Специальные механизмы антикризисного управления

Роль органов местного самоуправления в условиях волнообразного развития заключается в антициклическом регулировании с целью поддержания социально-экономической стабильности и смягчения размаха колебаний:

в фазе кризиса и спада — стимулирование деловой активности, развития предпринимательской деятельности, повышения спроса путем увеличения бюджетных расходов (на общественные работы, социальный заказ),

в фазе подъема — предотвращение перегрева экономики мерами противоположного характера.

Например, в случае возникновения кризисной ситуации на местном предприятии акционерного типа местная администрация может выкупить контрольный пакет акций данного предприятия. Далее она непосредственно участвует в выводе данного предприятия из кризиса, решает социальные проблемы, оказывает инвестиционную помощь. В случае успешного антикризисного управления и повышения финансовой устойчивости предприятия местная администрация, купив акции по минимальной цене, получает позднее дополнительный бюджетный доход от продажи «выросших» акций и поступлений налоговых платежей. Данный способ применим только в случае, когда кризисная ситуация затрагивает лишь социально-значимое, возможно градообразующее предприятие (ситуация 3, табл.). Однако зачастую кризис является общим, затрагивая и местный бюджет. Антикризисное управление будет направлено на переход от безвозвратных субсидий к налоговым кредитам и поручительствам, от лимитного финансирования отраслей к программно-целевом) подходу.

Антикризисные процедуры, связанные с недопущением или устранением неплатежеспособности местных органов власти (ситуация 1, табл.), довольно разнообразны. Они предполагают по аналогии с субъектами предпринимательской деятельности:

1) предупредительные меры, предотвращающие неплатежеспособность или бан кротство местных органов власти (особое значение придается функционировании подсистемы контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисно!» ситуации);

2) реорганизационные процедуры, включая финансовую санацию бюджета, а также комплекс ликвидационных процедур убыточных унитарных и казенных предприятий;

3)  внешнее управление МО (как отдельными объектами собственности, так и МО в целом);

4)  санация задолженности или мировое соглашение с кредиторами, реструктуризация, расшивка неплатежей.

В рамках реорганизационных процедур ликвидация убыточных унитарных и казенных предприятий проводится в том случае, если факт убыточности связан с финансовой помощью из бюджета или с неисполнением социального заказа, ради которого эти предприятия созданы, при этом должен проводиться сравнительный расчет потенциальных убытков, возникающих в случае исполнения или неисполнения такой программы.

В совокупности антикризисные меры местной администрации образуют программу перехода бюджетного дефицита в бюджетный профицит и включают следующие возможные источники:

-    высвобождение средств от сокращения статей расходов, в т.ч. путем уменьшения числа бюджетных служащих;

-    получение средств от реализации городского имущества и Городских активов (ценных бумаг, закладных, акций);

-    замораживание заработной платы бюджетных работников и работников государственного сектора;

-    пересмотр договоров аренды;

-    увеличение местных налогов и сборов;

-    передача доходов от аренды муниципального имущества кредиторам или в стабилизационный фонд;

-    реструктуризация городской задолженности (в ценные бумаги, в кредиты);

-    проведение зачетов, в т.ч. налоговых, по погашению бюджетных ссуд и кредитов;

-    получение займов;

    формирование залогового фонда;

    перевод части прибыли унитарных и казенных предприятий в бюджет;

    создание унитарных предприятий, обеспечивающих доход местным органам;

   ликвидация убыточных унитарных и казенных предприятий;

   получение кредитов извне; приватизация муниципального имущества;

корректировка системы местных налогов и сборов (например, повышение ставок или, наоборот, их снижение для стимулирования повышения собираемости налогов);

модификация выпуска облигаций (придание им новых свойств, таких как инстру-1ент взаимозачетов с контрагентами, средство возврата ранее полученного финанси-ования; привязка к стоимости квадратного метра жилья; возможность конвертации; озможность обмена облигаций на городское имущество (жилое, нежилое, прав арен-ы земли и помещений); средство расчетов по коммунальным платежам, по налоговым неналоговым платежам, за выполненные работы по городскому заказу и пр.).

Антикризисным менеджментом жилищно-коммунальной, социальной сферы является санация, учет всех «долговых обязательств», анализ финансовых потоков и выявление наименее эффективных программ и элементов инфраструктуры для сокращения расходов.

