Структура, механизм работы, функции Федерального казначейства

 Для реализации всех преимуществ казначейского исполнения местного бюджета необходимы не только значительные капитальные вложения в материально-техническую базу, но и в обучение персонала (как самого казначейства, так и местной администрации, бюджетных учреждений) механизмам его работы. Ниже мы опишем работу казначейства на примере сложившейся практики исполнения федерального бюджета. Такой выбор обусловлен тем, что, во-первых, федеральные структуры уже накопили достаточный опыт. Кроме того, на территории МО нахо-

дится множество социальных объектов, финансируемых через отделения Федерального казначейства (ФК). В процессе взаимодействия с ними в целях контроля и применения инструментария управления бюджетными потоками необходимо четко представлять механизм работы ФК. При этом, как правило, финансирование, проходящее через ФК, гораздо ниже объема совокупных бюджетных потоков на территории МО. Недогруженная материальная база, технологии, опыт ФК могут быть использованы для постановки процесса казначейского исполнения местного бюджета, что значительно снизит издержки перехода на новые принципы финансирования. Давайте рассмотрим структуру построения, функции, схемы работы Федерального казначейства.

Построение системы Федерального казначейства осуществляется с помощью трехуровневой вертикали. На первом, самом высоком уровне находится казначейства.

Местная администрация и подведомственные учреждения в процессе исполнения бюджета тесно взаимодействует с ОФК и, реже, с УФК. Какие отделы входят в их состав? Организационная структура УФК состоит из функциональных и вспомогателбных отделов  .


Типичная организационная структура регионального управления также включает функциональные (а именно, отделы расходов и доходов, бухгалтерию) и обеспечивающие отделы (кадровый сектор, сектор автоматизации, хозяйственная служба). В ОФК, как правило, действуют восемь подразделений:

отдел доходов,

отдел платежей,

    операционный (контрольно-операционный отдел),

    КРО (контрольно-ревизионный отдел), бухгалтерия,

    информационный отдел (сектор автоматизации),

    отдел защиты информации,

    общий отдел (юрисконсульт, кадровая служба, хозяйственный отдел).

Могут быть также выделены отделы финансирования инвестиций, силовых структур.

Для автоматизированного сбора, обработки, хранения и обобщения информации во всех ОФК используется единый программный продукт.

Для исполнения местного бюджета через ОФК необходимо учитывать, что кас-

1совое обслуживание местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства осуществляется на договорной возмездной основе. Органы Казначейства взаимодействуют с органами государственного управления в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работ по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы. Иными словами, казначейство - это механизм сбора и распределения бюджетных средств.

Исполнение бюджетов по доходам (ст.218 БК) предусматривает 

1. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета.

2.  Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов.

3.1.  Подготовка заключения на возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов.

3.2. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов.

4. Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.


Основная функция Федерального казначейства — исполнение федерального) бюджета по расходам   и передает его, соответственна, распорядите-

лю, главному распорядителю и ОФК, которые ставят разрешительную надпись и контролируют выполнение выделенных лимитов и обоснованность перечисления средств. Далее денежные средства перечисляются на счета продавцов или производителей товаров, работ, услуг, оказанных бюджетополучателем. Выдача наличных средств (прежде всего на выплату заработной платы) производится с лицевого счета распорядителя или получателя в уполномоченном коммерческом банке.


Аналогичным образом может происходить исполнение муниципального бюджета.                                                             )

Как указывалось выше, в процессе работы казначейства применяется «кустовой» принцип — выделяются ГУФК, УФК, ОФК, группируются бюджетополучатели и, соответственно, выстраиваются, цепочки прохождения бюджетных потоков. Функции главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств различны по форме, но имеют одинаковое содержание - это открытие лицевых счетов в казначействе, подготовка смет и распоряжений о перечислении средств в пределах выделенных лимитов, составление отчетности, контроль выполнения лимитов бюджетных обязательств 


2.  Подготовка краткосрочного прогноза поступления доходов бюджета и целевых бюджетных фондов.

3.  Совместно с ГРБС определение лимитов бюджетных обязательств на очередной месяц.

4. Открытие и ведение л/сч ГРБС, РБС и ПБС.

5. Учет лимитов бюджетных обязательств на л/сч ГРБС, РБС, ПБС.

6.  Управление денежными средствами на счетах казначейства в банках и контроль за остатками средств на бюджетных счетах ПБС.

7. Финансирование расходов с л/сч ГРБС, РБС и ПБС, перечисление денежных средств со счетов казначейства в банках.

8.  Ежедневное предоставление выписок движения средств и использования лимитов бюджетных обязательств владельцам л/сч.

9.   Предоставление информации (копии выписок и платежных документов) главным распорядителям целевых бюджетных фондов и органам государственной власти, осуществляющим учет неналоговых доходов по плательщикам.

10.  Контроль за соблюдением лимитов бюджетных обязательств и целевым назначением бюджетных средств.

П.   Взаимодействие с банками, ведущими бюджетные счета казначейства, контроль за своевременным зачислением ими доходов и выполнением поручений на финансирование расходов.

12.  Анализ финансового состояния банков, обслуживающих бюджетные счета казначейства и получателей бюджетных средств.

13.  Учет доходов и расходов бюджета в разрезе бюджетной классификации, составление ежедневного баланса казначейства.

14.  Оформление и выдача бюджетных кредитов, контроль своевременности и полноты уплаты заемщиками процентов и возврат суммы основного долга.

Органы казначейства несут ответственность за полное и своевременное выполнение своих функций и соблюдение лимитов бюджетных обязательств, а также выполнение распоряжений владельцев лицевых счетов. Они имеют право приостанавливать распоряжения на финансирование расходов в случае превышения лимита бюджетных обязательств или выявления фактов нецелевого использования средств владельцем лицевого счета, а также по иным мотивированным основаниям: Для оперативного контроля выполнения сметы, исключения перефинансирования статей, своевременного внесения корректировок рекомендуется скользящее бюджетирование с максимально коротким периодом (в день).

Все функции казначейства (за исключением специфических - №5, 10, И) аналогичны соответствующим функциям банковского института по ведению счетов, расчетному обслуживанию клиентов, подготовке отчетности, управлению свободными остатками денежных средств, кредитованию. Однако казначейство не выдает наличных денежных средств, имеет дело только с перечислениями платежей, что является его главным отличием от банковских институтов, которые осуществляют кассовые операции и предоставляют широкий спектр дополнительных услуг, основные из которых мы рассмотрим ниже.