Сферы информатизации в местном управлении

В области информатизации муниципального менеджмента существуют проблемы:

-    повышения уровня компьютеризации органов управления муниципальной власти;

-    распространения современных информационных и коммуникационных технологий;

-    повышения эффективности использования существующих мощностей;

-    создания единых информационных систем МО;

-    интеграции муниципальных информационных систем в системы более высокого уровня;

-    обмена опытом, координации при планировании и выполнении работ по информатизации и автоматизации МО между различными муниципальными образованиями и организациями внутри МО, их методологического сопровождения, согласованной интеграции усилий и ресурсов заинтересованных служб, организаций и предприятий.

Для решения последней задачи при местной администрации могут быть организованы Координационно-методический совет и Рабочая группа по информатизации и автоматизации. Совет, являясь совещательным органом при главе администрации, принимает решения, которые являются обязательными для исполнения. В состав Совета включаются полномочные для принятия решений представители организаций-пользователей информационных и телекоммуникационных ресурсов, разработчиков и эксплуатирующих фирм. Основными задачами Рабочей группы могут

I являться:

s Проведение мозгового штурма, генерация идей, выработка концептуальных

I предложений по развитию информатизации и автоматизации, рассмотрение про-

[граммных и прогнозных вопросов в этой области.

IЭкспертиза проектов и ТЗ, предлагаемых для реализации. Анализ хода реализации проектов. Выработка предложений по координации работ. Подготовка вопросов и материалов для заседаний Совета. Применение информационных технологий (ИТ), т.е. способов и методов получения (сбора), поиска, передачи, вычислительной обработки, хранения, накопления и распространения и тиражирования необходимой информации, актуально для jcex областей и отраслей муниципального хозяйства. В сфере маркетинга информационные технологии необходимы для обработ-п и хранения собранной информации (с применением СУБД), проведения электронных опросов.

В проектном менеджменте ИТ применяются для расчета показателей, моделирования различных сценариев «что, если»: поиск эффективных вариантов реали- зации проектов, сравнительный анализ различных объектов капиталовложений, анализ чувствительности NVP и других показателей к изменению внешних параметров  (например, индексов цен).

Логистика целиком основана на построении связанных информационных цепочек и использует специализированные программы для управления запасами, решения транспортной задачи и пр.

Финансовый менеджмент требует применения специальных программ для решения ряда таких задач, как:

-    постановка бюджетирования;

-    интеграция систем финансового планирования и учета;

-    проведение финансово-хозяйственного анализа отчетности предприятий и мест- ного бюджета в предшествующем периоде, текущей деятельности и определение.1 перспектив развития;

-    автоматизация бухгалтерского учета и отчетности;

-    создание интегрированной многофункциональной автоматизированной онлайно-вой системы стратегического и оперативного управления консолидированным 1 бюджетом МО (в т.ч. бюджетом развития) и его децентрализованными террито- риальными подразделениями на основе банков данных, системами удаленногоЯ доступа к финансовым данным;

-    особые программные продукты, требующиеся для взаимодействия с казначейством. I

Значительно повысить эффективность кадрового менеджмента способный компьютерное тестирование сотрудников при приеме на работу, выборе рабочего места, разработке индивидуальной программы мотивации, продвижения и пр.; авто-И матизация документооборота по кадрам (электронные трудовые книжки, БД).

Для стратегического управления необходимы экспертные системы.

Программные продукты позволяют моделировать различные ситуации и сценарии развития и их влияние на основные показатели деятельности (финансовые» проектные, логистические и пр.), что очень важно при осуществлении среднесрочного и стратегического планирования.

Совершенно очевидно, что в муниципальном управлении должны быть автоматизированы сложные и часто повторяющиеся вычислительные процедуры во всезв областях. Например, специальные программные продукты позволяют упорядочит» контрольно-аналитическую работу по исполнению распорядительных документом вышестоящих органов, распоряжений и резолюций руководителей администрациям соблюдение сроков ответа по письменным и устным обращениям граждан, органцзаций, контроль исполнительной дисциплины, построение графиков работ, подготовку различных отчетов, справок и пр. Данные продукты значительно повысяЯимидж местной администрации среди вышестоящей администрации, населения » организаций.

