Региональная администрация

Как Вы думаете, почему в данном пособии бюджета.

Рассмотрим взаимные интересы региональной и местной администрации и! инструменты их удовлетворения, разграничение функций и полномочий, а также механизм перераспределения бюджетных средств.                                                 . 1

Инструменты удовлетворения взаимных требований Взаимодействие с региональной администрацией (РА) органа местного самоуправления (ОМСУ) происходит при регулировании:

-  проблем социально-экономического развития территории МО (изменение ставок налогообложения, введение льгот, предоставление бюджетных кредитов, устранение административных барьеров развития бизнеса, создание зон с особым статусом.! реализация целевых региональных программ и др.),

-  финансовых взаимоотношений в рамках бюджетного процесса (распределение! расходных и доходных полномочий, подготовка, согласование, исполнение бюдже- та, получение финансовой помощи),

-  вопросов управления государственной и муниципальной собственностью (разграничение, приватизация, ликвидация, реорганизация, банкротство государственных предприятий, управление имуществом региональной администрации, находящимся на территории МО),

- организационных вопросов (проведение праздничных мероприятий, региональных выборов и референдумов, совместных совещаний и др.).

Решение этих и других задач основано на балансировании интересов сторон с учетом фактора времени. Например, региональная власть заинтересована в экономии бюджетных средств и, если местная администрация представляет проект, требующий значительных капвложений из регионального бюджета в течение будущего финансового года, сочетание интересов возможно, когда результатом реализации проекта является сокращение бюджетных дотаций в среднесрочном периоде, получение налоговых поступлений.

Для балансирования интересов необходимо оценить и классифицировать требования РА в отношении органов местного самоуправления по различным признакам, например:

1. По жесткости: обязательные к выполнению (распорядительные) и рекомендательные.

2. По содержанию: правовые (соблюдение Федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта РФ, отсутствие противоречий с местным законодательством), финансовые (целевое использование выделенных бюджетных средств, экономия бюджетных средств, положительный платежных баланс — МО -регион), организационные (соблюдение требований к оформлению, сроков подачи, согласования, рассмотрения документов и пр., присутствие ответственных лиц ОМС на совещаниях, коллегиях), социально-экономические (рост промышленного производства, снижение безработицы и пр.).

3. По перспективности и срочности: стратегические, оперативные, тактические 

4. По периодичности: постоянные (нормативно-правовые требования, соблюдение регламента работы и др.) и разовые. Например, при оценке проектов, предложений, целевых программ, требующих финансовой или иной поддержки со стороны вышестоящей администрации, оцениваются:

-  ожидаемые социальные, экологические результаты проекта и их масштабность;

-  бюджетно-экономические результаты: увеличение поступлений в региональный бюджет, уменьшение расходов или создание условий для этого, сроки возврата и окупаемости выданных бюджетных кредитов, NPV, IRR, PI, рентабельность про-

I екта, ВЕР;

-  требуемые объемы финансирования на очередной и на последующие финансовые года по источникам и их соотношение (федеральный, региональный, местный бюджет, внебюджетные инвестиции);

-  импортозамещение, сохранение градообразующих производств, дополнительная загрузка предприятий смежников, расположенных на территории других муни-

ципальных образований региона (формирование региональных кластеров конкурентоспособных отраслей);

- характеристика существующей команды участников, здесь прежде всего важна их репутация среди региональных руководителей;

-емкость рынка, тенденции спроса, конкурентные преимущества продукции проекта, неопределенность и рискованность проекта и пр. .

Удовлетворение этих и других требований является одной из задач применения инструментария, описанного в администрации

I рееования pel иональнии админис!рации примеры инефумснюв, пи вилинлцил удовлс1вири1ь при взаимодействии с ОМСУ_______________предъявляемые требования__________________________

1. Стратегические вопросы________________________________________________________________

Соблюдение Федерального законодательст-...                                         ,

.         _.                  Информационные технологии (для ведения и онлаиново-

на и законодательства субъекта РФ. отсутст-                                 .             ,

го. использующего Internet, обновления законодательных вое противоречии между местным и регио- -  -                     .

баз и банков данных) нальным законодательством_________________________________[_______________________________

Реализация политики региональной админи — Декомпозиция целей развития МО, создание единой ин-

страции на местах________________________формационной системы управления МО - регион________

Сохранение и развитие ключевых производств МО, участвующих в региональном,

международном разделении труда__________

Повышение регионального инвестиционно-

го рейтинга __________________________

Рост промышленного производства на тер- SWOT-анализ, МАИС, разработка проектов, финансовая и

ритории МО___________________________ товарная логистика, маркетинговые исследования, рс-

Импортозамещение, расширение номенкла- сурсный анализ, мониторинг социально-экономического турного ряда региона, увеличение экспорта, положения МО, экспертные системы, стратегия диверси-профицит торгового и платежного баланса фикации, кластерного управления

МО и региона в целом___________________

Снижение уровня безработицы в МО_______

Увеличение налоговых поступлений с территории в региональный и федеральный

бюджеты________________________________________________________________________________

Обеспечение высокого рейтинга региональной и местной администрации, положитель — Технологии связей с общественностью ного имиджа среди населения МО___________________________________________________________

2. Тактические вопросы__________________________________________________________________

Осуществление строительства объектов регионального значения за счет совместного Проектное финансирование, ресурсная мотивация

финансирования__________________________________________________________________________

Эффективное управление имуществом региональной администрации на территории Генерация проектов, комплексная оценка проектов, ФСА МО____________________________________________________________________________________

_.                                                   -                Бюджетирование, формирование системы многовариант-

Экономия средств регионального бюджета,                 5                   ...                       .,..,.

