Банковская деятельность

В предыдущих разделах Вы познакомились с некоторыми инструментами управления муниципальными финансовыми потоками - бюджетированием, казначейскими механизмами, информационными технологиями сбора, переработки, хранения финансовой информации и пр. В данном разделе мы опишем центральное звено системы финансовых отношений - коммерческий банк. Вы узнаете о сущности банка, его структуре, интересах и услугах, представляющих практический интерес для местной администрации. В конце раздела Вы найдете алгоритмы, показатели оценки и выбора банка.

Построение взаимодействия с банковскими институтами Эффективность муниципального менеджмента во многом определяется каче- ством управления территориальными финансовыми потоками и, следовательно, полнотой задействования инструментов коммерческого банка. Данный факт связан с; ключевой ролью банков в управлении финансовыми потоками организации любой формы собственности, что закреплено законодательно и отражается на практике. Эффективно привлечь финансовые институты к решению проблем МО возможно лишь понимая сущность и интересы банка и имея полное представление об услугах, им оказываемых.

Рассмотрим интересы банковского учреждения, отражающие его специфику и составляющие базис сотрудничества.

Банк, как торговое предприятие, действует в сфере финансового обмена! продавая и. покупая ресурсы. Поэтому среди его интересов:

1. Оптимизация «товарных» запасов (т.е. денежных средств).

2. Повышение оборачиваемости средств.

3. Максимальная маржа между покупкой и продажей его «товара» (спекулятивный принцип «подешевле купить, подороже продать»).

4. Оптимальное использование всех видов ресурсов банка (финансовых, кадровых.! технологических, информационных и имущественных).

5. Получение и сохранение конкурентных преимуществ банка.

6. Престижность и удобство для клиентов местонахождения банка.

7. Расширение круга клиентов.

8. Комплексность обслуживания клиентов, продажа «пакетов» услуг.

9. Получение дешевых «входящих» ресурсов.

Как посредническое предприятие банк выступает и кредитором, и заемщиком, щ посредником между ними. В связи с этим он заинтересован в

1) повышении репутации банка;

2)  удержании денежных потоков предприятия за счет большего количества финансовых инструментов;

3)  структурировании ресурсной базы по срокам, объемам и стоимости для поддержания своей ликвидности (например, количество «длинных» кредитов должно соответствовать объему позиций с «длинными источниками», в этом заключается золотое правило кредитования: длина пассивов должна быть не меньше длины активов);

4) аккумулировании денежных потоков предприятий и организаций;

5) привлечении потенциальных клиентов;,

6) в соблюдении коммерческой тайны, конфиденциальности информации.

Банк является следствием развития кредита, поэтому главным в сущности банка является обслуживание денежно-кредитных отношений. При этом продуктом банка как предприятия служат платежные средства (наличные и безналичные: векселя, чеки, пластиковые карточки пр.). Как кредитное учреждение он заинтересован в

1) минимизации кредитных рисков;

2) получении залога и гарантий возврата кредита;

3)  всесторонне проработанных бизнес-планах кредитования, подтвержденных результатами маркетинговых исследований;

4) высокой экономической эффективности кредитуемых проектов;

5)  минимизации наличного денежного оборота (вексельные схемы, связанные кредиты и пр.);

I 6) диверсификации рисков как банковских, так и кредитуемых проектов;

7)  быстром сроке окупаемости кредитных ресурсов (т.е. выдача «коротких» креди тов);

; 8) соблюдении нормативов, установленных ЦБ для кредитных операций - максимальный риск на одного кредитора (вкладчика) или группу связанных заемщиков и пр.;

9)  возврате "тела" кредита и процентов по нему в установленные кредитным договором сроки (не позже, но и не раньше, т.к. банк точно планирует свои денежные потоки);

10)  информационной обеспеченности о состоянии финансовых рынков, макро- и микроэкономических систем, получении общей статистической информации по

овектам, связанным с выдаваемыми кредитами (социально-демографическая ситуация в регионе, своевременность выплат зарплаты бюджетными организациями, изменения в уровне оплаты труда в регионе и пр.), по изменению накладных издержек (арендные, жилищно-коммунальные и другие местные платежи, а также нало-ижые выплаты).

Основным мотивом в деятельности банка является реализация его коммерческих интересов. Ресурсы банка, полученные от вкладчиков, небесплатны, полому банк должен вести дело так, чтобы услуга способствовала умножению благ, а значит, самовозрастанию стоимости, пущенной в оборот. Поэтому банк

шнтересован в: II) уменьшении издержек за счет автоматизации, налогового планирования и пр.; 2) процветании клиентов, которые являются основой для получения банковской [прибыли;

3)  повышении рентабельности, экономической отдачи собственного капитала, прибыльности, мультипликатора капитала, уровня эффективности использования акти- вов и других показателей эффективности деятельности банка;

4) сокращении общего риска банковских операций;

5) оптимизации соотношения доходность - риск.

