Малый бизнес. Его значение, проблемы развития, пути и формы их решения

Малый бизнес выступает важной частью функционирования и социально-экономического развития территории. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы, дает значительную часть регионального и местного валового продукта. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей. Однако его развитие сопряжено с рядом трудностей: ограниченность ресурсов, большая зависимость от рыночной конъюнктуры, слабые кредитные возможности, подчинение целям крупных предприятий, большая длительность рабочей недели, слабая социальная защищенность работающих. Кроме того, для создания малого предприятия необходимо наличие оригинальной идеи, перспектив сбыта, профессиональной команды, возможности получения начальных инвестиций. С точки зрения муниципального менеджмента, малый бизнес выполняет функции:

1) производителя (в т.ч. выпуск продукции по прямому «муниципальному» заказу);

2)  источника финансирования муниципальных программ (являясь налогоплательщиком, плательщиком сборов и штрафов);

3)  инвестора (участие в реализации инвестиционных проектов, создание организаций смешанных форм собственности, проведение благотворительных акций);

4)  работодателя (создание рабочих мест, в т.ч. для инвалидов через квотирование рабочих мест);

5)  участника решения социально-бытовых проблем населения (выплата зарплаты, содержание собственной социальной инфраструктуры и др.);

6) потребителя ресурсов (использование природных, материальных, энергетических, трудовых и иных ресурсов территории);

7)  может быть источником экологического, финансового, социального или иного ущерба для территории.

Какой критерий отнесения организации к малому бизнесу? Согласно Закону №88-ФЗ от 14.06.95 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъек тов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или несколь ким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период  не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности — 100 человек;

в строительстве — 100 человек;

на транспорте — 100 человек;

в сельском хозяйстве — 60 человек;

в научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

ш

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чело-век.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические ли- па, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридиче- 1 ского лица (ПБОЮЛ).

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопро- 1 фильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Критерии отнесения к малому бизнесу для получения региональных или местной  форм поддержки могут уточняться соответственно законодательством субъекта РФ] и местными нормативными актами.

Актуальными проблемами развития малого и среднего бизнеса в РФ являют- 3 ся 

1. Внешние

а высокий уровень налогообложения;

а противоречия и пробелы в правовом поле, в т.ч. беззащитность интеллекту- альной собственности;

а административные барьеры (оформление предприятия, аренды помещения.] земельного участка, деятельность контролирующих органов),

а искаженная структура цены, обусловленная высокими тарифами на энергоре- сурсы;

а внешние факторы микро- и макроуровня, которые поддаются слабому влия- нию со стороны местной администрации, за исключением может быть стимулиро- вания платежеспособного спроса через создание новых рабочих мест, оказания свя- занной социальной помощи малоимущим слоям населения и других мер.

2. Внутренние

а недостаток квалифицированных кадров, прежде всего управленческих;

а слабость регулярного менеджмента;

а непродуктивная инвестиционная среда (недостаток доступных инвестиционных ресурсов);

а маркетинговые проблемы (например, по утверждению экспертов, 90% российских предприятий могут повысить эффективность как минимум на треть, изменив свою ценовую политику );

Для конкретной территории проблемы развития малого бизнеса требуют детая лизации с учетом местных условий .


Приоритеты выбора поддерживаемых предприятий и проектов определяются выработанной стратегией развития МО, имеющимися ресурсами и полномочиями, социально-экономической эффективностью направлений поддержки (показатели приведены в Разделе 2 поддержки:

1. Удержание и расширение существующих предприятий через:

- уменьшение действия факторов, мешающих расширению этих фирм,

- стимулирование спроса на их продукцию.

2.  Оказание помощи новым фирмам и разработка программ развития для предпринимателей.

3. Привлечение новых предприятий.

Согласно исследованиям, из трех вышеперечисленных способов активизации жономической деятельности в МО, больше всего рабочих мест в сообществе создается благодаря расширению существующих и созданию новых фирм  .

