Целевые региональные программы. Цели, преимущества и виды

Ввиду того, что финансирование из государственного бюджета имеет тенденцию в России, в соответствии с опытом западных стран, переходить от функционального вида к целевому финансированию конкретных программ (проектов), рассмотрим их преимущества, цели и виды.

Преимущества программно-целевого метода управления экономическим и социальным развитием регионов характеризуются следующими принципиальными особенностями:

>  индикативным характером программ, сроки реализации которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами;

>  системным характером основных целей и задач программы по решению сложных комплексных (межотраслевых и межрегиональных) проблем развития экономики и социальной сферы региона различного уровня;

  обеспечением единства методологических и методических подходов к решению задач развития регионов различного уровня;

>  способностью концентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решение вопросов социально-экономического развития регионов (ускоренное развитие отраслей обрабатывающей промышленности, первоочередная реализация приоритетных инвестиционных проектов развития экономики и социальной сферы, развитие наукоемких производств, содействие занятости населения и т.д.);

>   возможностью использовать эффект мультипликатора при целевом использовании ограниченных бюджетных средств, собственных средств, банковского кредита и иных привлеченных средств инвесторов (инициирующий характер целевых программ, способных привлечь значительные финансовые ресурсы, если намечаемые перспективы развития региона резко повышают его инвестиционную привлекательность и гарантируют возврат кредитных ресурсов);

г возможностью сочетать программно-целевой метод управления региональным развитием с методами регионального прогнозирования и индикативного планирования (для военно-промышленного, агропромышленного, металлургического, топливно-энергетического и др. комплексов, кризисных, отсталых регионов, с тяжелыми природно-климатическими условиями, подверженных воздействию природных и техногенных катастроф, аварий и др.); г. потенциальной возможностью обеспечения общественного контроля при формировании целей и задач программного развития и использовании финансовых ресурсов (экспертиза, формирование межведомственных комиссий и др.). Метод программно-целевого управления представляет собой систему централизованных и децентрализованных среднесрочных и долгосрочных программ развития, активно влияющих на формирование территориальной структуры хозяйства, и

является одним из главных средств осуществления региональной политики разви- 1 тых зарубежных стран.

Методами регионального программирования осуществляется воздействие на развитие двух третей территории ФРГ, 40% территории Великобритании, 90% территории Норвегии, юг Италии и север Швеции, отстающих в социальноэкономическом развитии от других регионов этих стран.

Наиболее известны крупномасштабные и долгосрочные региональные программы в США. Среди них "Программа реки Теннесси" охватывает часть территорий 7 шта-Я тов (действует уже более 60 лет), "Федеральная программа развития района Аппалачских гор" включает территории 13 штатов площадью 420 тыс. кв. км с населением 19 млн. человек. Действует также программа "Сохранение главных улиц" (Main 1 Street Revitalization). Для приведенных выше примеров в 1933 г. специальным актом Конгресса США был создан орган управления "Программой р. Теннесси" — Управле-Я ние долины р. "Теннесси (Tenancy Board of Administration — ТВА). ТВА действует на правах государственной корпорации и несет полную ответственность за разработку и реализацию программы. ТВА владеет на правах госсобственности активами в размере 8 млрд. долларов США, осуществляет финансирование мероприятий програм-Я мы. ТВА подотчетна только Конгрессу и Президенту США. Для управления другой известной программой Аппалачей был создан центральный орган - "Аппалачская региональная комиссия" (Appalachian Regional Commission - ARC), оформленная 1 как специальное ведомство (A Federal-State Partnership). В состав ARC входят гуШ бернаторы 13 штатов, ежегодно переизбираемые как временные сопредседатели, иЯ представитель федерального правительства. Для программы "Сохранение главным улиц" созданы специальные национальный фонд и центр (National main street centerjB National trust for historic preservation).

В России основные положения программного метода отражены в нормативными актах, принятых на федеральном уровне - "Порядок разработки и реализации федев ральных целевых и межгосударственных целевых программ, в осуществлении котоН рых участвует Российская Федерация", утвержденный Постановлением Правитель-И ства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №594 - и нормативных актах, от-я носящихся к отдельным сферам деятельности правительства (социальной, инфраструктурной и т.д.)

