Централизация бухгалтерского учета и отчетности бюджетной сферы

В настоящее время каждое бюджетное учреждение ведет бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полу-, ченным за счет внебюджетных источников. В ряде случаев для ведения бухгалтерского учета нескольких организаций (как правило, одной ведомственной подчиненности) создается централизованная бухгалтерия. По завершении месяца, квартала и года бюджетные учреждения составляют бухгалтерскую отчетность и представляют ее в вышестоящую организацию. отчетность.

Помимо бухгалтерского учета бюджетные учреждения, в зависимости от ведомственной принадлежности, могут вести ряд других видов учета: учет лекарственных средств, продуктов питания, форменной одежды, а также общий для всех кадровый учет.

Учет и отчетность все более усложняются, что требует либо повышения квалификации массы бухгалтеров бюджетных организаций, либо внедрения современных ИТ с уже заложенными едиными методически выверенными процедурами учета. Однако массовое внедрение ИТ непосредственно в бюджетных организациях также требует больших первоначальных затрат.

Данное ограничение можно преодолеть путем централизации информационных ресурсов (технических средств и программного обеспечения) муниципального обра-Ювания и предоставления их бюджетным организациям в виде услуг через систему

муникаций и устройства доступа (терминалы). В настоящее время это можно

реализовать, используя коммуникационные возможности локальных и глобальных

I сетей (Интернет) и ASP-технологии (работа с программами, используя удаленный

Типовая схема работы с централизованными информационными ресурсами:

1.  Централизованным ресурсом становится сервер администрации; на нем размещаются программные продукты автоматизации бухгалтерского, кадрового и прочих видов учета, а также БД всех бюджетных учреждений.

2.   Сервер администрации и каждое бюджетное учреждение соединяются каналами связи с поставщиком услуг Интернета.

3.   В учреждениях устанавливаются терминалы - компьютеры упрощенной конфигурации со стандартным программным обеспечением для работы в

[Интернете. 4. Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский, кадровый и другие виды учета на центральном сервере, там же формируется необходимая отчетность, которая сразу же становится доступной для сведения распорядителям средств (работающим на том же сервере администрации). 5. Центральный сервер соединяется каналом связи с информационной системой казначейства (в случае собственного муниципального казначейства оно работает на этом же сервере, а канал связи объединяет его с банком).

6. Бюджетные учреждения взаимодействуют через Интернет с информационной системой казначейства, передавая ей бюджетные обязательства, платежные документы и получая выписки с лицевого счета.

Данная схема обладает следующими преимуществами:

    Оптимизация эксплуатационных расходов на поддержание системы (администрирование, настройки, обновление версий, резервирование и т.п.) как результат - снижение совокупной стоимости владения.

    Концентрация финансовых ресурсов на автоматизацию: вместо множества ко пий локальных продуктов приобретается масштабируемая система более высокого класса, способная обеспечить текущие и перспективные потребности возможность приобретения более мощной техники для центра за счет снижения требований к компьютерам на местах; переход от «латания дыр» к плани руемому развитию ИТ-ресурсов.

    Концентрация наиболее квалифицированных ИТ-специалистов в единой службе администрации, поднятие их статуса и заинтересованности, освоение ими передовых технологий.

    Методическое руководство и регулярный внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности подведомственных бюджетных учреждений cd стороны профильных отделов администрации; оперативное выявление и уст) ранение ошибок и злоупотреблений; унификация учетных процедур; ускоре» ное приведение в соответствие с изменениями в законодательстве.

    Сокращение сроков формирования отчетности об исполнении бюджета, опера тивное получение справок, проведение анализа деятельности бюджетных уч реждений в реальном времени.

Для реализации концепций, описанных в разделах 3, 4, 5, требуется специалн зированное программное обеспечение. Одна из возможных конфигураций ПО, баз! рующаяся на решениях корпораций ПАРУС и Microsoft, приведена ниже (табл.м

  Пример конфигурации программного обеспечения для решения задач управления муниципальными финансами____________I