Централизация управления муниципальными закупками

Одной из постоянных задач при управлении МО являются закупки. Сэкономить бюджетные средства, выбрать лучших поставщиков, снизить вероятность нецелевого использования средств возможно при применении ИТ.

, Под муниципальными понимаются закупки для подведомственных бюджетных учреждений и муниципальных образований различных товаров (лекарств, топлива, мебели, оборудования, продуктов питания для бюджетных учреждений и др.), а также подряд работ и приобретение услуг (ремонт зданий и оборудования, перевоз ка грузов, коммунальные услуги и др.).


 

Действующая на данный момент схема организации закупок выглядит следующим образом 

1.  Бюджетополучатели предусматривают затраты на закупку в бюджетных заявках и сметах расходов; утвержденные администрацией бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по закупкам доводятся до бюджетополучателей и казначейства.

2.  В рамках утвержденных лимитов бюджетных ассигнований организации самостоятельно заключают договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

3.  По суммам свыше 200 МРОТ производится регистрация договоров в казначействе, по прочим обязательствам через распорядителей средств в казначейство подаются заявки на финансирование.

4.  По мере поступления бюджетных средств на лицевые счета организации производят авансирование и оплату товаров, работ и услуг через казначейст-1

5.  Казначейство контролирует соответствие договоров (обязательств) и платежей (расходов) утвержденным целевым направлениям и лимитам без оценки целесообразности и оптимальности закупок.

6.  По окончании месяца бюджетополучатели формируют отчеты о суммах раса ходов в профильные отделы администрации.

Недостатки существующей схемы:

 Непрозрачность использования значительной доли средств бюджета: невоа

можность контролировать цены закупок, обоснованность выбора поставщи ков, рациональность объемов и очередности закупок;

 Многократное дублирование затрат на организацию закупок каждым получ!

телем средств во многом одинаковой номенклатуры товаров и услуг.

После централизации финансовых потоков через казначейство логичным пред ставляется следующий шаг - централизация материальных потоков. В рамках пем хода от холдинговой системы управления территорией к корпоративной это означ! ет передачу полномочий по организации закупок от бюджетополучателей к центруя администрации.

Предлагаемая схема выглядит следующим образом 


  Схема организации закупок через централизованную службу закупок

1.   Бюджетополучатели формируют бюджетные заявки и сметы расходов с использованием нормативов и ориентировочных цен, утвержденных распорядителями средств для написания бизнес плана.

2.   В рамках утвержденных лимитов бюджетных ассигнований организации формулируют заявки на закупку.

3.   Распорядители средств формируют сводные заявки, которые направляются в централизованную службу снабжения.

4.   Муниципальная служба централизованного снабжения на основе заявок определяет общие потребности, проводит тендеры, выбирает поставщиков и подрядчиков, заключает договоры.

5.   Служба централизованных закупок выполняет оплату через казначейство, извещает получателей о сделанных закупках.

6.   Поставщики отгружают товары, проводят работы, оказывают услуги непосредственно получателям средств;

Оперативность закупок и снижение операционных издержек достигается за счет применения ИТ: заявки регистрируются организациями через Интернет на центральном сервере администрации; сводные заказы размещаются на сайте администрации; с помощью программного обеспечения торговых площадок проводятся тендеры и заключаются контракты; централизованная оплата через казначейство также осуществляется электронным способом.


Данная схема решает следующие проблемы 

  Уменьшаются операционные издержки за счет резкого снижения количества

закупок (благодаря их укрупнению), за счет оптовых скидок, льготных уело! вий для постоянного заказчика и т.д.

  Появляется возможность сосредоточить в централизованной службе квалии

фицированных снабженцев, способных грамотно подобрать поставщиков.! отсекать посредников, добиваться льготных условий поставок и оплаты  перейти от диктата продавцов к диктату заказчика.

  Процесс закупок становится полностью прозрачен для администрации: в цея

трализованной службе накапливаются сведения о поставщиках, ценах и йен менклатуре товаров и услуг; закупки контролируются до совершения, чем! предупреждаются злоупотребления и нерациональное использования средств.

  Появляется возможность маневра бюджетными средствами, направляемьиуД

на закупки за счет того, что деньги не распылены по организациям и не отШ даны им в распоряжение.

  Появляется возможность управления муниципальным заказом: прогнозировЯ

ние общих потребностей, поддержка местных производителей стабильнымИ заказами, формирование долговременных отношений с поставщиками и T. jfl

 Снижается нагрузка на казначейство за счет укрупнения контрактов как слеЯ

ствие, повышается оперативность прохождения платежей. Данная схема может быть реализована на основе программных продуктов ком! пании ПАРУС: «ПАРУС — Закупки», «ПАРУС — Бюджетное финансирование «ПАРУС — Сведение отчетности».