Образовательные учреждения

Образовательный уровень населения МО — один из важнейших факторов конкурентоспособности МО, требующий длительного времени и значительных финансовых вложений на создание, сохранение и повышение. Рассмотрим структуру системы образования, особенности функционирования образовательных учреждений (ОУ) в целом и отдельных элементов, нормативные ограничения их деятельности, источники финансирования ОУ, пути привлечения внебюджетных средств.

Структура системы образования и ее финансирование Финансирование сферы образования образует один из значимых затратных!

центров местного бюджета. Для балансировки бюджета на образование в процессе]

бюджетирования давайте проанализируем ее состав.

Система образования состоит из следующих взаимодействующих элементов: 1

I. Преемственных основных и дополнительных образовательных программ, кото-Я

рые подразделяются на

А. Общеобразовательные, основная цель которых - формирование общей культуры личности, состоят из программ дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования.

Б. Профессиональные, включающие программы

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

П. Разрабатываемых на конкурсной основе и уточняемых не реже, чем раз в 10 лет государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Лицензируя ведение образовательной деятельности, собственники образовательных программ и стандартов (интеллектуальной собственности) балансируют бюджет на создание и корректировку этих двух базисных элементов системы образования.

III. Сети реализующих и II образовательных учреждений (ОУ), которые могут быть

по своим организационно-правовым формам - государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)), что определяется статусом учредителя (учредителей);

по форме получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование, экстернат (в Федеральных законах №1473 от 22. П.97 и №463 от 22.04.97 дан перечень профессий и специальностей, соответственно высшего и среднего профессионального образования, получение которых в заочной и в форме экстерната не допускается);

по типам: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; 6) учреждения дополнительного образования; 7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей; 9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Эти учреждения обслуживают следующие образовательные уровни (или цензы):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

Балансирование каждого из этих центров является отдельной задачей, которую мы рассмотрим в последующих подразделах.

IV. Органов управления образованием и подведомственными им учреждениями и организациями, в т.ч. государственными (федеральные (центральные и ведомственные); субъектов Российской Федерации), среди полномочий которых находится (ст.37 п.5) прямое финансирование деятельности учрежденных ими ОУ, разработка государственных нормативов финансирования ОУ. По инициативе органов местного самоуправления могут быть созданы местные (муниципальные) органы управления образованием. Этот затратный элемент может сбалансироваться за счет созданных центров прибыли.


Как происходит управление финансами отдельного ОУ?                                   .

В соответствии с Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 8 июня 1998 г. №30, образовательное учреждение, не имеющее статуса юридического лица, не может претендовать на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности и последующую аттестацию и государственную аккредитацию. Юридическим лицом ОУ становится с момента государственной регистрации и должно иметь устав, самостоятельный баланс или смету, расчетный счет. Для производства финансовых расчетов ОУ не обязательно иметь в своем штате бухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом, или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением.

Общее финансовое управление государственными и муниципальными ОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления (в форме совета ОУ, попечительского совета, общего собрания, педагогического совета и др.).

Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в ОУ необходимо учитывать и использовать следующие особенности экономики системы образования:

1.  Объекты собственности, закрепленные учредителем за ОУ, находятся в оперативном управлении этого учреждения, следовательно, не могут использоваться в качестве залога, передаваться в качестве вклада в уставный капитал других организаций и пр.

2.  Объекты инфраструктуры государственных и муниципальных ОУ приватизации не подлежат (Закон №3266ст.39 п. 13).

3.  Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными ОУ в бессрочное бесплатное пользование.

4.  ОУ могут выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сдача в аренду государственным или муниципальным ОУ закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа с согласия совета ОУ по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе.

5.  ОУ любых организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих ОУ, освобождаются от уплаты всех видов налогов.

6.  ОУ вправе участвовать в уставных фондах других организаций только своей собственностью.

7.  ОУ вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и ОУ (код по бюджетной классификации доходов - 2010206).

8. Указом Президента РФ от 19.07.95 № 723 государственные, муниципальные и негосударственные ОУ освобождены от обязательной продажи части валютной выручки.

9. Учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам ОУ.

Как формируется доходная часть общего бюджета системы образования на микро- (отдельного ОУ) и макроуровне (государства)?

