Правоохранительные органы

Состояние преступности, криминогенная обстановка оказывают значительное влияние на конкурентоспособность МО, предпринимательский и социальный климат на территории. Обеспечением правопорядка занимаются множество служб, разобраться в соподчиненности и взаимодействиях которых неспециалисту достаточно сложно. Давайте рассмотрим состав органов, обеспечивающих правопорядок, их функции, источники финансирования, разграничение расходов между бюджетными уровнями, вопросы взаимодействия с местными органами власти.

Система, обеспечивающая безопасность населения и борьбу с правонарушениями и преступностью на территории МО, разделена по выполняемым функциям и создание бизнес плана

I включает: А. Управление внутренних дел в составе:

I — службы криминогенной милиции (отдел уголовного розыска), которые включают в себя отделения по тяжким преступлениям и борьбе с незаконным использованием оружия и взрывчатых веществ; по грабежам и разбоям; по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; по кражам чужого имущества; по кражам и угонам авто-

I транспортных средств; по розыску без вести пропавших; следственный и экспертно-

I криминалистическим отделы, отдел по борьбе с экономическими преступлениями, в

I т.ч. правонарушения на потребительском рынке;

-  милиция общественной безопасности (местная милиция), включающая отделение охраны общественного порядка; по лицензионно-разрешительной работе; отдел по контролю за соблюдением паспортно-визового режима; ОВиР; отделение по делам несовершеннолетних; отдел дознания; ИВС (изолятор временного содержания); дежурная часть;

-  ОВД, в структуре которых находятся дежурная часть; подразделения патрульно-постовой службы, участковые инспекторы милиции, паспортный стол и др.;

-  ОГППС (отдел государственной противопожарной службы), в структуру которой входят ИГПН (инспекция государственного противопожарного надзора) и подразде-ления (службы) пожаротушения (пожарные части);

-  ГИБДД (дорожно-постовая служба; группа разбора (административная); группа дознания по ДТП (дорожно-транспортным происшествиям); группа розыска; группа по вопросам эвакуации и транспортировки, МРЭО (межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел), включающий отделения технадзора; регистрационное и экзаменационное отделения; пункты инструментального контроля;

- отдел вневедомственной охраны.

Б. Отдел федеральной службы безопасности; РОБОП (отдел борьбы с организован-ной преступностью); Управление по делам ГО и ЧС, судебные органы, включающие окружной суд, арбитраж и прокуратуру; отдел государственной службы налоговой


На территории МО могут также располагаться отделения МЧС, центры спасения; войсковые части срочной службы, таможенные органы (таможенные управления, посты, терминалы), военные комиссариаты (военкоматы), военные городки, военные образовательные учреждения, специализированные отделы внутренних дел (на железнодорожном, воздушном, водном транспорте), а также частные охранные фирмы и их объединения (агентства коммерческой безопасности, частного сыска). Непосредственно в подчинении местной администрации могут находиться муниципальная милиция, народная дружина.

Для бюджетирования сферы правопорядка необходимо ответить на вопрос, как финансируется эта структура и каково разделение полномочий между различными уровнями власти в ее отношении? Давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения источников финансирования правоохранительных органов:

1.   Федеральный бюджет (содержание Прокуратуры и судебных, таможенных органов, УВД, ОВД, противопожарной службы).

2.   Бюджеты субъекта РФ (содержание главных и специализированных управлений внутренних дел и пр.).

3.   Местный бюджет (материально-техническая помощь правоохранительным органам, военкоматам, воинским частям, содержание народной дружины, муниципальной милиции).

4.   Платежи коммерческих предприятий - плата за услуги вневедомственной охране частным охранным фирмам, таким как:

-  оборудование зданий, офисов, квартир, коттеджей, гаражей охранной сигнализацией различных типов (централизованная с подключением к дежурной части ОВД, на телефон с функцией «автодозвон», сирена, вывод голосовых сообщений) и кнопками экстренного вызова милиции;

-  охрана предприятий, организаций, отдельных офисов, квартир, коттеджей и гаражей, а также VIP-персон.