Выработанные критерии поддержки малого бизнеса должны быть формализованы, закреплены нормативными актами и доведены до сведения предпринимателей.

На территории МО может функционировать множество организаций поддержки малого и среднего бизнеса, предоставляющих услуги, которые могли бы кешить выделенные выше проблемы , прежде всего - это выдача льготных, кредитов, образовательные и консалтинговые услуги. Активное участие предпри-ггий МО в этих программах возможно, прежде всего, при условии информированности о них. Как правило, руководители малого и среднего бизнеса имеют слабое «/или искаженное представление об этих структурах и их деятельности и не ждут

поддержки от этих организаций. В результате опроса определилась сфера функций местных организаций по содействию экономическому развитию:

-    содействие малым и средним предприятиям и их развитию;

-    привлечение инвесторов и разработка бизнес-профилей местности;

-    создание банка данных с информацией относительно специфики отраслей;

-    место обращений для частных предпринимателей со всеми возникающими вопросами;

-    консультирование по вопросам создания собственного предприятия;

-    предоставление информационно-справочного материала;

-    проведение семинаров и обучение;

-    планы городского развития с учетом интересов и потребностей среднего сосло-вия;

-    освоение и содержание в резерве территорий для размещения ремесленных и промышленных предприятий и для другой промышленной деятельности;

-    создание кадастра помещений Для промысловой деятельности и кадастра свободных земельных участков;

-    установление контактов (например, с региональными фондами или банками);

-    оказание поддержки при обращении в официальные учреждения для получения разрешений (лицензии, концессии, разрешение на строительство);

-    создание групп по обмену опытом;

-    организация региональных ярмарок.

Существуют различные схемы по созданию и оформлению организаций содействия экономическому развитию. Сравнительный анализ вариантов организаций содействия экономическому развитию представлен в виде таблицы 78. Более подробно создание местных органов по содействию экономическому развитию рассмотрены в работе X. Берра, Э Маркварта, С. Исупова  .

ТяРтипя 78 Аняпич кяпиянтпг! ппгят-шчятшй пячиития мягтогп йичнрр.я



Среди форм поддержки малого бизнеса можно выделить бизнес-инкубаторы, технопарки, ассоциации и фонды поддержки малого бизнеса, франчайзинг, международные и региональные маркетинговые информационные центры   информации и пр.

 


I        основные направления деятельности муниципальных фондов поддержки

малого предпринимательства следующие: о участие в реализации местных программ развития и поддержки малого предпринимательства; и участие в реализации проектов в области малого бизнеса; и поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур. Доходы от деятельности остаются в распоряжении фондов и не подлежат налогообложению. Помощь бизнес-инкубаторов начинающим бизнесменам выражается в предос млении новым и создающимся фирмам доступных по стоимости аренды помещений в центрах, имеющих развитую инфраструктуру (конференц-залы, офисная техника, услуги аудитора, нотариуса, управленческий консалтинг и пр.). Бизнес-шкубаторы могут иметь профильный характер, например, сервисных услуг (в фор-

ме обучения парикмахерскому мастерству, центра ремесленничества), венчурные научно-производственные объединения и пр. Именно в России создание бизнес-инкубаторов обещает успех. Во многих городах и районах имеются пустые, неиспользуемые производственные помещения, частично технически оснащенные. Зачем осваивать новые промышленные зоны, требующие значительных инвестицион-НЫХ затрат, если существует возможность использовать имеющиеся для этих целей производственные мощности. Имеется ряд преимуществ функционирования бизнес

- инкубаторов:

1. Предложение производственных площадей и аренда, которая включает в себя:

-    предоставление всех коммуникаций (проводка, водо-, газо-, тепло- и энергосбережения, но не потребление соответствующих коммунальных услуг, что оплачивается отдельно),

-    подключение телефона (но плата за телефонные переговоры взимается отдельно),

-    использование совместных помещений (кухня, комната для переговоров и пр.),

-    использование секретариата, включая работу общего секретаря (ежедневное почтовое обслуживание),

-    консультации, опосредование контактов и прочие сервисные услуги со стороны руководства бизнес-инкубатора.