Финансирование ОУ осуществляется его учредителем (-ями) в соответствии с договором (может также предусматриваться самофинансирование ОУ). Учредителями ОУ, в т.ч. совместно, могут быть:

-    органы государственной власти и органы местного самоуправления;

-    отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

-    отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

-    общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;

-    граждане РФ и иностранные граждане.

Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования ОУ ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции. Ст.4 Закона РФ от 10.07.92 №326бустанавливает, что затраты на обучение граждан в платных негосударственных ОУ, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

Для составления бюджета и проведения расходов системой образования необходимо распределять расходы по статьям бюджетной классификации.

Бюджетные расходы на образование выделяются в разделе 14-функциональной классификации, которая включает следующие подразделы:

1401  Дошкольное образование

1402 Общее образование

1403 Начальное профессиональное образование

1404 Среднее профессиональное образование

1405 Переподготовка и повышение квалификации

1406 Высшее профессиональное образование

1407 Прочие расходы в области образования

Бюджетные расходы на ОУ детализируются также по предметным статьям экономической классификации, таким как: П0100 Заработная плата П0200 Начисления на заработную плату П0310 Медикаменты П0320 Мягкий инвентарь и обмундирование

П0330 Продукты питания П0340 Оплата ГСМ

П0350 Прочие расходные материалы и предметы снабжения П0400 Служебные разъезды П0500 Оплата транспортных услуг П0600 Оплата услуг связи

П0700 Оплата коммунальных услуг (в т.ч. содержания помещений) П1020 Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря П1030 Оплата текущего ремонта зданий и сооружений   П1040 Прочие текущие расходы, в т.ч. на организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами, на санаторно-курортное лечение и отдых студентов, оплату информационно-вычислительных услуг, предоставляемых для производственных, учебных и научных целей 130320 Стипендии 130330 Прочие трансферты населению

240100 Приобретение оборудования и предметов длительного пользования 240300 Капитальный ремонт

Статья П0100 является первой не только по порядку, но и по значимости, ибо определяет состояние и динамику кадрового актива ОУ. Какие законодательные рамки здесь существуют? Минимальные ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в РФ ". При этом размер средней ставки заработной платы и должностного оклада работников ОУ устанавливается на уровне:

для профессорско-преподавательского состава вузов - в 2 раза превышающем

I уровень средней заработной платы в промышленности в РФ; для учителей и других педагогических работников - не ниже, а для иных работников ОУ — на уровне средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности. ОУ самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования. Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочей недели - не более 36 часов.

Государство предусматривает специальную систему налоговых льгот организациям независимо от их организационно-правовых форм и физическим лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие системы образования РФ, включая льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим свое имущество в аренду ОУ.

Кроме бюджетных средств ОУ вправе получать родительскую плату, оказывая платные образовательные услуги.

Для муниципальных и государственных ОУ - это дополнительные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и пр.). Эти услуги могут осуществляться только сверх образо-

вательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, в противном случае заработанные таким образом средства изымаются учредителем. Доход от указанной деятельности за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется в ОУ и не считается доходом от предпринимательской деятельности.

Для негосударственного ОУ - это может быть обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Платная образовательная деятельность такого ОУ не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение и развитие образовательного процесса (в т.ч. на заработную плату).

ОУ вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, а именно:

-    реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества ОУ;

-    торговля покупными товарами, оборудованием;

-    оказание посреднических услуг;

-    долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

-    приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

-    ведение приносящих доход иных внереализационных операций. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого ОУ производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное ОУ.

В своей предпринимательской деятельности ОУ приравнивается к предприятию и подпадает под действие соответствующего законодательства РФ.

Какие рычаги управления у местных органов власти в отношении ОУ? К компетенции муниципального самоуправления в области образования относятся:

1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, в т.ч. создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов (управления образованием; 2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования; 4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования; 5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных ОУ, в т.ч. контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности ОУ;

6) назначение руководителей муниципальных ОУ, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

 Пп. 1-П Федерального Закона «Об образовании».

7)  строительство зданий и сооружений муниципальных ОУ 

8)  использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

9) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.

10)  анализ деятельности ОУ (количество и процент учащихся, занимающихся во вторую смену, качество обучения, применяемые методики и пр.).

