Сферы логистики в муниципальном менеджменте

Объектом системы муниципальной логистики   являются материальные, финансовые и сопровождающие их информационные потоки. МО с точки зрения логистики является «прозрачной» системой, в которую входят определенные ресурсы, по токи достигают своих получателей или проходят транзитом через территорию, по требляются или в соединении с местными ресурсами перерабатываются для получения готового продукта, часть из которого также потребляется внутри МО или наполняет выходящий из МО поток. Логистические потоки связывают все элементы системы:  предприятия всех форм собственности и видом деятельности, учреждения, население.

Субъектом общего управления логистической системой является местная администрация, которая обеспечивает стабильность и устойчивое развитие логистической системы в условиях нестабильной внешней макро- и микросреды.

. Внешние факторы ч


  Система муниципальной логистики

Объектами муниципального менеджмента являются различные логистические 1 подсистемы. Во-первых, по функциональным задачам муниципального управления 1 можно выделить три вида логистики:

I. Сити-логистика, которая обеспечивает

1)  контроль товарообменных операций;

2)  анализ инфраструктуры (склады, дороги, терминалы и пр.), в т.ч. использование неЛ завершенного строительства, пустующих площадей предприятий;

3)  привлечение инвестиционных ресурсов для развития инфраструктуры;

4)  координация процесса товародвижения;

5)  оценка уровня жизни на основе данных и выводов о розничном товарообороте, хаЯ растеризующих товарную массу, перешедшую в сферу личного потребления;

6)  анализ территориального распределения, связей товарооборота, насыщения рынкаЯ

Состояние логистической инфраструктуры является важным фактором, опредеИ ляющим конкурентоспособность МО, уровень жизни населения МО, поступления щ местный бюджет и пр...

II. Логистический прокьюримент (procurement) связан с осуществлением муници« пальных закупок, оценкой и выбором поставщика, определением оптимального размера и времени заказа.

Блоки и II связаны с важнейшей проблемой местного управления в прошлом, наЯ стоящем и будущем - обеспечением продовольственными ресурсами, эффективностыИ местных систем продовольственного снабжения. В условиях глобализации мировой! экономики современные продовольственные системы являются настолько интернационализированными, многообразными, неоднородными и запутанными, что админв страции едва ли имеют точное представление о местонахождении источников город 1 ского продовольствия и их характеристиках. Обеспечение города продуктами питант

воспринимается как нечто аморфное, происходящее «само по себе». Это означает, что в большинстве своем официальные власти не имеют готовых концепций продовольственного обеспечения МО, не занимаются анализом этой проблемы, сбором необходимых данных, поиском решения и планированием конкретных действий. Однако голод - это не столько следствие нехватки продовольствия, сколько результат бездействия властей  .

В настоящий момент для продовольственного обеспечения городов необходимо: 1. Обеспечить постоянное снабжение городов продуктами питания. Для этого дать возможность всем слоям населения приобретать по доступным ценам самые разнообразные продукты питания, безопасные для их здоровья и ценные с точки зрения питательности (построить логистику эффективного снабжения).

2. Создать ресурсную базу, которая позволит городу существовать самостоятельно в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (форс-мажор) - забастовок на транспорте, различных стихийных бедствий, резкого повышения продавцами или производителями цен на продукты и/или повышения цен на топливо со всеми вытекающими из этого последствиями (обеспечить оптимальный страховой запас).

3. Обеспечить постоянной работой местных сельскохозяйственных производителей и рабочих, занятых в пищевой промышленности.

4. Дать возможность отдельным домохозяйствам и городским микросообществам быть в большей степени «самообеспечивающимися», для чего предоставить им земельные участки и рабочие места с использованием местных систем обеспечения продовольствием. Сохранить и укрепить на уровне семьи традиционные навыки по выращиванию, сбору и переработке продуктов питания, приготовлению пищи и консервации продуктов. Производство продовольствия, наряду с пригородными зонами, может быть организовано и непосредственно в городах - такой вид деятельности иногда называют «городским сельским хозяйством». Выращивание в городах сельскохозяйственных культур следует рассматривать не столько как особую отрасль производства, сколько в качестве неотъемлемой составляющей борьбы с голодом и как способ укре иления экономического положения отдельной семьи или отдельного района города, как способ экономического развития и, наконец, просто как возможность сделать го род более зеленым. Недостаток земли в городе можно компенсировать, используя ющади крыш домов и гаражных комплексов.

5;Создать эффективные системы розничной продажи товара. Уличная торговля продуктами питания является семейным бизнесом, поскольку такую работу трудно ныполнить одному человеку, способствует созданию рабочих мест, на которых преж дс всего могут быть заняты женщины.

Цели 1, 2, 5 — это логистические, технические задачи.