2. Привлекательная инфраструктура:

-    гибкое, индивидуально сориентированное предложение площадей для размещения производства и оказания услуг;

-    современная инфраструктура с современным секретариатом, где имеются служба приема гостей, машинописная служба, телефон, почта;

-    современная коммуникационная техника, общее подключение к Интернету;

-    современные помещения для переговоров;

-    совместные бытовые помещения;

-    привлекательный внешний вид и положительный имидж.

3. Предложение сервиса и обслуживания включает:

-    опосредование контактов с потенциальными деловыми партнерами, союзами торговыми палатками и т.д.;

-    поддержка при решении административных и правовых проблем;

-    получение и предоставление информации по актуальным вопросам (специализЯ рованные журналы, Интернет и т.д.);

-    подготовка и сопровождение при переговорах с банками;

-    предоставление возможности для повышения квалификации по вопросам npejfl принимательской практической деятельности, учебные программы, включающие производственно-экономические и правовые вопросы (например, ведение учет налоги, маркетинг и др.);

-    организация совместного участия в выставках и ярмарках;

-    поддержка при разработке бизнес-планов и предпринимательских стратегий. Таким образом, предприниматель попадает в среду, которая позволяет ему с Щ

мого начала сконцентрироваться на его собственных производственных задачН Уже существующие организационные рамки и многократные эффекты синер) возникающие в результате соседства с другими предпринимателями, которые ciH

киваются с похожими проблемами, снижают риски провала предприятий на начальной фазе. Конкретные примеры успешной деятельности бизнес-инкубаторов, их учредительные документы (Устав, положение и пр.) представлены в работе Х. Берра  .

  Примеры деятельности структур поддержки малого бизнеса

__---------------------------------------------------------------------------------_1---------------------------------------------------------------------------- ----------------—1_—. — ----------------------------------------------------------------------------


Условные обозначения:

                     — Инновационный Фонд

Конкретными мерами по поддержке малого и среднего бизнеса со стороны местной администрации и создания благоприятного предпринимательского климата могут являться 

1.  Устранение административных барьеров, препятствующих развитию дейст-вующих и выходу на рынок новых малых предприятий:

1.1. Проведение единой политики по развитию и поддержке малого предпринимательства на всей территории МО.

1.2. Предоставление комплекса льготных услуг по государственной регистрации вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства.

1.3. Создание межведомственной комиссии при администрации МО по рассмотрению вопросов, связанных с выявлением и устранением административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства, обусловленных распорядительными документами и действиями территориальных органов власти, а также принятие конкретных мер по результатам рассмотрения обращений предпринимать лей по должностным злоупотреблениям и затягиванию сроков решения вопросов территориальными органами управления и контроля предпринимательской деятели ности.

1.4. Пакетное оформление разрешительных документов (по землеотводу, ИРД. разрешения на право торговли) в согласующих инстанциях для группы малых предпри ятий (через фонд поддержки малых предприятий), что сэкономит время как пре! принимателей, так и регулирующих организаций.

2. Информационное обеспечение управления малым бизнесом:

2.1. Учет вновь создаваемых, реорганизуемых, действующих и ликвидируемых сует

ектов малого предпринимательства (например, путем ведения Реестра субъекто

малого предпринимательства).

2.2. Проведение маркетинговых исследований по проблемам малого бизнеса дЛ

оценки и прогноза развития малого предпринимательства, представления органаИ

власти обоснованных рекомендаций по дальнейшему развитию сферы потребители

ского рынка, своевременного реагирования на изменения внешней среды и факте

ров, влияющих на состояние различных сегментов рынка.