П)  консультационная помощь в применении инструментов общего и стратегического менеджмента, управления проектами.

  Нормы размещения образовательных учреждений на территории МО

Учреждение______________________________Радиус обслуживания, м__________________________

Детские дошкольные учреждения_____________300_______________________________________

Общеобразовательные школы________________750 (500 для начальных классов)___________________

Далее рассмотрим особенности учреждений, входящих в систему образования: дошкольные, общеобразовательные и профессиональные образовательные учреждения.

Дошкольные учреждения

Типовое положение о Дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) было утверждено Постановлением Правительства РФ от 1.07.1995 №677. Оно регулирует деятельность государственных и муниципальных ДОУ, а для негосударственных -выполняет функцию примерного. В Положении определено, что ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

Для того чтобы определиться с бюджетированием ДОУ, необходимо представить их состав. Дошкольные учреждения (ДУ) делятся на следующие виды: А. По своей направленности детские образовательные учреждения (ДОУ): детский сад (д/с), д/с общеразвивающего вида (интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое направление развития), д/с компенсирующего вида (психическая и/или физическая коррекция развития), д/с присмотра и оздоровления, д/с комбинированного вида, центры развития ребенка, бизнес-детский сад (деловые игры, работа в Интернете и пр.). Б. По типу дошкольных учреждений (ДУ):

ШДУ общего типа (предоставляет педагогические и медицинские услуги постоянному контингенту воспитанников);

Шиентр дошкольного воспитания (ЦДВ) (предоставляет дополнительные услуги родителям и детям, в т.ч. не являющимся постоянными воспитанниками, а именно, методическая и психологическая помощь, компенсирующая и коррекционная работа с детьми узких специалистов, надомное обслуживание - приходящая няня, камер-

динер, семейные клубы, детские кружки и секции, организация праздничных утренников и детских спектаклей);

Ш комплекс дошкольного воспитания (КДВ) - система ДУ, обслуживающих весь жилой микрорайон и объединяющихся на базе общего ЦЦВ. При этом ЦДВ предоставляет дополнительные возможности приходящим детским группам (бассейн, зал-арена для детских мероприятий, кружки, секции) и осуществляет административную, методическую и/или функциональную координацию, частично централизованное хозяйственное обслуживание;

0 учебно-воспитательный комплекс (УВК) - образовательное учреждение, объединяющее дошкольное и общеобразовательное отделения;

0 дошкольное учреждение с первыми классами - учебно-воспитательный комплекс, где детям нужен дневной сон и трехразовое питание;

Шмалые дошкольные учреждения - дошкольные учреждения от 0,5 до 3 групп; №1 дошкольные учреждения, объединенные с жильем для персонала - малое ДУ, размещенное в смежных помещениях с квартирой или блокируемое с частным жилым домом;

0 семейный детский сад — частное ДУ в жилой квартире или частном жилом доме владельца;

0 прогулочные группы — ДУ на 1 -2 группы на 1 -м этаже многоквартирного жилого дома, основная деятельность - прогулки на свежем воздухе;

0 круглосуточная дежурная группа кратковременного присмотра — ДУ на 1-2 группы, служит для разового или эпизодического присмотра за детьми от нескольких часов до нескольких суток, где ребенку может быть оказана психологическая помощь;

0 дневная дежурная группа кратковременного присмотра - присмотр за детьми при крупных торговых центрах, библиотеках, ярмарках и т.п., работает в режиме основного предприятия.

КДВ является достаточно эффективной формой организации ДУ, что связано с возможностью проведения единой маркетинговой программы для сети ДУ, проведением в ЦДВ дорогостоящих мероприятий, недоступных для каждого ДУ в отдельности, оптовых закупок продуктов питания, мягкого инвентаря и др., т.е. эта форма позволяет использовать маркетинговый и производственный эффекты масштаба и значительно снижать затраты.

Существуют два способа балансирования бюджета на ДОУ:

1)  снижение существующих затрат;

2)  привлечение дополнительных финансовых ресурсов из внебюджетных источников.

Внебюджетными источниками являются 1. Родительская плата, в т.ч. за оказание дополнительных платных видов услуг за пределами определяющих его статус образовательных программ, например,

0 развитие творческих ;

0 тестирование на предмет предрасположенности ребенка (существуют мето-дики тестирования по энцефалографическим исследованиям);

0          дополнительные образовательные программы («школа усиленного

мышления») и др.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

2. Добровольные пожертвования,

3. Целевые взносы других физических и юридических лиц, в т.ч. иностранных.