I III. Промышленная логистика, предметом которой является управление муниципальными проектами в части планирования, контроля и организации транспортированием, »к.1адированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения ресурсов (материальных или финансовых) до места назначения - производственного предприятия или организации сферы услуг (логистика снабжении), внутри производственной переработки ресурсов (логистика производства), доведе-

ния готовой продукции до потребителя (логистика распределения) в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации (информационная логистика). Сферы применения логистики при управлении проектами представлены на 


 Применение логистики при реализации проекта 

Во-вторых, по масштабу выделяются микрологистические (уровень предприятия снабженческо-сбытовая организация, плодоовощная база) и макрологистические системы (районные; межрайонные; городские; региональные; межрегиональные). ДалЛ по выполняемым функциям: логистика снабжения, производства, распределения, мащ кетинга, товародвижения, логистика складского хозяйства, внутри- и внепроизводея венного транспорта. Наконец, по характеру потоков существует товарная, финансовая и информационная логистика.

Основной целью муниципальной логистики является удовлетворение потребности макро- или микрологистической системы в материальных ресурсах с максимальм возможной экономической эффективностью. Перейдем к конкретным инструменте решения этих задач.

Логистика товарных потоков Логистика закупок

Для определения обоснованного объема и времени закупок применяется аппарат логистики снабжения (закупок). Его использование необходимо для управления процессом государственных закупок, контроля состояния запасов местных предприятий (прежде всего подведомственных предприятий ЖКХ, продовольственных баз). Давайте рассмотрим некоторые важные для муниципального управления аспекты этой логистической подсистемы.

1. Выбор поставщиков. Критериями оценки поставщика ресурсов муниципального заказа являются:

0 Относительный и абсолютный уровень выполнения договоров (сравниваются две величины: объем фактического и договорного товарооборота, при этом важно обеспечить временную и пространственную сопоставимость этих показателей) в разрезе отдельных товарных групп и в целом.

0 Цена ресурсов.

0 Качество поставляемой продукции.

0 Сроки поставки.

0 Надежность и верность поставки (вероятность срыва поставки).

0 Гибкость поставок (готовность поставщика выполнить изменившиеся требования клиента).

0 Репутация (goodwill — доброе имя).

0 Информативность поставки (способность поставщика своевременно предоставить информацию).

0 Качество документации.

0 поставок.

0 Ограничение размера заказа.

0 Удобство заказа.

0 Расстояние, состояние канала передачи ресурсов.

0 Наличие резервных мощностей.

0 Финансовая устойчивость поставщика.

кончательная оценка проводится методом коллективной экспертизы с учетом «золо-

ого» правила снабжения: множественность надежных поставщиков, так как если по-

гавщик один, то он приобретает влияние и власть над потребителем своей продукции.


  Определение оптимального объема заказа

Достоинствами системы является то, что ресурсы поступают одинаковыми паЛ тиями, что уменьшает затраты по созданию и доставке запасов. А среди недостатков  требование систематического, непрерывного контроля запасов, что увеличивает и! держки, связанные с их регулированием. Система применяется, если предметы снаиИ жения характеризуются высокой стоимостью; значительными издержками по хранИ нию; высоким уровнем ущерба в случае дефицита (1-й вариант); относительно непредЯ сказуемым или случайным характером спроса. Это товары особого спроса, а именнИ товары предварительного выбора (часы, зимняя верхняя одежда), крупногабаритные товары (бытовая техника), товары пассивного спроса (мебель).

С) Система с установленной периодичностью заказа и пополнением запасов до постоянного уровня характеризуется тем, что определяется верхний и нижний предел уровня запасов. Если величина запасов уменьшается до минимального уровня еще до наступления фиксированного времени пополнения запаса, то делается внеочередной заказ. Величина заказа - переменная величина. Основное отличие от первой системы — возможность сделать внеочередной заказ, поэтому система является более сложной.



  Определение момента заказа по системе с двумя уровнями запасов и с фиксированной периодичностью пополнения запасов до определенного уровня

Достоинством системы является исключение появления дефицита, а среди минусов - необходимость заказа даже на незначительную величину.

Система может применяться при закупках продуктов питания первой необходимости (хлеб, молоко, масло, крупы), малогабаритных товаров (например, канцелярские принадлежности), товаров экстренных случаев.

Система требует постоянного контроля наличия товаров на складе и применяется фи осуществлении электронной торговли и высоком информационно-техническом)ровне складской логистики (система just in time). Определение мест расположения складов (при наличии только пространственных раничений, т.е. географических координат склада, точка может определяться графи-ски нахождением центра геометрический фигуры, соединяющей координаты рынков торговых точек, или иначе, где находится центр тяжести физической модели распо-жения производства, склада и сбыта).


 

Определение расположения склада