Значительная роль принадлежит информационным технологиям при осущестИ влении связей с общественностью, поиске инвесторов муниципальных проектов «

Рассмотрим задачи применения информационных технологий в некоторых сферах городского хозяйства.

1. Применение информационных технологий в жилищно-коммунальной сфере

Основными задачами информационной системы в ЖКХ являются 

►   Высокая оперативность поступления на диспетчерский пункт всей текущей информации о состоянии объектов с целью быстрого реагирования на проблемные ситуации (о пожаре или затоплении подвала, жилого помещения, поломке лифта и пр.).

г — Сбор, регистрация, хранение, обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории - оперативный учет потребления энергоносителей и воды, осуществление контроля технических параметров отопления, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, вентиляции, работы лифтового оборудования (в т.ч. автоматический подсчет времени устранения неисправностей), контроль технологической дисциплины; передача информации в разрезе домов, микрорайонов, кварталов - с целью расчета тарифов, принятия решений по капитальному ремонту и пр.

►   Дистанционное управление объектами ЖКХ (давление и напряжение в сетях, включение/выключение освещения в подъездах и внутридворовых территориях), контроль проникновения в технические помещения (подвалы, электрощитовые, лифтовые шахты, чердаки).

w Осуществление гибкой перенастройки системы (например, двухставочный тариф за использованную электроэнергию, воду, тепло).

►   Экономия фонда оплаты труда за счет создания дежурных аварийных бригад, обслуживающих большие территории.

г — Моделирование различных ситуаций (изменение тарифов и пр.).

►   Бухгалтерский учет и расчеты оплаты за коммунальные услуги, а также поступление платежей:

>  ведение учета здании, квартир и лицевых счетов;

>  ведение поквартального учета коммунальных услуг и нормативов потребления, для отказа от множества тарифов и сохранения при этом индивидуального описания каждой квартиры; с возможностью введения дополнительных услуг и нормативов на них;

>  проведение начисления субсидий и учет льгот, перечень которых может определяться и изменяться пользователем (в совокупности и по каждому жильцу, вписанному в лицевой счет);

У организация произвольных групп зданий для проведения масштабных групповых изменений нормативов и других параметров большого числа квартир, для выполнения оперативного подсчета при изменении этих параметров;

>  ведение учета доходов каждой семьи и начисление субсидий в соответствии с этими данными;

>  установление и внесение изменений в социальные нормы и льготы по каждому жильцу;

> ведение перерасчетов по предыдущим периодам в соответствии с существовавшими тогда нормативами (история начислений).

>  Повышение качества работы с населением с использованием современных компьютерных технологий, сокращение очередей при получении справок, выписок и пр. через автоматическое формирование и выведение на печать установленных форм отчетности.

>  Информационное обслуживание руководства города через выполнение аналитических и статистических запросов.

>   Формирование списков жителей по специальным запросам.

>  Обмен информацией администрации города со структурными подразделениями.

>  Увеличение собираемости оплаты ЖКХ за счет улучшения учета временно проживающих и регистрации жителей частного сектора.

>   Экономия бюджетных средств благодаря компьютеризации работы с населением И сокращению численности персонала.

>  Анализ возрастного состава проживающих в домах каждого двора через про- грамму Паспортный стол для принятия решений по благоустройству (например, если преобладают пожилые люди, следовательно, необходимо больше ставить скамеек, беседок; если много маленьких детей, проживают многодетные семьи - 1 качели, песочницы, горки и др.; если подростки, то — спортивные снаряды).

В итоге применение информационных технологий в ЖКХ направлено на повышение качества жилищно-коммунальных услуг и понижение их стоимости для се- мейного и местного бюджетов.