2.3. Учет мнения предпринимательской общественности при принятии решений, 1

трагивающих интересы малого бизнеса (введение института советников глав адмн

нистрации по вопросам малого предпринимательства или создание координация

но-методических советов, проведение опросов).

2.4. Совместное формирование, обсуждение, реализация программ и планов развитш

территории (включение представителей малого бизнеса в рабочие группы по раз Л

ботке проектов документов, привлечение специалистов в составе экспертных комиссий и т.д.).

2.5. Информирование о запланированных или планируемых к реализации крупных проектах для привлечения их в качестве инвесторов;

3. Материально-финансовая поддержка:

3.1. Организация фонда нежилых помещений в МО для размещения субъектов малого предпринимательства.

3.2. Предоставление рассрочки оплаты права аренды нежилого помещения для субъектов малого предпринимательства (например, на условиях: срок не более двух месяцев с единовременной оплатой первого взноса в размере 50% установленной суммы).

3.3. Разработка комплекса мероприятий по привлечению предприятий малого бизнеса для работы на свободных площадях промышленных предприятий в целях сохранения рабочих мест в производственной сфере и повышения эффективности работы предприятий МО.

3.4. Развитие финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства в следующих направлениях:

3.4.1. Льготная финансовая поддержка проектов субъектов малого предпринимательства, соответствующих стратегии развития МО.

3.4.2. Оказание финансовой помощи субъектам малого предпринимательства, имеющим новые идеи и разработки, посредством финансирования их венчурных проектов, включая достартовое финансирование.

13.4.3. Использование механизма лизинга и аренды оборудования. 3.4.4. Привлечение внебюджетных источников финансирования проектов субъектов малого предпринимательства путем предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям и инвесторам или создания венчурного паевого инвестиционного фонда малого предпринимательства. V4.5. Привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов посредством оказания содействия в подготовке и осуществлении эмиссии акций субъектами малого предпринимательства. 3.4.5. Компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам. 5.4.6. Разработка и внедрение механизма доступа субъектов малого предпринимательства к получению городских заказов.... Финансирование проектов через долевое участие в создаваемых девелоперах проектов (акционерные общества, некоммерческие партнерства и пр.); кредитование, дотирование или субсидирование проектов малых предприятий, и пдающих новые рабочие места; предоставление гарантий кредитно-финансовым организациям (банкам) на всю кумму кредита или на часть ее; совместное финансирование с кредитно-финансовой Организацией; полную или частичную компенсацию кредитно-финансовым органи-циям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной процентной ставке.

З.б. Предоставление льгот обществам взаимного кредитования и/или страхования субъектов малого предпринимательства (по арендной плате, местным налогам и пр.). 4. Развитие инфраструктуры для малого бизнеса:

4.1. Оказание информационно-консультационных услуг, включая упрощение процедуры регистрации и получения адреса местонахождения.

4.2. Создание бизнес-интернет центра для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к деловым информационным ресурсам в Интернете, а также к дистанционным средствам обучения и консультирования.

4.3. Создание консультационно-правового центра для обеспечения доступа малых предприятий к квалифицированным юридическим услугам по доступным ценам в области гражданского, налогового, трудового законодательства. 4.4.Обеспечение взаимодействия между региональными структурами поддержки и малыми предприятиями.

4.5. Проведение конкурса «Лучший проект» для систематизации и распространения опыта предприятий малого бизнеса МО.

4.6. Разработка механизма функционирования системы «Институт-предприятие» по формированию банка вакансий для выпускников вузов с целью их трудоустройства на предприятиях МО.

4.7. Создание системы предоставления малым предприятиям услуг централизованного бухучета и аудита на льготных условиях.

4.8. Подготовка, издание и распространение учебно-методических пособий по ведению бизнеса в различных сферах и областях хозяйственной деятельности, а также прохождению процедур регистрации, лицензирования, сертификации оформления] земельно-имущественных отношений и т.д.