- сопровождение грузов, пассажирских перевозок и пр.

5. Платежи физических лиц (сборы за оформление документов, обучение вождению автомобиля, стрельбе, оплата услуг вневедомственной охраны и частных охранных фирм).

В функциональной классификации (5-й раздел) выделены центры затрат (подразделы), соответствующие структуре правоохранительных органов, которые включа ют следующие органы:

0501   Органы внутренних дел

0502  Внутренние войска

0503  Уголовно-исполнительная система

0504  Органы налоговой полиции

0505  Органы государственной безопасности

0506  Органы пограничной службы

0507  Таможенные органы

0508  Органы прокуратуры

0509  Государственная противопожарная служба

0510  Органы юстиции

1303 Гражданская оборона (раздел 13 «Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий»).

Экономическая классификация расходов на Правоохранительные органы содержит коды:

П0П0           О плата труда гражданских служащих

П0120           Денежное довольствие военнослужащих

П0200           Начисления на заработную плату

П0310           Медицинские расходы (медикаменты, перевязочные средства и пр.)

П0320           Мягкий инвентарь и обмундирование

П0330           Продукты питания

П0350           Прочие расходные материалы и предметы снабжения

П0420           Служебные разъезды

П0500           Оплата транспортных услуг             

П0600           Оплата услуг связи

П0700           Оплата коммунальных услуг (в т.ч. содержания помещений)

П1020           Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря

П1030           Оплата текущего ремонта зданий и сооружений

П1040           Прочие текущие расходы

ПП10           Прочие операционные расходы, в т.ч. оплата экспертиз, проводимых

по постановлению оперативно-следственных органов; консультаций и производства исследований в других ведомствах и учреждениях; про- 1 ездных билетов, проживания и суточных свидетелям за время пребы-вания их по вызову следственных органов; фотографирования арестованных и задержанных; расходов по пропаганде правил дорожного  движения: изданий плакатов, фотоплакатов, короткометражных филь- 1 мов, мультфильмов, диафильмов по безопасности дорожного движения по планам, утвержденных МВД России; выпуска учебных и специ- альных фильмов по планам, утвержденных МВД России; приобретения специальной литературы; изготовления стендов и витрин; объяв- 1 лений в СМИ; приобретения аптечек первой медицинской помощи и, индивидуальных пакетов для экипажей милицейских, дежурных час- тей, строевых и других подразделений и лиц, несущих патрульно-постовую службу; оплату уничтожения обращенных в федеральную  собственность товаров, не пригодных к употреблению; приобретения  (аренду) служебных животных и сопутствующих товаров; возмещенияя работникам милиции, содержащим собак по месту жительства, расхо-Я дов на их кормление; расходов на содержание складов и архивов

ПП30           Оплата расходов по оборудованию и содержанию учебных объектов и

социально-культурных объектов. К этой подстатье относятся расходы] по обеспечению стрелковой, физической и специальной подготовки]         личного состава;

первоначальной подготовке и переподготовке работников органов внутренних дел, повышению квалификации в учебной сети других ведомств;

проведению учебных сборов;

оборудованию и содержанию учебных центров, пунктов и классов (классные доски, макеты, модели, ящики с песком, наборы имитации, специальные столы и шкафы, подставки, витрины, разрезы предметов техники и вооружения и др.);

аренде мест проведения занятий по физической подготовке, спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов; приобретению боевых знамен, командных и индивидуальных призов для участников соревнований;

приобретению спортимущества, его содержанию и ремонту; подписке на газеты, журналы и другие периодические издания; приобретению наглядных материалов и пособий для оформления комнат психологической разгрузки, учреждений культуры, общественных помещений административных зданий органов внутренних дел и учебных подразделений;

оснащению оборудованием методических кабинетов и кабинетов передового опыта, расходы по оснащению и содержанию выставок и музеев;

разработке экспозиций и выполнению художественных работ для выставок, музеев, кабинетов и др.; изготовлению в установленном порядке нагрудных значков и др.