4. Кредиты банков и других кредиторов для небюджетных учреждений,

5. Другие источники в соответствии с законодательством РФ.

Для задействования этих источников необходимо сформировать конкурентные преимущества ДОУ, которыми могут стать его функционирование (или отдельных групп) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни (что допускается Положением о ДОУ), применение новых запатентованных методик обучения, а также предоставление дополнительных услуг.

Основным источником финансирования ДОУ являются средства его учредителя (-ей). Для муниципальных ДОУ учредителем является орган местного самоуправления. Финансирование ДОУ осуществляется на основе государственных (в т.ч. ведомственных) и местных нормативов, определяемых из расчета на одного воспитанника в зависимости от вида и категории ДОУ. При этом привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и/или абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя. Поэтому балансирование расходов на ДОУ, учрежденных органом местного самоуправления за счет привлечения внебюджетных средств, ограничено нижним пределом (нормативами).

Помимо прямых затрат на содержание ДДУ местный бюджет может осуществлять доплаты родителям в скрытой форме. Субсидия выражается в автоматическом сокращении родительской платы (на 80%), а ее компенсация происходит за счет общего финансирования ДУ. Кроме того, орган местного управления может понизить норматив оплаты и установить льготы в виде компенсации родительской платы отдельным категориям населения   Здесь следует также учитывать приоритетность приема в ДОУ детей работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов и II групп, детей из многодетных семей, детей под опекой, детей военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, студентов.

________  Пример местных льгот по оплате посещения ДДУ  _________



Как мы указывали выше, категориальные субсидии имеют ряд серьезных недостатков. Такой порядок оплаты за посещение ДДУ слабо защищает интересы малоимущих семей и дает возможность семьям с высоким уровнем доходов получать скрытые бюджетные дотации. Более предпочтительной с точки зрения повышения эффективности бюджетных расходов является целевая родительская субсидия, направленная на содержание конкретного ребенка в муниципальном ДУ. Тогда родительская плата составит 20% стоимости содержания ребенка в ДДУ минус родительская субсидия. Получателями субсидии становятся нуждающиеся малообеспеченные семьи. Субсидия не предоставляется семьям, воспитывающим детей дома или пользующимся услугами немуниципальных ДДУ. Субсидия выплачивается ДДУ от имени конкретной семьи по безналичному расчету. Другим более желательным методом является ее начисление среди других видов помощи в едином центре социальных субсидий. ____________  Пример расчетов по адресным льготам в ДДУ___________


примечание, тактические затраты в данном примере на содержание дду составляют 82,9% от норматива, что свидетельствует о недофинансировании этой сферы. При этом местный бюджет компенсирует 88% фактических затрат на содержание ДДУ вместо расчетных 85%. С учетом льгот родительская плата составляет в общей сумме затрат не 15%, а только 12%. Дополнительно из местного бюджета направляется 6,4 млн.руб. на дотации и компенсации. С введением адресных льгот во втором варианте родительская плата повышается до рекомендуемых на федеральном уровне 20%; существующие льготы по категориям населения, введенные по решению органов местного самоуправления, отменяются. Одновременно малообеспеченные ce мьи получат целевую родительскую субсидию для оплаты услуг ДДУ. Введение субсидии позволит защитить интересы семей с низким доходом при повышений платы за ДДУ и отмене льгот, одновременно увеличить расходы на укрепление материально-технической базы ДДУ.

Порядок начисления адресной субсидии может быть следующим:

1.   Желающие принять участие в программе подают заявление на имя заведующего ДОУ и предоставляют необходимые документы о доходе семьи (при этом могут приниматься копии документов, собранных для получения других видов социальной помощи или справки о совокупном семейном доходе от органов социальной защиты и группы жилищных субсидий).

2.   Рассчитывается фактический совокупный и душевой доход. Он сопоставляется с критерием нуждаемости.

3.   Семьям, чьи доходы не превышают сумму, рассчитанную в соответствии с выбранным критерием, начисляется родительская субсидия.