4.9. Обучение и переподготовка кадров для малого предпринимательства, методическое и аналитическое обеспечение (возможно в разрезе отраслей и сфер бизнеса). 4.10. Развитие различных форм бизнес-инкубирования, включая технопарки, сервисные деловые центры малого предпринимательства, для снижения рисков при созда-j нии или расширении предприятий малого бизнеса путем предоставления предпринимателям комплексных услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса щ ориентации на выпуск конкурентоспособной продукции. 5. Продвижение товаров, работ, услуг местных предприятий: 5.1. Помощь в установлении деловых контрактов: 5.1.1. внешнеэкономических связей

- Рекомендация местных предприятий зарубежным партнерам;

-  Разработка и внедрение системы частичной компенсации расходов субъектов мВ лого предпринимательства по участию в международных выставках и ярмаркахИ также по получению конъюнктурной и другой внешнеэкономической информация включая доступ к корпоративным и международным информационным сетям. Д(Н ное направление будет способствовать увеличению экспортно-импортного пот (Я циала субъектов малого предпринимательства и снижению расходов субъектов Л лого предпринимательства по продвижению выпускаемой ими продукции (товарИ работ, услуг) на внешнем рынке.

5.1.2.межотраслевого и межрегионального сотрудничества, например, проведение совместных совещаний и организация встреч с руководителями предприятий пищевой промышленности и торговых организаций по расширению делового сотрудничества, организация выставок-продаж кондитерских, хлебобулочных изделий, полуфабрикатов, пищевых продуктов, рекламной продукции фирм, организация продовольственных ярмарок для обеспечения гарантированной закупки продовольствия, сельскохозяйственного сырья, а также формирования ресурсов непродовольственных товаров предприятиями торговли; школьных базаров для удовлетворения потребностей в школьно-письменных товарах перед началом учебного года, в период проведения которых магазины заключают договоры с промышленными предприятиями на поставку таких товаров.

5.2. Проведение семинаров с руководителями предприятий по налогообложению, бизнес-планированию, оформлению проектов, маркетингу, решению психологических проблем управления и др.

5.3. Формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства.

5.4. Проведение конкурсов «Профессионал своего дела», «Лучшее предприятие малого бизнеса» (по критериям внутреннего и внешнего оформления, обслуживания клиента, качеству продукции и пр.), награждение победителей знаками отличия, выпуск рекламных брошюр о победителях и пр.

5.5. Использование существующей инфраструктуры связей с общественностью местной администрации  для продвижения товаров, работ, услуг местных предприятий.

Каждое МО с учетом местных условий вырабатывает свою программу поддержки малого бизнеса. Американские центры экономического развития сообщества выделяют 12 слагаемых здорового экономического роста 

1.  Управленческая и техническая помощь компаниям, которые уже действуют, в их расширении.

2.  Сильная кампания помощи старту предпринимателей.

3.  Программа подготовки кадров, которая помогает новым фирмам выжить и развиваться.

4.   "Качество жизни" от внешнего вида, культурной среды до образования.

5.  Энергичная программа "продвижения" сообщества.

6.  Программы подготовки кадров и трудовой климат.

7.  Углубленный анализ потенциальных возможностей для привлечения инвестиций.

8.  Эффективная программа уничтожения отходов.

9.  Возможность и затраты по покупке жилья.

К). Маркетинговая программа, оценивающая ресурсы и потребности региона. П. Благоприятный деловой климат. П2. Эффективное местное управление, которое не только балансирует бюджет, но также находит достаточные средства для поддержания качественной инфраструктуры.