240100           Приобретение оборудования и предметов длительного пользования

240300           Капитальный ремонт

Местная администрация может не финансировать текущее функционирование правоохранительных органов, находящихся на подведомственной территории. Тем не менее, она постоянно взаимодействует с правоохранительными и другими органами, регулируя множество вопросов, например:

1.   Финансовое обеспечение деятельности подведомственных правоохранительных организаций, как текущее, так и инвестиционное (например, при инсталляции прямой диспетчерской радиосвязи, внедрении информационных технологий, строительстве новых постов и пр.) из средств бюджета и/или путем привлечения спонсоров.

2.   Оказание помощи в материально-технической форме по обращениям правоохранительных и других органов (как правило, ОВД не являются самостоятельными юридическими лицами и не имеют своего расчетного счета, поэтому помощь часто

ныражена в натуральной форме — организационная, бытовая техника, автотранспортные средства, канцтовары и пр.).

, Борьба с преступностью на улицах и в общественных местах (меры контроля за освещением, несанкционированной торговлей, предупреждение угонов, перекрытие

I или ограничение движения автотранспорта в необходимых местах). 4. Обеспечение правопорядка при проведении культурно-массовых мероприятий

I (праздники, демонстрации, митинги и пр.).

5.   Охрана жизненно важных объектов (водопроводно-канализационных предприятий, электроподстанций, центрально-тепловых пунктов и пр.).

6.   Предупреждение правонарушений в жилищной сфере и в быту (работа среди жильцов, вахты в подъездах, подготовка и распространение памяток о мерах личной безопасности, необходимости контроля закрытия подвалов, чердаков, установки запирающих устройств на подъездах).

7.   Обеспечение безопасности приезжающих делегаций, сопровождение детей в летние лагеря.

8.   Согласование размещения новых объектов как с местной администрацией, так и с органами правопорядка (открытие пунктов охраны, строительство торговых и промышленных объектов с точки зрения пожарной безопасности, подготовка градостроительных решений с точки зрения обеспечения личной и дорожной безопасности), а также маршрутов патрулирования.

9.   Контроль деятельности частных охранных фирм.

10. Инструктаж персонала местной администрации по личной, пожарной безопасно- сти, подготовка дежурных в жилых домах, учреждениях и пр.

П. Профилактика правонарушений среди молодежи и несовершеннолетних (прове-, дение различных мероприятий, например, «Юный друг милиции», работа с молодежными организациями, проведение цикла лекций в школе о наркомании, организация экскурсий в места лишения свободы).

12. Участие учреждений и общественных организаций в укреплении правопорядка (встречи участковых инспекторов и общественности, старших по подъезду, по до-

13. Предупреждение распространения наркомании среди молодежи и несовершен- нолетних (проведение цикла лекций в школах с участием врачей-наркологов, организация благотворительных концертов).

14. Повышение результативности работы правоохранительных органов (анализ письменных обращений граждан, исполнительная дисциплина подведомственных органов).

15. Обмен информацией для изучения и устранения условий, способствующих совершению правонарушений, анализ преступлений и правонарушений, публикация необходимой информации.

16. Проведение мероприятий по связям с общественностью, способствующих уменьшению преступности (выпуск и распространение информационных материа- J лов, организация встреч с жителями, горячих линий и пр.).

Органы местной власти заинтересованы в получении статистических данных по населению (гостям, прописавшимся, выписавшимся и пр.), по пожарной обстановке, " о ходе призыва и количестве «уклонистов», дорожно-транспортных происшествиях, 1 динамике и структуре совершенных преступлений и их раскрываемости, в т.ч. по видам преступлений (тяжкие преступления против личности, имущественные, <

экономические и иные преступления);

у в разрезе районов, кварталов, домов (угоны автотранспортных средств, кражи и

пр.);

по наиболее криминогенным городским зонам по времени суток, по месяцам или сезонам года;

    в разрезе возрастов преступников (несовершеннолетние, молодежь и т.д.);

    по месту проживания преступников (приезжий, житель и пр.);

    в сравнении с другими МО (такая информация может быть использована как фактор конкурентных преимуществ данного МО).