Целевые региональные программы по уровням территориального управления « масштабам реализации делятся на:

-    региональные программы общефедерального значения разрабатываются и реализуются на уровне федеральных органов государственной власти с привлечениемЯ администраций регионов, действуют на территории практически всех крупных Я экономических районов России (программы "Миграции", "Чернобыль", "Мало-Я численные народы Севера" и др.), служат для обеспечения неотложных феде-Я ральных нужд и преодоления крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, зЯ выполнение программ отвечают федеральные органы власти;

-    региональные программы крупного межрайонного значения составляются и осуИ ществляются на уровне федеральных органов государственной власти с активным привлечением администраций субъектов, реализуются на территории одногоЯ

крупного или двух-трех смежных экономических районов России (программы "Каспий", "Освоение Нижнего Приангарья", "Возрождение Волги" и др.), служат для обеспечения неотложных государственных (на уровне субъектов Федерации) и федеральных нужд и преодоления крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, за выполнение программ отвечают федеральные и региональные органы государственной власти;

региональные программы развития субъектов Российской Федерации разрабатываются и реализуются в основном на уровне администраций субъектов Федерации, служат для обеспечения неотложных государственных (на уровне субъектов Федерации) и федеральных нужд, преодоления региональных чрезвычайных ситуаций; за выполнение программ в основном отвечают региональные органы государственной власти, при сохранении полной ответственности за федеральными органами (государственные заказчики);

региональные межмуниципальные программы готовятся и применяются на уровне администраций субъектов Федерации и местных администраций, в отдельных случаях (программа "Курилы") с участием федеральных органов власти, осуществляются на территории одного или нескольких экономических подрайонов внутри субъекта РФ или на территории нескольких МО (программы "Кавказские Минеральные Воды", "Краснодарское водохранилище" и др.), служат для обеспечения приоритетных федеральных, государственных (на уровне субъектов Федерации) и муниципальных нужд, преодоления региональных чрезвычайных ситуаций, отвечают за выполнение федеральные, региональные и муниципальные органы власти;

 региональные (локальные) программы развития муниципальных образований разрабатываются и реализуются на уровне администраций субъектов Федерации и местных администраций, осуществляются на территории одного муниципального образования (программы по развитию города-курорта Сочи, сохранению исторической части г. Санкт-Петербурга, оздоровлению экологической обстановки городов Череповец, Чапаевск, Нижний Тагил, Братск и др.), служат для обеспечения неотложных муниципальных, государственных (на уровне субъектов Федерации) и федеральных нужд, преодоления локальных чрезвычайных ситуаций; ответственность за выполнение программ лежит на муниципальных, региональных и федеральных органах власти. Рассмотрим содержательную характеристику (классификацию) федеральных

целевых программ регионального профиля:

федеральные программы социально-экономического развития регионов — ФЦПР (решаются вопросы комплексного социально-экономического развития региона, формирования прогрессивной структуры экономики); федеральные программы социально-экономического развития городов; федеральные программы социально-экологической реабилитации регионов (комплексное решение проблем оздоровления окружающей среды, социально-экологической реабилитации территории); федеральные программы социально-экологической реабилитации городов;

-    федеральные программы возрождения народов России (связаны с реабилитацией репрессированных народов или с поддержкой развития экономики и социальной сферы малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, направлены на развитие социальной сферы и сохранение национальных культурных и трудовых навыков);

-    федеральные программы по решению неотложных вопросов развития социальной сферы (в их числе "Дети Севера", "Дети Чернобыля", миграционные программы, программы развития рекреационных и туристических районов общефедерального значения);

-    федеральные программы по ликвидации последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций (зависят от ликвидации радиационного загрязнения территорий, восстановления объектов производственной и инженерной инфраструктур, проведения мер по реабилитации населения от поражения радиацией, от последствий землетрясений, наводнений, иных природных катастроф, последствий техногенных аварий и катастроф и др.);

-    федеральные инновационные программы связаны с разработкой и внедрением новейших научно-технических разработок в промышленность и сельское хозяйство конкретных территорий района, города, с развитием наукоемких производств на основе использования уникальных сырьевых ресурсов района.

Программы общефедерального и межрайонного значения предназначень для обеспечения рамочных условий для реализации таких целей, как:

-    социально-экономическое развитие стратегически важных регионов стран (Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток);

-    развитие малых и средних городов России, в том числе исторических;

-    содействие развитию экономики и социальной сферы малочисленных народо Севера и российских немцев;

-    обеспечение активной миграционной политики в стране в связи с необходимостью расселения значительных контингентов беженцев и вынужденных переселенцев, демобилизованных военнослужащих, северян, выезжающих из районов Севера и приравненных к ним местностей;

-    проведение крупных мероприятий по социально-экологической и радиационно реабилитации районов стихийных бедствий и техногенных катастроф, поддержке природных заповедников и национальных парков.