Антикризисными мерами по уменьшению задолженности предприятий и ме-Я стного бюджета могут быть:

I. Проведение взаимозачетов . Взаимозачеты проводятся различными спосоЯ бами (вексельные схемы, расчетно-клиринговые центры и др.).

1.1.  Клиринг с использованием специальных математических моделей позвов ляет построить прозрачные расчетные цепочки для максимального погашения за-, долженности с минимальным объемом живых денег. Для этого все участники отИ крывают в нем два счета: счет взаимных расчетов и счет участника расчетов, на коЯ торый вносятся живые деньги. Например, есть четыре предприятия, первое должно 1 второму 2000 у.е., второе третьему - 1500, третье четвертому — 1200, а четвертое  первому — П00. В клиринговой системе происходит взаимозачет на П00 у.е., а осШ тальное покрывается живыми деньгами. В результате клирингового сеанса платежи на общую сумму 5800 у.е. исполнены с помощью 900 у.е. живых денег.

В случае наличия альтернатив построения цепочки взаимозачетов для выбора используется технология сервисного обслуживания:

-  Построение нескольких зачетных цепочек и расчет налоговой емкости каяД дой из них.

-  Расчет сетевой ликвидности наиболее налогоемких зачетных цепей (основной показатель - отношение суммы налоговых платежей цепи устойчивых денежных плательщиков бюджета к общей налоговой емкости).

1.2.  Механизм устранения неплатежей с помощью вексельной схемы преЛ ставлен на   Банк предоставляет вексельный кредит администрации мунЯ ципального образования (МО). Векселя передаются далее в оплату за выполненные работы и поставляемую продукцию организациям (в т.ч. расположенным на территории нескольких МО). Предприятия оплачивают данными векселями собственшД материальные затраты, услуги контрагентов, налоги. Это становится возможньЯ благодаря высокой ликвидности банковских векселей и накопленному опыту орш низации вексельных расчетов. В случае отсутствия в том или ином МО филиаЯ банка для удобства обслуживания предприятий банком-эмитентом может быть эЯ ключей договор о домициляции своих векселей с местными банками-партнерами.]

Преимущества предлагаемой схемы управления заключаются в следующем Во-первых, схема охватывает максимальное число сотрудничающих между собЯ предприятий. Во-вторых, благодаря внебюджетному финансированию админиспЯ ции муниципального образования происходит высвобождение средств из сфеЯ промежуточных расчетов, которые можно направить в другие сферы обращения например, социальную - на выплату заработной платы и пенсий. В-третьих, у ад (Я нистрации при покупке векселей с дисконтом появляется возможность экономия средств при исполнении бюджета. В-четвертых, предприятия могут погасить вЩ сель в определенный срок, получив «живые» деньги, а также, не продавая вексоВ банку, под его залог получить кредит в пределах 50-90% от номинала векселя.


  Схема межмуниципального управления вексельным обращением по устранению неплатежей

1.3. Довольно типична ситуация, когда организация имеет задолженность перед поставщиками энергоресурсов или товаров, а поставщики - задолженность по налогам перед местными бюджетами. Тогда проблемы ликвидации задолженности по налогам поставщиков товарно-материальных ценностей или ресурсов и пробле мы обеспечения финансированием организаций ЖКХ решаются посредством взаимозачета через органы местного самоуправления. При оформлении соглашения о чачете взаимных платежей организации ЖКХ поставщику, поставщика - в бюджет,  бюджета — в организацию ЖКХ происходит прекращение обязательства зачетом,

!тусмотренное ст.410 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соглашение аимозачете в данном случае является: 1) погашением кредиторской задолженности организации ЖКХ перед поставщи-по приобретенным товарам согласно договору и документам об отпуске товаров; 2) погашением задолженности органа местного самоуправления перед организа-л ЖКХ согласно смете бюджетного финансирования на покрытие убытка, образо-иегося из-за оказания услуг населению по утвержденным им регулируемым ценам. При применении схем взаимозачетом могут возникать сложности с возмеще-vi НДС. В соответствии с поправкой, внесенной Федеральным законом от 02.01.2000 5-ФЗ, «при использовании в расчетах за поставленные товары (выполненные ра-л, оказанные услуги) векселей суммы НДС подлежат возмещению (зачету) по-оплаты векселей денежными средствами». Таким образом, все участники век->ной цепочки должны платить НДС без зачета и товар, работа или услуга, оплате векселями, обойдутся всем участникам на 10-20% дороже (в зависимости от жтеристик товара). Кроме того, если оплата происходит товаром или взаимоза-)м, НДС вообще не возмещается. Это ужесточение можно обойти, если офор-ь два встречных договора: один на покупку товара, другой - на покупку векселя, гем произвести взаимозачет.