Получение аналитической информации возможно через внедрение автоматизированных систем. Особенно важны единые системы учета населения (паспортные столы), обладающие электронными горизонтальными и вертикальными связями не только друг с другом, но и другими программными продуктами (например, программное обеспечение расчетов жилищно-коммунальных платежей, субсидий, дотаций и пр.).

Особый блок вопросов использования современных информационных технологий связан с обеспечением качественного ситуационного управления правоохранительными органами и максимально быстрого реагирования. Необходимые системы могут включать следующие элементы:

-  Единая информационная сеть (Intranet) - закрытая ведомственная система обмена информацией, комбинация ЛВС (локальных вычислительных сетей) на основе проводной или радиосвязи, средств межсетевого обмена, компьютеров, рабочих станций и серверов, формирующих информационную систему управления и контроля. Intranet позволит скоординировать действия правоохранительных органов, интересы которых часто противоречивы, особенно в случае их подчинения различным ведомствам. Информация поступает в единый центр управления от внешних видеокамер, сенсоров, датчиков (таких как, например, датчики местонахождения автомобиля милиции, ГИБДД) и отображается на видеотерминалах рабочих станций. На экране рабочей станции может присутствовать видеоизображение от удаленных видеокамер, состояние светофоров и наличие «пробок» на автомагистралях города. Дистанционное управление светофорами позволит ликвидировать или не допустить возможные заторы.

- Мобильные средства управления и контроля, размещенные на автомобилях и вер толетах. Мобильные командные центры предназначены для организации управления

силами милиции непосредственно с места происшествия или иного мероприятия с участием правоохранительных органов.

-  Беспроводная передача данных между центром и сотрудником, находящимся на задании через компьютер подвижного абонента, что позволяет выполнять следующие функции: проверка транспортных средств и персональных данных граждан без задействования операторов, подготовка отчетных форм непосредственно на месте происшествия и их автоматическая отправка в центр по радиоканалу, автоматическое определение местонахождения объекта, передача видеоизображений (в т.ч. фотографий, отпечатков пальцев) в центр и из центра и их анализ по базам данных.

" По обзору разработанных информационных правоохранительных систем, в частности концепции центра оперативного контроля и управления связью фирмы Моторола и др.

-  Системы удаленного доступа (через стационарные или мобильные рабочие станции центров управления) к базам данных ОВД и городских служб как по запросу  оператора, так и автоматически при поступлении информации об инциденте. На- 3 пример, при введении первичной информации об инциденте оператору предоставля- 1 ется список организаций и предприятий с указанием имен ответственных лиц, которые могут понадобиться при устранении инцидента с возможностью автоматическо- < го соединения с этими абонентами; если имя человека, сообщившего об инциденте, 1 введено в систему при приеме звонка, то генерируется автоматическая проверка этого имени по внутренним базам данных (криминальная БД, БД розыска и пр.); если введен регистрационный номер автомобиля, то автоматически производится поиск по БД угнанных автомобилей и т.д.

- Система передачи голоса и данных, позволяющая дежурно-диспетчерским органам взаимодействовать с подвижными силами ОВД и других служб.

-  Внешний сайт, где размещаются отчеты или оперативная информация о происшествиях, адрес электронный почты, куда представляется возможность направить сви- детельские показания (в т.ч. анонимно).

-  Зал управления в чрезвычайных (кризисных) ситуациях, обеспечивающий осуществление аналитических, контрольных функций высшего руководящего звена ОВД

и администрации и имеющий средства для организации их работы по устранению кризисной ситуации на территории МО. Это может быть конференц-зал, оснащенный большим настенным терминалом (возможно с видеоматрицей, позволяющей отобразить множество источников информации на одном экране), несколькими телевизионными мониторами, средствами громкоговорящей, телефонной, факсимильной и видео-конференц- связи, сервером, подключенным к единой информационной

