Проведение расчетов и их автоматизация. Применение «пластиковых» схем

Как и любой хозяйствующий субъект местная администрация пользуется (непосредственно или опосредованно через казначейство) банковскими услугами расчетно-кассового обслуживания (РКО). Это обусловлено тем, что денежные средства всех предприятий, учреждений и организаций подлежат обязательному хранению в банках. Проанализируем механизмы проведения этих операции и возможности их использования для управления финансовыми потоками.

Предприятиям и учреждениям по согласованию с обслуживающими банками устанавливается лимит кассовой наличности, т. е. максимальная сумма, которую допускается хранить в кассе организации. Расчеты между юридическими лицами должны проходить в безналичной форме. Расчетные операции могут являться как внутрибанковскими (если счета контрагентов открыты в одном банке), так и межбанковскими. Коммерческий банк может осуществлять межбанковские расчеты двумя способами. Банк, во-первых, открывает корреспондентский счет в территориальном отделении Центрального банка РФ - расчетно-кассовом центре (РКЦ), через который банк может осуществлять платежи в другие коммерческие банки. Банки также могут осуществлять расчеты без участия РКЦ - через заключения договоров о корреспондентских отношениях и открытия счетов типа «НОСТРО» (счет данного банка в банке-корреспонденте) и «ЛОРО» (счет банка корреспондента в данном

I банке). При этом оперативность проведения расчетов повышается. Ограничением этого способа является фактор территориального расположения банков-корреспондентов (например, зачем для проведения двух-трех операций устанавливать отношения, открывать корсчета какого-либо банка Казани с уральским банком, когда можно использовать систему РКЦ). Клиентам коммерческого банка могут быть открыты расчетные, текущие, валютные, депозитные, ссудные и другие счета; расчетные счета открываются только юридическим лицам (за исключением предпринимателей без образования юридического лица). Множественность расчетных счетов, хотя и усложняет работу бухгат-тера организации, но позволяет, во-первых, сократить количество транзитных платежей, иметь альтернативу проведения тех или иных операций, пользоваться услугами, предоставляемыми лишь отдельными банками, или выбирать банки, предлагающие наилучшие для организации условия. Для открытия счетов всех видов клиенту необходимо предоставить в банк следующие документы ; карточку с образцами подписей и оттиска печати, заверенные нотариально.

.

Каждому счету присваивается 20-тизначный номер, который включает в себя следующие группы кодов:

 три знака — статус юридического лица, например,

405  — Организации федеральной собственности;

406  — Организации, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности;

407  — Счета негосударственных предприятий и т. д.

 два знака — отраслевая принадлежность;

 три знака — код валюты (например, 810 - рубли РФ, 740 — доллары США);

 и др.;


Основным видом расчетных операции являются расчеты платежными поручви ниями (ПП), иногда требованиями-поручениями (ТП), аккредитивами или чеками   представлены в качестве плательщиков за предоставленные им услуги, закупленные

товары и пр. В обратном случае они выступают в качестве контрагента, тогда их интересы диаметрально меняются. Выбор применения ПП, ТП, ТПП, аккредитива или чека определяется тем, какой стороной выступает рассматриваемый субъект.

В связи с повышенной важностью быстрого и надежного проведения финансовых расчетов для местной администрации и подведомственных учреждений рассмотрим особенности, преимущества и недостатки, сферы использования указанных инструментов их реализации.


I ________________LJ               I-----------------------I

4,5 — банк ОМСУ (казначейство) производит списание средств со счета ОМСУ и пересылает документы о перечислении средств на счет Контрагента в его банк б - банк Контрагента производит зачисление средств на счет контр агента


7 - банк ОМСУ (казначейство) отсылает документы о перечислении средств в банк контрагента Я - банк контрагента зачисляет средства на счет своего клиента

Документооборот при расчетах платежными поручениями (ПП):

1 . — Контрагент органа местного самоуправления (ОМСУ) или подведомственного учреждения (плательщиков) предоставляет товар или услугу и выписывает на них счет-фактуру.