Наконец, банк, как организация, заинтересован в создании оптимальной с точки зрения достижения поставленных целей структуре управления, в удовлетворении социальных и экономических потребностей членов его коллектива и собственников банка, развитии социально-бытовой инфраструктуры, в общей стабильности социально-экономической ситуации в регионе своей деятельности. Именно персонал банковского учреждения реализует вышеуказанные интересы, а его активность определяется, прежде всего, эффективностью системы мотивации кадров.


При этом каждое управление и отдел банка имеют свои задачи и интересьЯ которые могут не совпадать и даже входить в противоречие с интересами других подразделений (например, при определении направлений размещения свободных

ресурсов банка), что необходимо учитывать при построении взаимодействия администрация - банк.

Взаимодействие местной власти с банковским учреждением происходит через конкретных служащих, занимающихсоответствующие должности в структуре банка с четко определенными функциональными обязанностями . Давайте откроем «черный» ящик структуры банка и рассмотрим его построение.

Критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций, его специализация и стратегия. По фактической структуре Вы можете решить и обратную задачу - получить представление и оценить приоритетные направления деятельности конкретного банка. В частности, в состав организационной структуры коммерческого банка могут входить (в скобках указаны основные функции подразделений):

1) Управление кредитования (экспертиза бизнес-планов физических и юридических лиц, разработка мультипроектов, микрокредитование и поддержание связи с международными организациями (МБРР и пр.)).

2) Управление ценных бумаг (осуществление кастодиальных, депозитарных услуг).

3) Управление валютных операций (операции с иностранной валютой, валютный контроль, организация работы валютно-обменных пунктов).

! 4) Операционное управление или ОПЕРу (операционное обслуживание физических и юридических лиц), включая и управление кассовых операций (операции с наличными ценностями и инкассация) и, возможно, сектор пластиковых карточек.

5) Управление сетью (контроль и управление филиалами, отделениями, представительствами и дочерними банками).

6) Филиалы, отделения, представительства и дочерние банки.

В структуре банка может быть выделено отдельное подразделение по работе с бюджетными организациями, если он является уполномоченным банком кассового исполнения бюджета. Подразделения, указанные в п.6, относятся к «внешним» подразделениям банка (в первую очередь, в силу их территориальной обособленности). Все остальные подразделения банка являются «внутренними» и формируют так называемый «центральный аппарат банка». Контроль деятельности «внешних» подразделений обычно осуществляется специальным структурным подразделением в составе центрального аппарата банка.

Функции отдельных подразделений часто пересекаются. Например, операции с ценными бумагами могут осуществлять сразу несколько подразделений банка: управление ценных бумаг, депозитарий (кастодиальное подразделение), управление доверительных операций (трастовое управление), управление кассовых операций (хранилище). Любое из указанных подразделений может быть самостоятельным, входить в соответствующий департамент, либо в статусе отдела находиться в структуре соответствующего управления.

Вышеуказанные подразделения являются основными. Для функционирования банка действуют вспомогательные и обеспечивающие управления банка, такие как:

7)   Управление маркетинга (обеспечение связей с общественностью, разработка и [осуществление рекламных кампаний, анализ конкурентного потенциала банка, раз работка новых банковских продуктов и пр.).

8)   Экономическое управление (планирование и анализ финансовой деятельности).

9)   Управление информационных технологий или отдел автоматизации (обслужива- 1 ние ЭВМ, разработка и внедрение программного обеспечения, в т.ч. баз данных, информационное обеспечение деятельности банка).

10)Управление бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерский учет и подготовка отчетности, в т.ч. ежедневного баланса).

П) Управление развитием материально-технической базы (приобретение и содер-Я жание составляющих материально-технической базы, в т.ч. транспортных средств и 1 основных фондов).

12) Управление делами (канцелярия и делопроизводство).

13) Юридическое управление (юридическое сопровождение деятельности банка).

14) Управление по работе с персоналом (планирование, обучение, подбор).

15) Контрольно-ревизионное управление — КРУ (внутренний аудит деятельностиЯ

Структура подразделений банка отражает спектр услуг, им оказываемый. В об-Я щем случае, все многообразие банковских операций можно разделить на три основ-Яные группы: кредитные, инвестиционные, агентские . Ниже мы познаконИ мим вас с основными услугами и операциями коммерческого банка, которые могуН быть востребованы местной администрацией.