Применение матричных методов для определения направлений экономической политики

Управление бизнесом на территории всецело определяется его текущим и перспективным состоянием. Последнее позволяет оценить матричные инструменты анализа. Суть матричных методов анализа заключается в выборе 2-4 ключевых критериев, один из которых откладывается по вертикальной, другой по горизонтальной оси, а два других могут определять радиус окружности и угол сектора  .


  Компоненты матричного метода анализа

Наиболее популярным из них является БКГ-матрица. Рассмотрим ее примене-Я ние для целей муниципального управления.

В матрице Бостонской Консалтинговой Группы   и низкЛ

го (У<удвоенного дисконтированного общеэкономического темпа роста) относительного роста отрасли.

Сферы бизнеса, в зависимости от расположения в матрице, делятся на: Проблемные сферы или «кошки», англ. cats, «вопросительные знаки», «трудные дети» (правый верхний квадрат) - перспективные отрасли с низкой относительной рыночной долей. Эти сферы могут стать «звездами» или «собаками». Для этих сфер необходимо либо увеличение рыночной доли (требует инвестиций, налоговых льгот и другой поддержки), либо ликвидация или применение стратегии снятия урожая.

«Звезды» или англ. stars (левый верхний квадрат) - перспективные отрасли с высокой относительной рыночной долей. Молодые «звезды» требуют инвестиций, зрелые сами обеспечивают свой рыночный рост. Прибыль идет на развитие сферы бизнеса.

«Дойные коровы» или англ. caws (левый нижний квадрат) - характеризуются низким относительным темпом роста рынка и высокой относительной рыночной долей. Финансовые ресурсы требуются лишь для сохранения занятых позиций, поэтому они являются источниками прибыли. «Дойными коровами» обычно становятся «звезды». «Дойные коровы» могут являться таковыми и для местного бюджета.

«Собаки» или англ. dogs (правый нижний квадрат) - низкая относительная рыночная доля и низкий относительный темп роста рынка. Неперспективны в долгосрочном периоде, т.к. прибыли малы и маловероятны в будущем. «Собак» ликвидируют (в т.ч. с применением процедуры банкротства) или применяют стратегию снятия урожая.

Несмотря на наглядность и широкую применимость БКГ-матрица имеет ряд недостатков:

- слишком проста и дает общее представление;

-  для повышения информативности требует модификации в каждом конкретном случае;

-  при анализе инвестиционных приоритетов не может служить надежным инстру ментом, т.к. не позволяет точно определять объект инвестирования;

- не позволяет обоснованно выбрать стратегию для проблемных сфер бизнеса;

I — для различных отраслей существует различное соотношение между относительной рыночной долей и прибыльностью;

- расположение сферы бизнеса в левом нижнем квадрате не всегда делает ее дойной коровой, на этапе спада дойная корова становится просто коровой, т.к. для сохранения рыночной доли нужны значительные инвестиции;

I -трудность получения маркетинговой информации о доли рынка (как учесть теневую экономику, подсобные хозяйства?).


рис.-1. Использование БКГ-матрицы для определения муниципальной

политики

Матрица привлекательности отрасли (или матрица Дженерал Электрик)

Эта девятиклеточная матрица имеет двухмерную систему координат — X - сиЯ ла конкурентной позиции и У — долгосрочной отраслевой привлекательности.

При расчете КП используют аддитивную функцию с весовыми коэффициентами и определенным комплексом показателей: относительная доля рынка и ее динамикв имидж сферы бизнеса и его динамика, границы прибыли относительно конкурентом способность конкурировать по ценам и качеству; знание потребителя и рынка; конкЯ рентные силы и слабости; технологические возможности; профессионализм менеджЯ

ров. При определении долгосрочной отраслевой привлекательности применяется аддитивная функция с весовыми коэффициентами и следующими параметрами:

- размер рынка и темпы его роста;

- границы прибыльности отрасли (ретроспектива и перспектива);

- интенсивность конкуренции;

- подверженность влиянию экономических циклов;

- величины производственного и маркетингового масштабов;

- степень государственного регулирования;

- существующие возможности и угрозы;

- барьеры вхождения и выхода из отрасли.

Радиусы окружностей в матрице пропорциональны размеру отрасли, а величины сегментов внутри круга отражают долю рынка. Оценки позиции в конкуренции определяется по горизонтали; оценки отраслевой привлекательности и силы бизнеса - по размещению в одной из клеток матрицы. Матрица привлекательности отрасли хорошо дополняет БКГ-матрицу и предназначена для принятия решений в сфере инвестиций. Квадраты 12, 13, 23 - сферы бизнеса, наиболее приоритетные для бюджетных, банковских и других инвестиций, квадраты 21, 31, 32 - наименее приоритетные (в отношении них может быть применена стратегия снятия урожая, конкурсное производство и др.).



рис.-2. Использование матриц GE (А) и Хоуфера (Б) для управления

экономикой МО

Достоинства матрицы состоят в том, что она вводит промежуточные значения! между понятиями «высокая/низкая» и «сильная/слабая»; использует значительно 1 более широкий набор стратегически значимых переменных; указывает направления движения ресурсов. Среди недостатков этого инструмента: не обеспечивает ре-Я альных рекомендаций по разработке специфических стратегий; по ней невозможно 1 определить сферы бизнеса, которые готовы стать победителями.

Матрица Хоуфера

Матрица Хоуфера показывает распределение отраслей по стадиям жизненШ ного цикла отрасли (зарождение, рост, замедление роста, насыщение, закат). В 1 матрице 1 5 квадратов. Сферы бизнеса изображаются в виде окружностей, размеИ ры которых пропорциональны долям сфер бизнеса, а сегменты - величины рыЯ ночных долей. Наиболее тяжелой является ситуация, когда фирма имеет сильный КП в зарождающейся или растущей отрасли и необходимо сохранить конкурентеные позиции. При работе с подобными фирмами местной администрации необхоЯ димо акцентироваться на использовании местной инфраструктуры для их маркетинговой поддержки (то же, если конкурентная позиция слабая, но фирма облада-я ет значительной долей рынка).

Вышеописанные инструменты используют для расстановки инвестиционным приоритетов между сферами бизнеса и разработки стратегий поддержки экономики 1 МО в зависимости от характеристик предприятий. Процесс построения матриц моя жет оказаться трудоемким, поэтому здесь могут применяться специальные программные продукты. Например, в программе "Marketing ЕхрегШ (www. pro-invest. com) можно построить и получить рекомендации для матриц БКГ Л

Дженерал Электрик   — матрицы по любым 2, 3, 4 параметрам по выбору пользователя.