Практический пример

По результатам проведенного опроса руководителей малого и среднего бизнеса, анализа социально-экономического положения одного МО было построено дерево проблем и определены связанные с ним стратегические направления взаимодействия администрации и бизнеса   Несмотря на наличие большого числа организаций поддержки малого бизнеса, сфера деятельности которых охватывает и исследуемое МО, реальные примеры их взаимодействия не являются системой и не координируются органом местного управления. Одной из причин этого является слабая маркетинговая программа этих структур и, как следствие, неинформированность об их деятельности как местной администрации, так и субъектов малого бизнеса. Поэтому необходимо наладить тесное взаимодействие местной администрации с указанными структурами. Формы могут быть самыми разнообразными: проведение совместных совещаний; открытие филиалов или отделений структур поддержки малого бизнеса на территории МО. Следующей проблемой развития бизнеса на территории является низкая управленческая культура таких предприятий, слабое использование инструментов маркетинга, финансового, проектного и стратегического менеджмента. Существующая инфраструктура местной администрации может быть использована для продвижения продукции местных предприятий. Данная мера, с одной стороны, повысит интерес к муниципальным стендам, щитам, привлечет дополнительные ресурсы на функционирование, их обновление, а с другой - будет способствовать повышению эффективности местных предприятий. В органе местной администрации могут организовываться регулярные встречи с руководителями малых предприятий, целью которых будет являться не только обсуждение проблем и взаимодействие по каким-либо актуальным вопросам, но и семинары-коысультации по менеджменту.

Одной из социально значимых проблем является развитие малых производств сферы бытовых услуг. Для привлечения бизнеса в эти сферы необходима подготовка коммерчески выгодных проектов, основанных на результатах маркетинговых исЯ следований (МИ), предоставлении льгот. Малые производства могут создаваться на базе досуговых учреждений (активный досуг детей, пенсионеров и др. категорий наш селения в гончарных и творческих мастерских и пр.). Для разработки идей проектов проведения мозгового штурма в общественной среде МО необходимо обращаться к школьникам или общественным организациям в форме конкурсов на лучшее npejfl ложение по конкретному проекту.

В исследуемом МО торговые предприятия сосредоточены в основном вдоль цеи»  тральных автомагистралей и на центральной площади, оставляя «белой» глубину МО. Между тем, по проведенным маркетинговым исследованиям, именно там сш средоточен неудовлетворенный спрос. Причиной непривлекательности отдалении от центра мест являются

1)   сконцентрированные людопотоки,

2)  ветхий жилой фонд, социально неблагополучный состав жителей отдельны! домов.

Для решения первой проблемы разрабатывается проект создания культурни досуговой пешеходной зоны «Аллея познания» (комплексный проект, затрагивай

щий благоустройство, ландшафтное проектирование, образование). Вторая проблема требует привлечения дополнительных инвестиций в программы реконструкции жилого фонда, в т.ч. путем создания ТСЖ, МЖК, реализации ипотечных схем и пр.

Для комплексного стратегического развития экономики МО может быть создана специализированная структура, например, в форме некоммерческой организации, именуемой, скажем, «Агентство социально-экономического развития» (АСЭР). Организация «неангажированной, независимой как от администрации, так и от других потенциальных "лоббирующих" сил (структур регионального и федерального уровня, зарубежных организаций)» решает проблему традиционного недоверия бизнеса к власти. Общие цели и задачи, правовую форму, учреждение, структуру АСЭР мы рассмотрели в являются:

привлечение представителей малого бизнеса к разработке общей стратегии развития МО;

разработка и реализация мультипроектов развития территории с участием малого бизнеса в рамках общей муниципальной стратегии, а также экспертиза проектов и организация их ресурсообеспечения;

сбор и обработка правовой, маркетинговой, патентно-лицензионной и иной информации, изучение конъюнктуры внутреннего рынка, консультационная и организационно-методическая помощь в разработке программ и проектов в предпринимательском секторе;

- консультационное, организационное и информационное содействие взаимодействию российских и иностранных предпринимателей для привлечения инвестиций;

совершенствование предпринимательского климата в МО: в области законодательства, бюрократических процедур, отдельных инструментов по привлечению инвестиций и содействию в реализации конкретных проектов.