Имиджевые (репутация).

Класс проекта определяет возможности удовлетворения высших потребностей участников проекта. «Серые» проекты, генерирующие среднеотраслевую прибыль, не могут вызвать интерес для мотивации вступления в проект его участников. Поэтому необходимо вырабатывать "звезды" . Это позволяет сделать постоянный монито-j ринг внешней среды и методы активизации творчества (МАИС), дающие возможность получить ряд альтернативных проектов, что особенно важно при распределении ограниченных бюджетных средств на реализацию ряда социально значимых проектов.

Для максимального использования вероятности мозговой атаки и получения интересных идей и предложений необходим информационный обмен с внешней по отношению к администрации средой, что одновременно позволит изучить спрос на возможные продукты проекта (провести МИ).

Предлагаемый ниже алгоритм проведения проектного тендера   упорядо  чит и сократит продолжительность такой фазы жизненного цикла проекта, как разра-

ботка концепции  . Первым шагом алгоритма является диагностика проблем, стоящих перед МО. Здесь можно воспользоваться схемой социально-экономического анализа, предложенной выше (магазина

Заметим, что в цивилизованных странах тендер является общепринятой практикой, законодательно закрепленным требованием размещения любого заказа, обеспеченного бюджетными средствами (алгоритм, процедуры и формы документов конкурсного размещения муниципального заказа были приведены в 2).



по направленности инвестиций — капитальные вложения в строительно-монтажные работы, оборудование, НИОКР, капвложения в объекты сбыта, приобретение оборотных средств и пр.;

1.1.6.    финансовый и производственный рычаг (леверидж, запас финансовой прочности);

1.1.7.    ВЕР (объем безубыточности или «мертвая точка»);

1.2.социальные (общественная значимость и полезность проекта) для МО:

1.2.1.    обеспечение населения товарами, работами и услугами, создающими комфортные условия жизни и их доступность (уровень заявленных цен или скидок) для слабо защищенных слоев населения;

1.2.2.    количество новых рабочих мест и средняя зарплата по стадиям реализации проекта на предприятии-заявителе и на предприятиях-смежниках;

1.2.3.    положительные и/или отрицательные последствия реализации проекта щ области экологии, здравоохранения, культуры, искусства, образования, жилья, физической культуры и спорта, охраны правопорядка, борьбы с преступностью, общего жизненного уровня населения;

1.3.интегральные показатели (с точки зрения влияния на бюджет):

1.3.1.    пополнение доходной части бюджета МО;

1.3.2.    пополнение вышестоящих бюджетов (федерального, регионального);

1.3.3.    уменьшение расходной части местного бюджета;

1.3.4.    создание условий для повышения доходов при сокращении расходов бюджета;

1.4.дополнительные эффекты от реализации проекта:

1.4.1.    импортозамещение для МО (сокращение ввоза на территорию импортной продукции, предусмотренной для производства в рассматриваемом проекте);

1.4.2.    экспортный потенциал (потенциальные возможности по экспорту продукции, генерируемой проектом);

1.4.3.    дополнительная загрузка предприятий-смежников за счет размещения заказов на оборудование, комплектующие услуги и пр.;

1.4.4.    устраненные потери в экономике МО (возрождение ранее свернутых или приостановленных производств, традиционных для данного МО, для ресурсодобывающих МО - создание условий для развития собственной перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, более глубокой переработки сырья, полезных иско- -паемых и пр.);

2. Оценка процесса осуществления проекта в МО:

2.1. временные критерии:

2.1.1.    продолжительность;

2.1.2.    срок окупаемости;

2.1.3.    жизненный цикл проекта (фазы, стадии, этапы проекта и их продолжительность);

2.3.4.    время достижения ВЕР (точки окупаемости проекта);

2.2. неопределенность и рискованность проекта:

2.2.1.  возможность замены участников проекта без значительного ущерба для проекта в целом;

2.2.2.  полнота состава участников по логистическим цепочкам (финансовым, информационным, материальным) и их мотивация вступления в проект (есть ли она и насколько соответствует неудовлетворенным потребностям?);

