Создание муниципального Интернет-портала

Единый муниципальный Интернет-портал является платформой для деловым контактов и процессов, он виртуально соединит всех хозяйствующих субъектов для! обмена информацией и сотрудничества:

А2А (Administration-to-Administration) - взаимодействие администраций, А2С (Administration-to-Citizen) — администрация и горожане, А2В (Administration-to-Business) - администрация и бизнес, В2С (Business-to-Consumer) — бизнес и потребители, В2В (Business-to-Business) - деловые контакты.


  Направления взаимодействия на базе Интернет-портала

Сайтом может управлять не орган власти непосредственно, а созданный «информационный посредник» - совместное предприятие частного и муниципального сектора. Такой вариант, с одной стороны, создает угрозу потери контроля над процессом, когда существование самой местной администрации со временем частично или полностью может потерять практический смысл. С другой стороны, создание разработчика позволит использовать все возможности проектного финансирования для при- -влечения внебюджетных инвестиций в подобные Интернет-проекты. Его текущее существование будет финансироваться за счет взимаемой с пользователей арендной или разовой (за обращение) платы (продажа виртуального пространства); отчислений от доходов, сэкономленных для местных органов власти, процента от повышения собираемости платежей, прибыли от тиражирования проекта.

  Некоторые отраслевые сферы применения Интернет-технологий

«> 1 pac. ii»

Пример применения Интернет-технологий

1дравоохранение

Онлайновое медицинское страхование, вызов врача, услуги «виртуальный доктор», ведение и доступ из любой точки электронного пространства к медицинскому паспорту, выписка и получение лекарств (электронная коммерция), помещение графиков приема терапевта и различных специалистов, новости медицинской науки и пр.;

Г i. i II ок труда

Поиск работы и найм, повышение квалификации;

Правопорядок

Электронная почта оперативных сообщений о происшествиях, предполагаемых версиях преступлений и свидетельских показаний; размещение информации о криминогенной обстановке в МО, создание мультимедийной ведомственной системы обмена информацией внутри органов правопорядка между патрульными и другими отрядами, диспетчерскими пунктами, центром центрального и кризисного управления (подробнее см. в 3);

[tin шее

Консалтинг, самообслуживание, телефонные базы данных различных служб, электронная деловая сеть МО. размещение информации о проводимых тендерах и их условиях, онлайновое помещение заявки на участие в тендере, проведение электронных маркетинговых исследований, размещение рекламы местных фирм, электронные консультации о получении льгот, информационные базы данных по свободным ресурсам (нежилым помещениям, земельным участкам и пр.), проектах, приоритетных сферах развития бизнеса, стратегии развития МО в целом и различных отраслей;

НСилье

Уведомление о регистрации и смене адреса, которое сразу же рассылается по заинтересованным службам (например, для пересчета субсидий), подача заявлений о выдаче паспорта, автоматизированные системы управления ЖКХ, ресурсоэнергосбережения, осуществления расчетов ;

1 Образование

Размещение информации для, родителей об учебном расписании, домашние страницы учителей с информацией о методах преподавания, успеваемости, домашних заданиях, проведение в сети дискуссий о режиме работы школы, новых методах работы и пр... система дистанционного обучения во время болезни или длительной поездки ученика, тренинговые программы при выполнении домашнего задания, совместная работа учеников над проектами, в т.ч. со сверстниками из других школ, МО, регионов, стран; двустороннее общение органов власти со школьниками, студентами и преподавателями через онлайновые брифинги.

Несмотря на предоставляемые широкие возможности, существуют значительно ограничения реализации идеи «электронного муниципалитета», а именно:

Значительные затраты на внедрение и поддержку (оборудование, программное обеспечение, хостинг сайта, обучение).

2.   Переобучение части сотрудников администрации и/или найма нового персонала высокой квалификации.

3.   Дублирование выполнения функций разными способами (традиционные и электронное обслуживание); трудоемкость занесения и обновления информации, что значительно снизит экономию от внедрения новых методов работы.

4.  Угроза «цифрового потопа» (переполнение сети информацией).

5.   Защита конфиденциальной информации, неприкосновенности частной жизни.

6.   Риск потери электронной (виртуальной) информации.

7.   Обезличенность контактов.

8.   Опасность «цифрового неравенства», обусловленная тем, что для вхождения в] систему необходимо преодолеть материальный и образовательный барьер. Поэтому наименее обеспеченные граждане, пожилые люди часто не смогут иметь] доступа к порталу и пользоваться его услугами, хотя именно такие граждане яв-j ляются наиболее частыми посетителями реальных органов власти.

Некоторые из этих ограничений могут быть преодолены или снижены. Ha-J пример: 1. Для снижения затрат на реализацию Интернет-проекта может быть:

1.1. Осуществлено долевое финансирование проекта (как пилотного) с привлечет ем льготных банковских кредитов, частных инвестиций, грантов, возможносте (прежде всего интеллектуальных) фирм-производителей программного обеспе чения, Интернет-провайдеров и др.

1.2. Проведен конкурс подрядчиков - создателей Интернет-портала. 1.3. Реализован коммерческий Интернет-проект с размещением рекламных объяв.г

ний, информационно-справочных систем поиска в сети и пр. Время постояннс снижает стоимостной барьер доступа в сеть, а технологии совершенствуются.

2. Для преодоления «цифрового неравенства» доступ в сеть может быть обеспечеЯ

через:

2.1.   Новые средства связи, такие как веб-киоски с экранными меню, средства инте рактивного цифрового телевидения, телевизионные приставки-декодеры, мобилиные телефоны, терминалы.

2.2.  Компьютеры, расположенные в публичных местах (магазины, школы, библио] теки, общественно-культурные учреждения).

2.3.  Дальнейшее развитие пользовательского интерфейса (связь через голос и пр.). Кроме того, остается выбор - взаимодействовать с органами власти реально плй виртуально.

3. Защита информации осуществляется через пароли, администрирование, nepcol нальные идентификационные номера (ПИН или англ. PIN), логические методы защиты, электронные подписи, криптографию (шифрование) текстов и пр.

Ввиду еще слабого охвата Интернетом населения создание местных портало! направлено именно на формирование потенциала, нежели на создание конкурентнс го преимущества МО, это стратегия для сильных, лидирующих муниципальных < разований. Большинство рисков, связанных с внедрением ИТ, имеют не технолог ческий, а личностный, социально-психологический характер (опасения перемен межведомственная конкуренция, необходимость обучения и пр.). Следует так

иметь в виду, что всякие изменения, а тем более крупномасштабные, являются болезненными и требуют осторожного, взвешенного подхода, однако легкие задачи решать не всегда интересно.