2  — ОМСУ проводит проверку правильности оформления счета и соответствие его договору или контракту. Далее готовится распоряжение главы ОМСУ о перечислении средств и ставится штамп, заверенный подписью главы ОМСУ или уполномоченного лица

3  — выписывает ПП и передает казначейству (при казначейском исполнении бюджета) или банку, где открыт лицевой счет (л/сч.)ОМСУ

Документооборот при расчетах платежными требованиями-поручениями (ПТП):

1,2 — контрагент отгружает товар, оказывает услуги ОМСУ или подведомственному учреждению и отсылает ОМСУ через свой банк ПТП и счета

3 - банк контрагента отсылает ПТП в банк ОМСУ

4 - банк ОМСУ (казначейство) пересылает ПТП и счета для извещения о платеже и акцепта ОМС

5  — ОМСУ дает согласие на оплату

6   - получив согласие на оплату, банк ОМСУ (казначейство) производит списание средств со счета ОМСУ


7  - банк контрагента отсылает документы на списание средств, депонированных банком ОМС на отдельном счете

8   - банк ОМСУ (казначейство) списывает средства со счета ОМС


9  - пересылка реестра с приложением счетов- фактур и отгрузочных документов

10  — списание средств с внебалансового счета «Аккредитивы к оплате»

П   - передача реестров, счетов -фактур и транспортных документов плательщику

Документооборот при расчетах чеками

1  — ОМСУ вместе с заявлением о выдаче чеков представляет в свой банк ПП для депонирования средств на отдельном лицевом счете. Деньги списываются с его расчетного счета

2 - банк ОМСУ (казначейство) выдает чеки своему клиенту

3  — ОМСУ представляет своему клиенту чек

4  — Контрагент отпускает товар, оказывает услуги

5  — Контрагент составляет реестр чеков и отсылает документы на зачисление по чеку в свой банк

6 - на основании этих документов банк зачисляет средства на счет контрагента Документооборот при расчетах аккредитивами

1 - заявление на открытие аккредитива

2 - списание средств со счета плательщика и блокирование средств на внебалансовом счете №9931 «Аккредитивы к оплате» в банке плательщика (банке-эмитенте)

3  — оформление кредитного авизо и отсылка его с заявлением плательщика

4  — бронирование средств на отдельном счете №720 «Аккредитивы» (при покрытом аккредитиве) в исполняющем банке

5  — уведомление поставщика об открытии j в его адрес аккредитива

6 - отгрузка товаров покупателю

7 - передача реестра счетов, транспортных и других документов, подтверждающих отгрузку товаров для получения Платежа

8 - зачисление средств на счет поставщика

1. Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки (деЯ выписки в расчет не включается). ПП предоставляется в банк в 4-х экземплярах:  экземпляр - в банк плательщика для списания средств со счета плательщика, 2-яИ для зачисления средств на счет получателя, 3-й - прилагается к выписке со счЛ получателя как первичный документ, подтверждающий банковские проводки, и 4Ш

- возвращается плательщику со штампом банка, подтверждающего исполнение ПП. Поручения принимаются к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не оговорено банком и органом местной администрации или подведомственным учреждением (например, предоставлен овердрафтный кредит). С помощью ПП производится предварительная оплата товаров, работ, услуг (с указанием в ПП номера и даты товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком), авансовые платежи (со ссылкой в ПП на номер договора, в котором предусмотрена предоплата), для погашения кредиторской задолженности, по арендной плате за нежилые помещения, платежи коммунальным предприятиям, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, погашение банковских ссуд и процентов по ним, уплата пени, штрафов и др. При постоянных и равномерных поставках товаров, работ, услуг могут применяться ПП в порядке плановых платежей.

2. Ограниченное использование требований-поручений связано с тем, что поставщики заинтересованы в предварительном зачислении денежных средств, после чего производят отпуск товаров. Этот инструмент защищает покупателя, т.к. оплата может быть произведена только с согласия (акцепта) последнего. Поэтому в применении ТП заинтересован орган местного самоуправления, выступающий в качестве покупателя товаров (работ, услуг) при размещении муниципального заказа. Если в качестве поставщика выступает подведомственное предприятие (например, ЖКХ), то для защиты его интересов возможен прием ТП в банк на инкассо (т.е. на получение банком по поручению клиента причитающихся ему денежных средств на основе расчетных документов). При использовании ТП выписку расчетных документов осуществляет поставщик сразу после отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг, что значительно ускоряет расчеты. Кроме того, поставщик имеет возможность получить факторинговый кредит и избежать длительного отвлечения средств из оборота.