-  Рабочие места телефонных и радиооператоров, которые включают оборудование для приема и обработки телефонных звонков («02»), цифровой звукозаписи, распре-  деления вызовов по рабочим местам операторов, интегрированную географическую систему (ГИС). ГИС позволяет накладывать места инцидентов (и/или место, откуда произведен звонок) и расположение патрульных групп (стационарных и мобильных) милиции, скорой помощи и пожарной охраны на географическую карту региона. Используя различные слои, ГИС оператор может получить графический обзор зоны его интересов и расположения оперативных общих и/или приписанных к данному оператору ресурсов (пеший или мотонаряд, автомобиль, криминалисты, следственная бригада, опорный пункт и пр.), информацию об их текущем статусе (свободен, на патрулировании, на задании и пр.). Оператор выбирает необходимые ему слои 3 ГИС в зависимости от текущей ситуации. Эта картина обновляется в режиме реального времени, что дает возможность оперативно принимать решения по назначению ресурсов, базируясь на реальной обстановке. На экране рабочей станции оператора, после введения первоначальной информации в установленную форму отчета могут выводиться необходимые справочные данные: поступление аналогичного запроса ранее, предупреждающие сигналы (наличие пожара, химического, радиационной заражения, наводнения и пр. на месте события), аналитическая информация об ин- форматоре и месте инцидента (ранее совершенные правонарушения, применен in

насилия, использование наркотиков, судимость и пр.) — Система должна отслеживать очередность и приоритетность сообщений и выдать звуковые или визуальные сигналы при завершении определенных действий, например, о соединении с необходимыми абонентами, исчерпании времени на обслуживание инцидента, использования ресурса, окончании поиска по базе данных, а также при поступлении информации о новом инциденте на данный терминал.

— Базы данных отчетов по закрытым инцидентам, например, «горячий» архив (срок -35 дней), долговременный (2 года) и долгосрочный (более 2-х лет). Каждый электронный отчет содержит набор событий в хронологическом порядке, действия по инциденту, записи переговоров, данные по информатору, дополнительную информацию.


1) гибкость и одновременно жесткую управляемость и контролируемость системы;

2) обмен данными между внутренними и внешними правоохранительными системами;

3) концентрацию информации в структуре управления;

4)  оптимальность процессов хранения, обработки и использования информации с точки зрения временных и пространственных критериев.

Несмотря на колоссальные возможности, ограничениями использования подобных информационных систем являются их закрытость (обеспечивают шлюзы доступа к БД), надежность, защита от интерференции в условиях повышенных помех, скорость и объем передачи данных, необходимость специального обучения] личного состава и, самое главное, финансовое обеспечение внедрения и обслужива-; ния. При этом необходимо учитывать, что технологии беспроводной связи постоянно совершенствуются и новые системы должны быть интегрированы в существуюшую инфраструктуру средств связи, баз данных, что позволит снизить уровень ка-; питальных затрат. Этому же способствует комплексность и многофункциональность  внедрения информационных технологий в МО (управление торговыми, транспорт,ными компаниями, аварийно-ремонтными службами, финансовыми структурами.] ЖКХ и т.д.), что распределит расходы среди различных сфер и заинтересованных лиц и обеспечит равномерное отраслевое развитие МО. В следующей главе мы коснемея преимуществ применения таких систем в другой сфере городского хозяйства  - объектах социальной сферы.

Для внедрения информационных технологий, укрепления материальнотехнической базы правоохранительных и других органов местная администрация может оказывать не только прямую финансовую, но и консультационную помощь  1) привлечению инвестиций в социально-культурные объекты (спортивные базы, дома отдыха), составлению бизнес-планов (при этом необходимо учитыватИ что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджетов и 1 внебюджетных фондов);

2) разработке новых платных услуг, оказываемых отделами вневедомственной охраны, а именно:

     Проведение маркетинговых исследований для улучшения существующих HjH формирования новых услуг  .

     Продвижение услуг (размещение рекламы в СМИ, на квитанциях-извещениях жилищно-коммунальные услуги, на стендах местного органа власти, в подведомся венных учреждениях).

Разработка каналов сбыта, в т.ч. непосредственное информирование корпорЯ тивных клиентов и физических лиц в органе местной администрации о предостаЯ ляемых услугах, проведении «круглых столов» с деловыми кругами.