Построение электронной торговой системы

Электронная торговая система может стать важной коммерческой частью муниципальной информационной системы, обеспечивающей ее поддержание и дальнейшее развитие. Создание и развитие электронной торговой системы имеет ряд преимуществ как для покупателей и продавцов, так и для МО в целом. Давайте рассмотрим эти преимущества, элементы и варианты построения В2С.

Развитие Интернет-торговли в МО позволяет   В сфере торговле:

повысить оборот предприятий торговли за счет создания новых торговых площадок и рекламы в Интернете;

сформировать новые торговые связи как внутри МО, так и вне его; создать условия для формирования Системы электронной оптовой торговли. В сфере управления:

улучшить инфраструктуру торговли и качество обслуживания; сформировать единую информационную базу товаров и услуг, реализуемых в МО, оперативно получать данные о состоянии торговли, о конкретных предприятиях торговли и услуг, об уровне цен на товары и услуги. В (финансовой сфере:

увеличить поступления в бюджет МО за счет увеличения оборота торговых предприятий;

повысить оборачиваемость денежных средств внутри региона за счет создания замкнутых финансовых схем;

ускорить внедрение и развитие муниципальных безналичных платежных систем. оциалъной сфере:

реализовывать социальные программы в рамках поддержки инвалидов, пенсионеров, малоимущих и пр.;

оперативно находить справочную информацию о магазинах и товарах, форме оплаты, стоимости;

создать благоприятное представление о МО. >.тица 58. Преимущества и недостатки электронной коммерции для участников

Преимущества

Недостатки

юрговых компании

i Юсуточный режим работы Интернет-магазина.

прение рынка сбыта, увеличение объема про-Ц счет создания дополнительной торговой точ-

Возможны ограничения в сроках доставки заказа и доставки товара в конкретном регионе.

Необходимо наличие большого количества покупателей для реализации своего бизнеса в Интернете и

ки с неограниченным ассортиментом товаров и услуг.

Выход на новый сектор рынка. Торговля через Интернет-магазин не имеет географических и национальных границ.

Персонализация обслуживания клиентов, учет индивидуальных запросов каждого клиента. Формирование сбытовой и закупочной политики на основе оценки спроса на конкретные товары и услуги и анализа покупательских предпочтений. Для малых торговых фирм: возможность конкурировать с крупными компаниями по таким параметрам, как цена, гарантийное обеспечение, сроки и стоимость доставки и др.

Управление бизнесом из любой точки мира через Интернет. Быстрое реагирование на изменение рынка.

Уменьшение себестоимости электронной сделки. Гибкие возможности для построения дисконтных схем.

Широкие маркетинговые, рекламные и представительские возможности.

Уменьшение операционных издержек, затрат на инфраструктуру, логистику, рекламу. Повышение конкурентного потенциала: новые возможности ведения бизнеса.

покрытия начальных инвестиций.

Инвестиции в создание системы электронной коммерции и текущие расходы на ее поддержку и развитие.

Необходимость постоянного контроля своего торгового процесса в Интернете.

Наличие внутренней инфраструктуры для ведения электронной коммерции.

Отсутствие психологического воздействия на покупателей (как при непосредственном контакте в процессе обычной торговли).

Отсутствие возможности продемонстрировать покупателю товар в действии.

Отсутствие возможности традиционного привлечения покупателя: место нахождения магазина, оформление витрины, удобная организация торгового зала.

Число покупателей, желающих просто получить информацию о товарах и услугах (цены, ассортимент и пр.), гораздо выше, чем в обычном магазине.

Для покупателей

Доступность в любое время.

Возможность сравнить цены, посетив несколько Интернет-магазинов или единую торговую площадку. Экономия времени, отсутствие очередей, возможность сделать заказ к определенному времени. Широчайший спектр товаров различных производителей в одном месте. Удобство и простота покупки.

Глобальный выбор товара: из любого выбора города в любой стране.

Высокое качество обслуживания, широкий спектр информационной поддержки. Индивидуальное обслуживание. Прямые поставки по низким ценам за счет экономии на инфраструктуре. Доступность из любой точки мира.

Отсутствие возможности увидеть товар в действии. Отсутствие возможности полностью контролировать процесс покупки.

Необходимость иметь достаточно надежный выход в Интернет.

Риск нарушения сроков и условий доставки/отказа от доставки.

Риск доставки товара, не соответствующего условиям заказа.

Для расчетного центра

Дополнительные доходы

Инкассация денежной выручки

Банковские переводы

Обслуживание платежных карт

Реклама услуг банка.

Увеличение числа клиентов.

Увеличение остатков и оборачиваемости денежных

средств на расчетных счетах клиентов.

Дополнительные затраты, связанные с увеличением

загрузки банка:

Оплата труда персонала (возможно обучения)

Аппаратное и программное обеспечение

Иные оперативно-хозяйственные затраты

Необходимость продления операционного дня

При разработке электронной торговой системы необходимо проработать ее составляющие элементы:

1. Электронную витрину, представляющую собой Web-сайт с активным содержанием.

2. Внутреннюю торговую систему (Back Office) - программный продукт, интегрированный с электронной витриной и направленный на обработку заказов.

3. Систему оплаты заказа.

4. Систему доставки заказа.

Рассмотрим возможные варианты реализации этих элементов: /. По форме электронной коммерции   -

1.   Электронный магазин - отдельный магазин, в котором владельцем Web-сервера (индивидуальный http-адрес в Интернете) и самого магазина обычно является одна и та же фирма. Может быть реализован собственными силами фирмы-продавца или с помощью сторонних компаний, профессионально работающих на данном рынке услуг. Организация индивидуального электронного магазина предполагает существенные финансовые и/или временные затраты для их владельцев.