$. Расчетные чеки широко используются для проведения безналичных расчетов. Выделяются покрытые, средства по которым депонированы чекодателем на отдельном банковском счете, и непокрытые расчетные чеки, платежи по которым гарантируются банком (использование последних в настоящее время ограничено). Чеки по зволяют исключить наличные средства, однако требуют повышенного внимания к оформлению и тщательной проверки. В связи с этим более удобным средством проведения расчетов представляются пластиковые карты.  4. Аккредитивы употребляются в иногородних расчетах с одним поставщиком. Срок действия аккредитива не ограничен и зависит только от договора между контрагентами. Аккредитивная форма гарантирует платежи поставщику за счет соб с венных средств покупателя (покрытый или депонированный) или за счет средств банка (непокрытый или гарантированный аккредитив). Каждый аккредитив должен указывать, является ли он отзывным или безотзывным. Если такого указания нет, то аккредитив считается отзывным. Такой аккредитив может быть изменен или анну лирован без предварительного согласования с поставщиком через банк-эмитент, ко-

торый извещает банк поставщика, а тот уже своего клиента. Безотзывный аккредитив защищает интересы поставщика (которым могут являться предприятия городской инфраструктуры), однако является дорогостоящей формой расчета. Аккредитив может являться обеспечением получения кредита.

Расчетно-кассовое обслуживание может быть платным, но в большинстве российских банков является бесплатным. Более того, на ежедневный остаток счетов бюджетных учреждений в независимости от размера остатка, как правило, начисляется процент . Это означает, что коммерческому банку необходимо окупить из- держки на РКО за счет других операций, минимизируя параллельно издержки на РКО. Здесь выделяются два направления: автоматизация расчетов и максимальное снижение оборота наличных средств.

Основной формой автоматизации расчетно-кассового обслуживания является система «Банк-клиент». Установка данной системы позволяет клиенту самостоятельно проводить операции по своему расчетному счету в пределах установленных лимитов и иметь всю информацию о состоянии своего счета, проведенных операциях в режиме реального времени (on-line). Такая оперативная информация необходима для постановки системы бюджетирования с коротким контрольным периодом (например, в один день), что позволит гибко управлять бюджетными расходами, не допускать перефинансирования и своевременно вносить коррективы в бюджетные сметы. Популяризация данной услуги органом местного управления возможна с помощью внедрения информационных технологий «электронного правительства» (системы самообслуживания при уплате местных налогов, сборов, штрафов). Внедрение подобных систем позволяет банку и органу местного управления минимизировать затраты на проведение расчетов (расходы на филиалы, инфраструктуру, пер-сонал и др.). Поэтому банк может инвестировать средства в использование таких технологий в органе местного управления.

Особые возможности в муниципальном управлении предоставляет внедрение j пластиковых платежных систем. Пластиковая карточка представляет собой nep-j сонифицированное платежное средство с именем, надписью, кодовым номером вла-ij дельца; выпускается банком, кредитным учреждением небанковского типа или торговой компанией и является собственностью эмитента (т.е. банка). Пластиковые, карточки условно делятся на следующие виды:

>  кредитные карточки (credit cards) - применяются для оплаты товаров и услуг эМ счет кредита, предоставляемого клиенту банком или специализированной компанией и для получения наличности в банковских автоматах;

>   кредитные целевые карточки (типа Diners Club) - используются для оплаты оД ределенных услуг (питание в ресторанах, оплата услуг телефонных компании бензина, товаров в магазинах, принадлежащих одной фирме;

>  дебетовые карточки (debit cards) - служат для оплаты товаров и услуг, получен  денег в банковском автомате;

>   карточки для гарантии чековых платежей (check guarantee cards) - применяют™ для защиты чековых платежей;

>   карточки для электронных банковских автоматов - употребляются для полученЯ наличности в банковских автоматах;

> платежные карточки (charge cards).

С технической точки зрения, пластиковые карточки подразделяют на два вида: пассивные (магнитные) и активные (электронные, интеллектуальные карточки, смарт-карты). В пассивных карточках для записи и хранения информации применяются рельефные обозначения и магнитные полосы. Несмотря на специальные средства защиты, пассивные карточки не гарантируют от фальсификаций и злоупотреблений. Активные карточки имеют одну или две встроенные микросхемы и способны вступать в диалог с центральным компьютером для выполнения более широкого круга операций, чем пассивные карточки. Они обладают более надежной защитой по сравнению с магнитными карточками, т.к. определенные части их памяти (идентификационный код владельца, код счета и т.п.) недоступны никому кроме эмитента.

