Маркетинговый срез — инструменты муниципального менеджмента

 Рассмотрим классификацию МО и особенности применения инструментов в зависимости от типа МО.

1. Классификация городов в соответствии с численностью населения. Ограничение использования данного основания в РФ связано с неравномерностью расселения по огромной территории.

  Деление городов в зависимости от численности населения


Условия малых городов с численностью населения до 1U тыс. человек не по зволяют в полной мере использовать эффект масштаба. Поэтому здесь основном внимание должно уделяться горизонтальной и вертикальной интеграции в целях сЛ кращсния постоянных расходов и повышения рентабельности. Например, на транш портных предприятиях может быть создано объединение автохозяйств по перевозке пассажиров, вывозу мусора, использующее единые ремонтные мастерские, техноД гии и имеющие одно руководство и пр. Уменьшение масштаба МО увеличивает им дивидуализацию социальной помощи, товаров и услуг. Особое внимание в таквИ МО следует уделять экономии, например, учитывая возможности малых городов наиболее приемлемой формой организации службы заказчика будет ее существовИ ние в виде комитета ЖКХ - структурного подразделения администрации гороД возможно с правами юридического лица.


Аналогично структуры поддержки малого бизнеса, стратегического развития г/кны быть включены в состав администрации.

В крупных городах и мегаполисах целесообразно максимальное разделение функций в обособленных юридически организациях с созданием территориальных

отделений. Например, администрация как исполнительный орган городского самоуправления может иметь территориальные отделения в районах города, являющиеся органами власти районов   и т.д.

2.  Единство инфраструктуры муниципального хозяйства. Существуют примеры, когда инфраструктура одного города полностью зависима от другого, что свидетельсЯ вует о неоптимальном территориальном делении МО. В таком случае для реализЛ ции преобразования в ЖКХ необходимы проработка мультипроектов с соседними МО, мотивация участия.

3. С точки зрения диверсифицированности экономики МО выделяют: Многофункциональные муниципальные образования - муниципалитеты, имею щие разветвленную сеть хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нескольких отраслях производства.

Монофункциональные муниципальные образования - муниципалитеты, хозяй ственная жизнь которых определяется одним — двумя крупными предприятиями ли бо несколькими предприятиями одной отрасли . Как и в биологических системах, монокультурность (монофункциональность) ослабляет муниципальную систЯ му, делает ее неустойчивой к влиянию внешней среды.

3.1.  Производственная группа — градообразующие заводы, возникшие при крупниИ предприятиях промышленности, энергетики, транспорта и иных производствах, щ этом случае реальных полномочий по организации жизни местная власть не имелаЯ

3.2.  Бюджетная группа- населенные пункты, где основная часть населения работает в бюджетных организациях: наукограды, военные городки и закрытые административно-территориальные образования и т.д. Жизнь этих городов напрямую завис!п органов государственной власти и состояния федерального и регионального бюдяИ тов.

4. Правовой статус местной администрации и основной источник ресурсов:

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства  .

Все затраты на реализацию общественных интересов и потребностей несут жители муниципального образования, объединенные в ТСЖ, МЖК, ЖСК, ОТОЯ коммуны, общины, основные ресурсы - сборы с физических лиц. самоорганизации.

2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.

Данная модель предусматривает участие органов местного самоуправления сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление Л ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной рентЯ т.е. налоги с населения дополняются обложением налогами производителя проддИ ции и услуг на территории муниципального образования. Данная модель реализуЯ ся в большинстве российских МО.

3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.

Органы местного самоуправления несут основное бремя по обслуживанию интересов населения и решению вопросов местного значения. Им предоставлена возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

5.  Классификация городов с точки зрения их административной роли (районные, областные, краевые центры, официальные столицы субъектов Федерации).

6.  Самой важной и наиболее сложной системой классификации, ввиду трудности найти объективный критерий разграничения, является классификация по назначению городов или, точнее, по тем социально-экономическим функциям, которые города выполняют. Провести нужные грани между городами различных типов весьма желательно, так как «доминанта», т.е. преобладающая функция города, его участие в региональном разделении труда сказывается очень существенно на всем его хозяйстве. Автор книги «Основы городского хозяйства» Л. А. Велихов   выделил две основные группы:

1) города чисто экономические (хозяйственно-производительные);

2)   города индустриальные, или промышленные-фабричные, ремесленные, горнозаводские;

3)  города торговые — внешней торговли (города-порты), внутренней торговли (города-пристани и железнодорожные узлы);

4) торгово-промышленные города;

5) города особого назначения (преимущественно потребительского типа):

-    военный — город или крепость,

-    город исключительно административный,

-    город учебно-воспитательный,

-    город санаторный или курорт,

-    «священный» город или город-храм.

Данные особенности определяют состав конкурентных преимуществ МО, выбор стратегии отличительного имиджа, выделяемых отличий (центр туризма или культурный центр и пр.), содержание программы маркетинга.

7.  Классификация, исходя из степени вовлеченности в информационное поле (дос туп во всемирную компьютерную сеть, каналы связи с региональной администраци ей, наличие телефонной, телеграфной, телетайпной, модемной связи и т.д.), опреде ляет возможность применения информационных технологий, маркетинговых кана лов коммуникации.

I 8. Степень развития тех или иных отраслей. Приоритетные направления развития выявляются на основе исследований  .


Среди других МО рассматриваемый муниципальный район (MP №1) занимает среднее положение по обеспеченности торговыми площадями и бытовыми услугами, но предприятий общепита в нем не хватает. Эти факты определяют приоритеты программы развития малого бизнеса.

Рассмотренные и другие маркетинговые характеристики МО и их влияние на муниципальный менеджмент для удобства восприятия и анализа сведены в таблицу 

  Применение специального финансово-экономического инструментария в зависимости

от характеристик МО