При использовании второй описанной схемы организация ЖКХ при наличии у 1 нее первичных документов (договора, акта или накладной о поставке товаров, счета-фактуры, акта о проведенном взаимозачете), в которых НДС выделен отдельной строкой, а также раздельного учета затрат по реализации услуг (согласно примечанию к п.12 инструкции ГосНИ №39) имеет право на возмещение НДС из бюджета в 1 общеустановленном порядке с отражением бухгалтерских записей по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» и кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по 1 приобретенным ценностям».

II. Списание задолженности , при этом для уменьшения оборотных налогов необходимо учесть следующее.

Согласно письмам Министерства финансов РФ (от 22.05.96 № 04-03 П, от 13.03.98 № 04-03-П, от 16.04.98 № 04-02-14, от 07.05.98 № 04-02-04/3 и др.) суммьЯ неистребованной кредитором дебиторской задолженности по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполЯ нение работ, оказания услуг) подлежат списанию на убытки как безнадежная дебиЯ горская задолженность. При этом не уменьшаются ни финансовый результат, учиЯ тываемый при налогообложении прибыли организации-кредитора, ни величина вы-Я ручки от реализации продукции (работ, услуг) и, следовательно, база, используемая для исчисления НДС, налога на пользователей автомобильных дорог. Такой порядок распространяется на предприятия, учетной политикой которых предусмотрено опЛ ределение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения по мере отгрузки товаров, работ, реализации услуг.

При использовании метода определения выручки по мере оплаты НДС налог нЛ пользователей автомобильных дорог и другие налоги, которые выявляются в сооЛ ветствии с выручкой (валовым доходом) от реализации выпущенной продукцшН (выполненного объема работ, оказанных услуг), исчисляются и уплачиваются с фан тически поступивших на счет кредитора сумм в оплату товаров (работ, услуг).

Фактическое отсутствие поступления денежных средств на счета в банки илиЯ кассу кредитора не приводит к возникновению оборота по реализации товара, рабоЯ услуг, а следовательно, и к возникновению соответствующих объектов налогооблЯ жения.

В случае предъявления налоговыми органами требований о взыскании сумм Л уплате НДС, основанных на Указе Президента РФ № 2204 и (или) постановлении Правительства РФ №817, организация может подать в арбитражный суд иск о признании недействительным решения налоговой инспекции.

Можно избежать конфликтных ситуаций с ГосНИ, если применить следующую процедуру проведения взаимозачета 

1. Полученный товар приходуется на баланс дотируемого предприятия.

2.   Поставщик, дотируемое предприятие и финансовый орган подписывав соглашение о проведении взаимозачета, которое подтверждает задолженности:

- долг дотируемого предпритяия перед поставщиком за товар;

I- долг поставщика перед бюджетом по налогам; - долг бюджета перед дотируемым предприятием по предоставлещЯ ассигнований;

3. Составляется акт зачета взаимных требований Производится взаимное погашение этих задолженностей. Взаимозачет заменяет движение денежных средств по цепочке:

-    от бюджета — дотируемому предприятию;

-    от дотируемого предприятия - поставщику:

-    от поставщика — в бюджет.

Для этих же целей целесообразно использовать и более упрощенную схему договорных отношений. В счет погашения долгов по налогам поставщик передает финансовым органам товары. Финансовый орган заключает с дотируемым предприятием договор комиссии и передает ему товар на реализацию. По договору средства от реализации товара дотируемое предприятие (комиссионер) оставляет у себя в счет финансирования из бюджета, а не перечисляет финансовому органу (комитен ту). Таким образом, дотируемое предприятие является не перепродавцом, а посредником, значит, не сталкивается с проблемой зачета входного НДС и начисления НДС со стоимости реализуемых товаров.