Рассмотрим примеры применения пластиковых карточек. В социальной сфере пластиковые платежные системы позволяют обеспечить наличными средствами в необходимых случаях (выплата адресной социальной помощи, пенсий, дотаций, пособий и пр.) при жесткой казначейской системе исполнения бюджета. Это дает возможность адресатам получать пособия в любой момент (с помощью дебитования или кредитования карточки) с произведением зачета банком при фактическом перечислении социальных выплат из бюджета. Карта может выполнять роль пенсионного удостоверения высокой степени защиты от подделок. Применение пластиковых карточек возможно также в следующих процессах:

1. Для отпуска льготных лекарств по «электронному рецепту», что позволяет жестче контролировать распределение препаратов, выдаваемых только по рецепту. Автоматически ведется протокол и контроль выдачи - кто выписал, кому, сколько и кто выдал. При связи системы с аптечными складами можно оптимизировать процесс закупки лекарств .

2. Для выдачи пособий по безработице в центрах занятости населения. При использовании пластиковых карточек появляется возможность снизить наличный оборот, оперативно проводить «расшивку» платежей. Например, предприятия-лолжники могут рассчитываться по взносам в Фонд занятости товарами и услугами. Социальные пособия зачисляются в кредитный кошелек, затем безработный посредством смарт-карт совершает покупки в магазинах, аптеках, имеющих задолженности и происходит взаимозачет.

З. Для хранения информации 3.1. в системе ОМС иДМС в качестве:

- «электронного» страхового полиса, что сократит время, затрачиваемое на заполнение документов,

- универсального медицинского идентификатора (медкарты пациента), что позволит 1 создать централизованную общегородскую медицинскую базу данных (БД). Таким

образом, история болезни, группа крови, прививки, последние анализы, рентгенов ские снимки, принимаемые препараты и т.п. станут доступны в оперативном режиме в любом медучреждении, подключенном к БД. Исчезает (или как минимум сокра ищется) необходимость привязки пациентов к лечебным учреждениям по террито-

риальному признаку за счет большей информированности врачей о конкретном пациенте возрастает качество медобслуживания.

3.2. в системе УВД как универсальный идентификатор жителя или приезжего, позволяющий при обращении быть «дубликатом» паспорта, водительским удостове-рением, свидетельством о регистрации всех автотранспортных средств, безналичным средством оплаты штрафов (в т.ч. путем кредитования карты, когда в БД зано- 1 сится информация о виде, дате нарушения, размере штрафа).

4. Для введения оплаты проезда в муниципальном транспорте с функциями 1 варьирования стоимости поездки: от времени суток или дней недели; расстояния,  категории пассажиров и т.д. (т.е. автоматизировать дискриминации цен во времени, 1 пространстве и персонально), в этих схемах пластиковая карта является высокозащищенным транспортным платежным средством.

5. Для школьников на чиповой пластиковой карте могут храниться сведения о перечисленных пособиях на питание, информация об успеваемости ученика, электронная медицинская карта и пр.

б. Для сбора коммунальных платежей и платы за техническое обслуживание!

через безналичный расчет, который позволит решить ряд проблем:

 несвоевременное перечисление средств от организаций, принимающих платежи, 1

поставщикам услуг (за счет автоматизации и повышения прозрачности расчетов); I

а снижение накладных расходов на обработку бумажных носителей информации 1

(жировки, квитанции); о расширение сети пунктов приема платежей; о задержки платежей со стороны клиентов (абонентов).

7. Для автоматизированного проведения различных опросов общественного мнения, маркетинговых исследований.

Коммерческая сторона проекта, делающего его чрезвычайно привлекательные для банка, заключается в привлечении «дешевых» ресурсов и размещении постоян ного остатка средств на финансовом рынке. Для повышения рентабельности проекта, помимо социальной составляющей, на пластиковую карту целесообразно налоя жение следующих задач:

1. Осуществление хозяйственных, представительских и прочих внутрифирЛ менных расходов (корпоративные пластиковые карточки).

Корпоративные пластиковые системы (КПС) позволяют аккумулировать дЯ нежные средства и использовать свободные остатки для беспроцентного кратнИ срочного финансирования, организовать безналичное сервисное обслуживание пеЛ сонала, оказывать адресную помощь сотрудникам предприятий, входящих в ЮПИ автоматизировать учет и контроль денежных потоков предприятий, обеспечшИ льготное и кредитное обслуживание работников в торговых точках МО.

2. Выдача заработной платы — «зарплатные» проекты, то есть перечисление заработной платы безналичным путем на персональные пластиковые карточки работ ников организаций, в т.ч. местной власти и бюджетной сферы.

3. Организация системы контроля доступа, автоматический учет рабочего вря мени и пр. (карта - универсальный идентификатор, удостоверение личности).