2.   Торговый ряд — это совокупность магазинов, владельцами которых являются разные фирмы, которые арендуют место на Web-сервере торгового ряда, принадлежащего отдельной компании. В случае аренды Интернет-магазина в электронном торговом ряду большую часть технических вопросов берет на себя владелец торгового ряда. Предприниматель предоставляет каталог товаров в требуемой форме, указывает возможные формы оплаты и доставки. Дизайн web-сайта магазина разрабатывается по шаблону арендодателя. Расходы, которые несет арендатор, складываются из единовременных затрат (открытие Интернет-магазина в торговом ряду, дизайн web-сайта, обучение сотрудников) и текущих затрат (арендная плата и комиссионное вознаграждение). По системе оплаты покупки товара:

Л. оплата в момент получения товара или предварительная оплата (с помощью ре юрвирования суммы покупки на счету покупателя)

I  оплата наличными, банковским переводом, через систему "Клиент-банк", on-line  платежные системы (такие, как WebMoney, PayCash, Телебанк и др.), оплата с по мощью платежных карт (VISA, JCB и др.)  II при межрегиональных и международных платежах: оплата наложным платежом, мговым (телеграфным) переводом и пр. V. По системе доставки товара: собственная курьерская служба магазина, профессиональная курьерская служба, самовывоз товара, служба доставки электронной pi свой системы.

I аблица 59. Преимущества и недостатки различных вариантов организации электронной коммерции

Вариант

шичации

Преимущества

Недостатки

»фонный магазин

II собственном

Получение информации о

посетителях.

Самый дорогостоящий вариант (приобре-

продавца своими

кетинга.

печения, разработка дизайна, подключе-

силами

Отсутствие технических ограничений на

ние и оплата высокоскоростного канала

рост и развитие.

связи, дополнительный квалифицирован-

Полная самостоятельность.

ный персонал, формирование системы

Использование web-сервера для других це-

оплаты, организация доставки).

лей.

Временные затраты: 6-12 месяцев.

2. На сервере Ин-

Экономия затрат (не нужна аренда канала

Закупка/разработка программного

тернет-провайдера

связи и покупка коммуникационного обо-

обеспечения.

рудования).

Технические ограничения на рост и разви-

Возможность формирования системы мар-

тие.

кетинга.

Дополнительный квалифицированный

Использование web-сервера для других целей.

персонал для сопровождения.

3. Покупка дейст-

Экономия времени.

Высокий риск, необходимость учета тор-

вующего Интер-

Минимум технических работ.

говой марки, аудитории покупателей, дол-

нет-магазина

Возможность формирования системы мар-

госрочных партнерских отношений с по-

кетинга.

ставщиками, результатов деятельности.

Использование web-сервера для других це-

Высокая стоимость (трудно определить

лей.

затраты).

Технические ограничения на рост и развитие.

Торговый ряд

Аренда Интернет-

Дешевый и быстрый вариант.

Неполнота получаемой маркетинговой

магазина в элект-

Минимум технических работ.

информации.

ронном торговом

Полное комплексное обслуживание.

Доступность данных о деятельности мага-

ряду

Снижение стоимости доставки (большой ассортимент и единая сервисная сеть). Собственная система привлечения покупателей, рекламные, социальные и партнерские программы. Все риски несет владелец торгового ряда.

зина сторонней организации.

i

IV. По вариантам участия в электронной торговой системе

1. Визитная карточка (ВК)

2. Расширенная визитная карточка

3. Ссылка на магазин

4. Аренда магазина

Характеристики каждой формы сведены в табл..

  Характеристика вариантов участия в торговой системе (ТС)

Вариант участия в ТС

Сущность

Возможности

Требования

Составляющие стоимости

1. Визитная карточка (ВК)

Регистрация краткой ВК в ТС через web-интерфейс сис-

Предоставление краткой информации о фирме в каталоге торговых предприятий МО, возможность редактирования и обновле-

Наличие доступа в Интернет и электронной почты

Для участников ТС -бесплатно. Редактирование и об новление информат

навигация по каталогу.

но.

му соглашению.

2. Расширенная ВК

Регистрация расширенной ВК в ТС через web-интерфейс системы

Предоставление подробной информации о фирме в каталоге торговых предприятий МО по дизайну заказчика (возможен отдельный сайт), возможность редактирования и обновления, поиск по ключевым словам, навигация по каталогу. Предоставление товаров и услуг в рамках своего Интернет-представительства.

Наличие доступа в Интернет и электронной почты - необязательно.

Редактирование и обновление информации - по Дополнительному соглашению.

3.

Ссылка на магазин

Регистрация краткой или расширенной ВК в ТС через web-интерфейс системы со ссылкой на собственный Интернет-магазин

Предоставление информации о фирме в каталоге торговых предприятий МО, возможность редактирования и обновления, поиск по ключевым словам, навигация по каталогу.

Наличие доступа в Интернет, собственного Интернет-представительства и электронной почты.

То же

4.

Аренда

Мага

шна

Аренда в электронной ТС через каталог товаров фирмы (прайс-лист) в соответствии с требованиями ТС. Обновление каталога через web-интерфейс. Оформление заказов через витрину ТС.

Все возможности ТС: отслеживание, обработка, контроль заказов.

Наличие любой автоматизированной системы учета товара, компьютер с модемом для оперативной работы через Интернет. Наличие ответственного за обновление списка товаров и просмотр заказов. Организация доставки.

Расходы на создание ВК, подключение к системе, установка и настройка программного обеспечения, обучение сотрудников.

Абонентская плата, комиссионные. Редактирование и обновление информации - по дополнительному соглашению. Стоимость услуг доставки.

Стоимость банковских услуг и услуг платежных систем.