Анализ портфеля проектов. Выбор направлений инвестиций

В случае, если все проекты являются альтернативными, т.е. предусматривают однозначный выбор способа реализации и/или являются взаимоисключающими, применяется метод разностных величин. Данный метод представляет собой единственный случай, когда ключевой критерий выбора проекта - внутренняя норма доходности (IRR). При этом расчет ведется по следующему алгоритму:

1.  Определяется свободный (т.е. остающийся в распоряжении инвестора) денежный поток при реализации проекта, требующего меньших инвестиций и генерирующего, соответственно, меньшую абсолютную прибыль.

2. Рассчитывается IRR денежного потока п. 1.

3. IRR сравнивается со ставкой дисконта d. Если IRR>d, то предпочтителен проект, требующий больших инвестиций, и наоборот. Такой выбор обусловлен тем, что проект, требующий больших инвестиций, обеспечивает большую доходность, чем нложения в альтернативный проект и размещение остатка инвестиционных средств по доходности d%.

Если состав проектов комбинированный, то необходимо рассмотреть все сочетания альтернативных и независимых проектов и выбрать тот из них, который генерирует максимальное NPV.

Задача отбора независимых проектов может требовать пространственную (ограничения финансового характера) и/или временную оптимизацию. В первом случае рассматриваются два варианта:

1. Проекты поддаются дроблению (т.е. проект может быть реализован частично, и при этом используется соответствующая доля инвестиций и обеспечивается соответствующая часть денежных поступлений). Тогда порядок реализации проектов определяется убыванием PL В этом случае отбираются проекты и части проектов, которые приносят максимальный относительный прирост инвестиций.

2.  В противном случае (проекты не дробятся) определяется портфель проектов, которые могут быть полностью профинансированы и одновременно обеспечивают максимальный суммарный NPV.

Если инвестиционные ресурсы ограничены сверху в текущем году (но не ограничены вообще), и в следующем году могут быть реализованы оставшиеся проекты и/или их части, то применяется метод индексов потерь по NPV:

Выше были рассмотрены типовые случаи оптимизации портфеля инвестиционных проектов. Для более сложных случаев применяются методы линейного программирования.


  Проведение анализа портфеля проектов

Следует отметить, что решение об участии в проекте или его поддержке местным органом управления должно приниматься с учетом и других оценок и критериев , которые в каждом конкретном случае формируются исходя из целей, стоящих перед участниками проекта, условий реализации проекта и связанных с ним рисками, другими факторами, которые часто могут не иметь количественного выражения. В связи с этим процедура отбора и оценки инновационных проектов должна включать как формальные методы расчета количественных критериев оценки экономической эффективности, так и неформальные, экспертные методы анализа различных аспектов проекта.

Общая оценка по проекту может подсчитываться как взвешенная сумма баллов, ныставленных экспертами для каждой характеристики проекта: у             где - интегральная оценка проекта;

~f  " а, — вес каждой г-й характеристики проекта;

а- среднее значение Щ характеристики проекта, данное экспертами (в баллах); N- количество критериев.

(Практический пример Проект «Кинотеатр» Ключевыми проблемами кинотеатра на момент анализа являлись: существование кинотеатра не за счет основной деятельности (кинопроката), а! за счет арендаторов, низкая посещаемость кинотеатра, необходимость ремонтных работ, замены оборудования. Кроме того, два кинотеатра города находились под одним управлением, имели единый баланс, раздельный бухгалтерский учет не велся. При этом второй кинотеатр уже длительное время функционировал, как ночной клуб, поэтому точно оценить фи-нансовое состояние рассматриваемого кинотеатра не представлялось возможным.

На основе маркетингового исследования  была по- ставлена цель перепрофилирования кинотеатра в центр досуга. Будущие услуги обеспечат полноценное функционирование как кинотеатра города, так и центра досуга, и будут направлены на удовлетворение потребностей 3-го уровня пирамиды Маслоу: социальные потребности в общении, проведении досуга, отдыхе. Разработанный план имел довольно обширный список необходимых работ. Их запараллеливание с помощью ленточного графика   позволило сократить сроки выполнения пабот по ~4.5 месяцев.


Финансово-экономические характеристики (необходимые расходы, предполагаем мые доходы и срок окупаемости, NVP, IRR, PI, cash-flow)   были рассчитаны Ш соответствии с ленточным графиком Гантта для нескольких вариантов реализации.


Анализ финансово-экономических характеристик проекта  показал, что данный бизнес-план при любом варианте его осуществления требовал больших инвестиционных вложений. Поэтому была поставлена цель разработки проекта, решающего следующие задачи:

  Сравнение четырех вариантов преобразования кинотеатра


1. Подбор команды специалистов.

2. Создание девелопера проекта путем изменения формы собственности кинотеат pa (выделение из двух кинотеатров ОАО, ЗАО, товарищества) или регистрации новой фирмы. При этом заключается договор о сотрудничестве с местным органом власти, на территории которой этот кинотеатр расположен.

3. Разделение баланса двух кинотеатров и передача одного кинотеатра на баланс девелопера путем проведения аукциона.

4. Определение залога (здание, право получения арендной платы, вклады участников и др.).

5. Открытие кредитной линии под залог и гарантии местного органа власти.

6. Преобразование в кинотеатре по варианту 4, как наименее капиталоемкому и наиболее эффективному.

7. Использование кредита в ходе реализации проекта.

8. Погашение тела кредита и процентов по нему.

9. Подготовка нового бизнес-плана (строительство пристройки для арендаторов, переоборудование в фойе).

10.  Открытие кредитной линии.

П.  Строительство пристройки для арендаторов.

12.  Переоборудование фойе.

13.  Погашение кредита.

Платежная схема проекта .


I                          Схема управления финансовыми потоками проекта

«Досуговый центр» Проект «Физкультурно-оздоровительный Комплекс» 1. Создание некоммерческой организации на базе ФОК Стратегия развития кризисных досуговых центров, находящихся на территории МО, затрагивает маркетинговые аспекты долгосрочного функционирования таких организаций; - мотивация коммерческих предприятий для участия в подобных схемах;

" — получение некоторой части дохода/услуг «ФОК+" на реализацию социальных программ.


  Формирование каналов сбыта при создании некоммерческой организации™

«ФОК +»

2. Управление посетителями ФОК

Посетители являются одним из основных ресурсов ФОК и источником его приЯ были. Орган власти, выполняя разнообразные функции, является частым местом поЯ сещения жителей и предпринимателей, т.е. узлом пересечения информационных ив людских потоков. Следовательно, именно здесь таким потоком (потенциальных клиЯ ентов) и нужно управлять . Новые посетителя способствуют повышению загрузки комплекса и росту дохода. газете.

В сочетании с вышеописанной схемой этот вариант достигнет наилучших резулИ татов, так как при этом используются маркетинговые стратегические соответствия.


.    Схема управления ресурсопотоками ФОК через орган местной власти