                         ", "                    ного внебюджетного финансирования ЖКХ. социальных

поступающих на территорию МО                     ,

____________ _________________объектов_________________________________________

_                                                   "                Социально-экономический мониторинг, прогнозирование

Отсутствие социальных потрясении, кризи- ,                           ,                                  "

банкротства градообразующих предприятии, «расшивка»

________________________________________неплатежей, клиринг, проектное финансирование мульти-


Для ускорения и повышения качества сбора, обработки и передачи данных не обходимо применение информационных технологий (единая информационная система РА — ОМСУ, законодательные банки данных, селекторные совещания с ис-

I пользованием технологий телеконференции, автоматизированный контроль и под счет количественных показателей исполнительской дисциплины, экспертные системы поддержки принятия управленческих решений и моделирования проектов, др.).

I В настоящее время информация передается в электронной форме и/или на бумажном носителе по самым разным каналам: фельдъегерская служба, курьерская связь (нарочными или курьерами), личные посещения, почтовые отправления, факсимильная (факсограммы), телефонная (телефонограммы), телексная и телеграфная связи. Используется, хотя и недостаточно ввиду ряда объективных и субъективных факторов, передача информации по каналам региональной (локализованной) или глобальной электронной сети (соответственно через e-mail Internet и Intranet), телекоммуникационным сетям. Нормативные документы в электронном виде поступают

[при обновлении баз «Консультант+», «Гарант», "Эталон" и др., а на бумажных но-

I сителях — через официальные издания. Выбор канала определяется регламентом, зависит от отдаленности получателя и отправителя, типа, срочности и характера (согласование и пр.) передаваемых документов или сообщений, объема передаваемой информации (измеряется в страницах текста, например, 200 страниц в неделю,

I мегабитах), а также ограничениями, накладываемыми на определенные виды связи.

I Как правило, документы, переданные или полученные с использованием факсимильной или электронной почты, не имеют юридической силы, и поэтому эти

I способы не могут быть использованы для передачи документов, требующих

479

гут быть использованы для передачи документов, требующих удостоверения под- 1 линности. Ограниченное использование e-mail может быть преодолено принятием 1 законодательных актов (региональных и местных), регламентирующих использование электронной подписи в служебной корреспонденции между двумя уровнями управления. Необходим также комплексный подход при внедрении электронного! документооборота, для обеспечения возможности интеграции нижних уровней вла- I


У читателя может возникнуть сомнение, зачем стремиться к удовлетвори пп. требований РА, применять для этого сложные инструменты, создавать информаии онные системы и прочее? Безусловно, действия, нацеленные только на обеспечеИ требований РА, не обладают наивысшим приоритетом для ОМСУ. Местная адмшв страция существует для повышения качества жизни и развития территории МО должна отчитываться за выполнение этих задач прежде всего перед своим цел. «клиентом» - местным сообществом, электоратом. С другой стороны, социальЯ экономические цели региона тесно коррелируют с проблемами МО и, удовлетв И требования последней, удается одновременно достичь более высокой управляемое! и развития муниципальной территории. МО не является закрытой, изолироп системой и для успешного решения местных задач необходимо тесное сотруднЯ ство с РА, прежде всего для привлечения внешних информационных и финансонм ресурсов. Для этого предложения местной администрации вышестоящему руко!

детву должны быть обоснованы с помощью специального финансово-экономического инструментария 

Большое значение для решения финансовых и других вопросов имеет «вес», репутация местной администрации и, прежде всего, первого лица (главы администрации) среди региональных руководителей. Для формирования и поддержки положительного имиджа применяются ПИАР-технологии, формируется стратегическая линия поведения (отличительного имиджа, выделяемых отличий, инноваций и др.), ныбор которой определяется текущей экономической ситуацией и положением местной администрации среди других МО.

  Задачи и инструменты взаимодействия местной и вышестоящей

ЯПМНННГТПЯ1ШЙ



Примером эффективной формы взаимодействия региональной администрацией и местной власти может служить сотрудничество через ассоциации (лиги) мунициЯ пальных образований . В рамках ассоциации ОМСУ могут более точно формуЛ лировать и доводить до сведения РА их общие проблемы и законопроекты, и обратно, разъясняться и комментироваться вновь изданные РА нормативные акты. Для государственной власти ассоциация муниципальных образований - та организацияЯ через которую можно обращаться одновременно ко всем ее членам и вырабатыватЯ согласованную политику в отношении местного самоуправления. В настоящее время уже созданы ассоциации муниципальных образований в некоторых субъектах РФ 1 и ряд региональных ассоциаций (например. Ассоциация городов Северо-Запада Ров сии, Ассоциация городов Юга России, Ассоциация сибирских и дальневосточные городов и др.), действуют общероссийские союзы и ассоциации муниципальных обе разований (Союз российских городов, Союз малых городов Российской ФедерацийИ Российский Союз местных властей, Ассоциация исторических городов "Регион". Союз развития наукоградов, Конгресс муниципальных образований).