Привлечению населения (работников предприятий, пенсионеров, квартиросъемщиков и т.д.) к пластиковым схемам способствуют программы стимулирования безналичного расчета - премии при покупке товаров по смарт-картам, поощрение постоянных покупателей, кредитование и предоставление скидок пенсионерам и малоимущим гражданам в торговых точках, входящих в КПС.

Реализация безналичных расчетов и непрерывность нахождения средств населения в банке, комплексное использование «пластиковых» схем во всех сферах дают возможность на качественно новом уровне организовать автоматизацию управления финансовыми и информационными потоками МО. Это решит многие управленческие задачи:

проведение льготного кредитования,

обеспечение «прозрачности» платежной системы,

контроль, анализ и оптимизация поступления налогов и движения бюджетных средств (в результате ведения платежной истории физических и юридических лиц), причем анализ и контроль могут быть автоматизированы с помощью внедрения экспертных систем,

ускорит оборот денежной наличности и товаров на территории МО,

сократит издержки на схемы выплаты социальных пособий,

снизит цены на товары,

сбор необходимой информации, например, по пассажиропотокам, маршрутам движения, наиболее посещаемым учреждениям и торговым организациям (т.е. выявление узлов людского потока).

Для снижения затрат может быть организован конкурсный отбор участников такого проекта ввиду его достаточной финансовой и имиджевой привлекательности и перспективности для банковской сферы. Проект может быть также интегрирован в дальнейшем с одной из международных пластиковых чиповых карт или первоначально построен на уже апробированных информационных технологиях.

Ограничением применения «пластиковых» схем является уровень их надежности от несанкционированного доступа. Защитой информации от недобросовестных клиентов является система авторизации, т.е. разрешение эмитента на проведение каждой операции. Авторизация осуществляется через связь с процессинговым центром (или пункте обслуживания, см. рис.), куда посылается авторизационный запрос (включает: номер карточки, срок ее действия, сумму операции, а также дополнительную информацию).


Помимо уровня надежности основными характеристиками операций с пластиковыми картами являются:

1.  Стоимость изготовления карт, которая зависит от применяемого типа пластиковых карт: магнитные и чиповые. Основным преимуществом первых является дешевизна, вторых - высокий уровень защиты и множество дополнительных возможностей, связанных с хранением большого массива информации.

Например, при внедрении смарт-карт в систему здравоохранения помимо информационного блока (номер паспорта и страхового полиса, группа крови и пр.)  предусматривается наличие трех виртуальных кошельков : «1-й кошелек смарт-карты» - область памяти в микросхеме карточки, соответствующая состоянию счета, на которой зачисляются любые поступления в пользу] держателя карточки (заработная плата, пенсия, иные перечисления). «2-й кошелек смарт-карты» - область памяти в микросхеме карточки, соответствующая текущему размеру денежного кредита, которым может воспользоваться] держатель карточки.

«3-й кошелек смарт-карты» — область памяти в микросхеме карточки, соответств вующая текущему размеру кредита, предназначенного для получения льготных лее карств и медикаментов, и которым может воспользоваться держатель карточкиИ имеющий право на получение последних.

2. Стоимость выпуска карты для клиента.

3.  Величина неснижаемого остатка.

4.  Первоначальный взнос.

5.  Процент, начисляемый на среднемесячный (среднегодовой) карточный оЛ таток.

6.  Стоимость установки терминального оборудования   Это могут быть мобильные терминалы социальнв го работника или страхового агента, индивидуальные смарт-ридеры, валидаторы щ наземном транспорте, терминалы контролера, кассира, сети распространения смарИ карт, информационные терминалы и пр.

7.  Операционные расходы банка на организацию обслуживания выпущенный пластиковых карт, членство в ассоциациях типа «VISA Inc», создание собственной процессингового центра, обслуживание терминалов и т. п.


При анализе проекта использования пластиковых карт необходимо моделирование его экономических характеристик в зависимости от охвата системой, объема t начисления денежных средств, макроэкономических характеристик и других показателей с использованием электронных таблиц (MS Exce] и др.) или специальных программных продуктов (Project Expert и др.).



Дальнейшее развитие «пластиковых» систем требует существенно меньших затрат, нежели начальный этап, так как:

- необходимая банковская инфраструктура уже создана;

- основные предприятия оснащены терминалами;

-  новые направления будут обслуживаться созданным процессинговым центром и тем же персоналом и программным обеспечением (последнее может дорабатываться для обеспечения новых функций);

-  преодолен психологический барьер (население уже привыкло пользоваться смарт-картами).