I III. Взыскание долгов с неплательщиков - физических и юридических лиц. Для предприятий ЖКХ ускорение и активизация этого процесса возможны с помощью привязки «задолженность - размер вознаграждения», для организаций-сборщиков жилищно-коммунальных услуг, например, по следующей шкале: при сборе плате жей 40-50%, размер вознаграждения - 0,9% от собранных платежей, при 60-70% -П%, при 70-75% — 1,2%, при 75-85% — 1,4%, при 90% и выше - 1,8-2,0%.

Использование данного метода необходимо сочетать с технологией дискон тирования дебиторско-кредиторской задолженности муниципального бюджета и

 бюджетных организаций . Если налогоплательщик не в состоянии вносить на лотовые платежи в денежной форме, муниципалитет допускает внесение этих пла-

 тежей в недежной форме, при условии существенного дисконтирования той отпуск-

 ной цены товара (услуги), который установлен производителем этого товара (услу-

 ги) для продажи на рынке. Экономическое основание такого дисконтирования - кредитование бюджетом данного предприятия на весь срок реализации товара под ставку ххх или равную ставке рефинансирования ЦБ РФ с учетом платы за риски, связанные с обращением этого товара (включая риск неликвидности), плюс плата за услуги по реализации товара.

IV. Реструктуризация кредиторской задолженности (т.е. распределение ее на более длительное время). Порядок реструктуризации задолженности по налогам и сборам, теням и штрафам перед федеральным бюджетом был утвержден Постановлением Правительства РФ от 3.09.1999 №1002.

V. Сокращение выплачиваемых льгот и дотаций путем перехода от категориального

 адресному принципу, при котором определяющий критерий - уровень дохода.

Иримером здесь могут служить процедуры регулирования размера субсидий по жи-

мнщно-коммунальным платежам населению, однако и в этой сфере большая часть

отаций выделяется предприятиям, предоставляющим коммунальные услуги, на

Возмещение разницы между себестоимостью и установленными тарифами, а не кон-

етным нуждающимся жителям (подробнее см. в 3).

Наиболее радикальной и жесткой мерой борьбы с затяжными кризисами явля- ется санация. Проведение и возможные последствия процедуры банкротства со- ]

гласно закону «О несостоятельности (банкротстве)» представлены на   Про- цедура банкротства начинается с заявления в арбитражный суд о признании предприятия банкротом, исходящего от одного или нескольких кредиторов, должника.! прокурора, налоговых и других уполномоченных органов. Судебное производстве начинается, если совокупные требования к должнику составляют более 500 мини-Я мальных окладов труда для юридических лиц или более 200 - для граждан предпринимателей (или ПБОЮЛ — предпринимателей без образования юридического лицаИ После возбуждения дела о банкротстве на предприятии-ответчике вводится наблюдение временным управляющим. Наблюдение не является основанием для отстранения руководства, но вводятся ограничения на совершение некоторых сделок (вы- плата дивидендов, реорганизация и пр.).

Требование, предъявленное к должнику, считается установленным, если он признал долг или в течение пяти дней после получения искового заявления не предпринял никаких действий. В обратном случае проходит досудебная работа по изысканию заЯ долженности (могут быть предъявлены иски к должникам, задействован факторин И проведена секьюритизация долгов (погашение эмиссией ценных бумаг), получены на! обходимые финансовые средства за счет сдачи помещений в аренду и пр.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в срок не более 3-х месяцев со днЯ поступления заявления в арбитражный суд. На все время судебного производства нзШ кладывается мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Далее в судебном порядке вводится внешнее управление, которое может продлиться не более года (дЯ пускается возможность пролонгации по решению суда, но не более чем на 6 месяцев). Если план внешнего управления удовлетворяет собрание кредиторов, то инициируеЯ ся судебная санация долгов. частично

В случае, если результаты внешнего управления не приводят к удовлетвори нию кредиторов, погашение задолженности проводится за счет продажи имущести (конкурсного производства). Предприятие-должник может подать встречный искИ признании своего имущества ограниченно оборотоспособным и его отчуждеИ возможно только с согласия собственника. Тогда проводятся закрытые торги. шШ гласно п.4 ст.104 закона №6-ФЗ от 08.01.1998 объекты жилищного фонда, ЩШ коммунальной инфраструктуры подлежат передаче органам местного самоуправи ния. В случае, если предприятие-банкрот имеет муниципальную форму собствен» сти, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам щ органы местной власти.

На всех этапах возможно заключение мирового соглашения с кредиторам! что является основанием для закрытия дела.