2.2.3.  техническая осуществимость проекта (наличие оборудования, оснастки, приспособленность к процессу выбранных помещений);

12.3. финансовые аспекты: 2.3.1. возможность возврата заемных средств и/или процентов по кредиту продуктом проекта; 2.3.2. возможность привлечения иностранных инвесторов; 2.3.3. возможность привлечения вкладов населения; 2.3.4. обеспечение гарантий и др.; 2.4. юридические аспекты (патентная чистота проекта, удовлетворение нормам псзопасности и экологии); 3. Предпосылки (или исходная точка) проекта: 3.1.существующая команда участников проекта (имеют ли специалисты, которые возьмутся за этот проект, профессиональный уровень, в т.ч. квалификацию и опыт работы администрации девелопера, производственного и инженерного персонала, специалистов по маркетингу, согласованность целей проекта и интересов участников); 3.2.характёристики действующего предприятия: 3.2.1. эффективность оргструктуры для реализации проекта; 3.2.2. финансовое положение (ликвидность, платежеспособность, рентабельность, характеристики имущества, стоимость интеллектуальных активов и др.) 3.2.3. существующий технологический уровень производства продукции; 3.2.4. развитие сети сбыта; 3.2.5. доступ к источникам сырья, материалов, комплектующих, топлива и энер-пш;

3.2.6.    имидж предприятий;

3.2.7.    характеристика ЭГП (экономико-географического положения) предприятия - престижность месторасположения, транспортная доступность и пр.;

3.3.характеристики рынка (отрасли): перспективы развития отрасли, емкость j рынка, темп роста, тенденции спроса, уровень цен, входные барьеры (в т.ч. рекламный), интенсивность конкуренции, ключевые факторы успеха, фаза жизненного цикла отрасли;

3.4.маркетинговая характеристика продукции: наличие известной торговой марки, фирменного знака, преимущества предлагаемой продукции по потребитель- ]

1ским характеристикам, ценовым линиям, наличие спроса на продукцию по заявленному уровню цен, существующий и планируемый объем продаж, планируемая доля рын-ка (определяет остроту конкуренции - чем выше целевая доля, тем труднее ее завоевать), имеющиеся контракты (протоколы о намерениях, договоры и пр.) на поставку продукции. Схематично модули критериев оценки муниципальных проектов представлены на 


подробно.

Методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов

Эффективность инвестиционного проекта характеризуется системой экономических показателей [24, 84-86], отражающих соотношение связанных с проектом затрат и результатов, позволяющих судить об экономической привлекательности проекта для инвестора, об экономических преимуществах одних проектов перед другими.

По методу сопоставления разновременных денежных затрат и результатов показатели делятся на статические, в которых денежные потоки, возникающие в разные моменты времени, оцениваются как равноценные, и динамические, в которых денежные потоки, вызванные реализацией проекта, приводятся к единому моменту времени посредством их дисконтирования, обеспечивая сопоставимость разновременных денежных потоков.

1. Статическая оценка

Статические методы оценки экономической эффективности относятся к простым методам, которые используются главным образом для быстрой и приближенной оценки экономической привлекательности проектов . Они могут быть рекомендованы для применения на ранних стадиях экспертизы инновационных проектов, а также для проектов, имеющих относительно короткий инвестиционный период. К наиболее часто используемым в практике экономического анализа показателям оценки экономической эффективности проектов относятся: суммарная (или среднегодовая) прибыль проекта, рентабельность инвестиций (простая норма прибыли), период окупаемости (срок возврата) инвестиций.

Суммарная прибыль определяется как разность совокупных стоимостных результатов и затрат, вызванных реализацией проекта: л =]Г(/-Z.), Д   - стоимостная

оценка результатов, получаемых участником проекта в течение t-ro интервала времени; Zt - совокупные затраты, совершаемые участником проекта в течение t-ro интервала времени; m - число интервалов в течение инвестиционного периода, т.е. периода жизненного цикла проекта.


 

 Примечание. 5% дополнительной прибыли у предприятия В - отдача от эффекта финансового рычага.