Общеобразовательные учреждения Выделение центров затрат в общеобразовательном учреждении (далее ООУ) может происходить в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования :

I  ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения - 3-4 года), которое обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

II ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет, получение основного общего образования в ООУ по очной форме ограничивается 18-тилетним возрастом обучающегося) - освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, обеспечивает условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению;

III  ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2-3 года) направлено на развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.

Соответственно ООУ подразделяются на общеобразовательные учреждения начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов ООУ в независимости от занимаемой ступени являются:

    собственные средства учредителя (традиционной во многих МО является помощь школам к началу нового учебного года, а также материальная помощь на приобретение канцтоваров для детей из малоимущих семей);

    бюджетные и внебюджетные средства;

и имущество, переданное учреждению собственником или уполномоченным им

органом; <средства родителей (законных представителей), полученные за предоставление

обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, определяемых

уставом ООУ, таких как:

1.  ООУ по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии лицензии (разрешения) на данный вид деятельности.

2.  Различные спецкурсы (иностранный язык, эстетика, риторика, экологический менеджмент, общая экономика и пр.).

3. Дополнительная физическая подготовка в спортивных секциях и т.д. добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности;

v кредиты банков и других кредиторов - только для небюджетных учреждений;   другие источники в соответствии с действующим законодательством.

Предоставление платных услуг ООУ и формирование конкурентных преимуществ связаны с возможностью вариативности программ общего образования. Вариативность обеспечивается наличием и соотношением в структуре содержания программ следующих компонентов: а) базового федерального; б) национально-регионального; в) самостоятельно определяемого ООУ исходя из запросов обучающихся и их родителей.

Учредителями государственного ООУ могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, в том числе государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, субъектов РФ. Учредителями муниципального ООУ являются органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство ООУ, основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной, субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций), иностранных государств, юридических и физических лиц. При этом необходимо учитывать, что при недостаточности у ООУ денежных средств и принадлежащей ему собственности ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом.

Расходы на питание школьников являются категориальной социальной помо-щыо и относятся к 18-му разделу функциональной классификации («Социальная политика»). Организация питания в ООУ возлагается органами местного самоуправления на образовательное учреждение и организации общественного питания, При этом для сокращения расходов по этой статье целесообразно проводить кон- 1 курсы на размещение социального заказа по организации школьного питания. Другим механизмом упорядочения расходов на школьные обеды являются «пластиковые» схемы. Применение информационных технологий при выделении субсидий на школьные обеды позволит контролировать закупочные цены и целевое расходование средств на питание. Школьник получает пластиковую карточку, которая может

хранить различные данные и использоваться в качестве: идентификационно-пропускной, медицинской, финансово-лицевой, дневника успеваемости и др.

Миссия школьной системы — это формирование активных членов сообщества завтрашнего дня, которые должны уметь слушать, говорить и думать, организовывать, планировать и распределять ресурсы, обладать способностями к лидерству, кооперации и ведению переговоров, уметь работать с информацией, добывать и обрабатывать необходимые данные. При планировании развития школьной системы в МО Вы можете применять дерево целей, т.е. выделять цели и задачи (шаги) для их реализации. Например, цель создания партнерских взаимоотношений "школа-бизнес - сообщество" может достигаться по следующему алгоритму:

1.  Выделение 3-4 представителей бизнеса и школы для инициации диалога. (написание бизнес-плана)

2.  Выявление взаимных интересов и расстановка приоритетов программы для улучшения знаний учащихся.

3.  Формирование сотрудничества (планирование специальных встреч, подписание формальных документов и пр., создание группы из представителей бизнеса и администрации школы для проведения периодических встреч, привлечение внимания общественности к процессу публикациями в прессе).

4.   Общий план (установка целей и задач, базирующихся на выявленных потребностях, разработка программы для достижение целей и оценки результатов).

5.  Локальные ресурсы (поиск доступных ресурсов, оценка материальных ресурсов, которые может использовать школа, привлечение благотворительных фондов и программ, грантов).

6.  Поиск волонтеров (набор волонтеров из составивших план действий, использование буклетов, школьной газеты или других СМИ для описания программы и приглашения к сотрудничеству, вовлечение выпускников школы, составление плана посещений волонтеров, определение возможных путей поощрения волонтеров).

7.  Коммуникации (поддержание связи на регулярной основе, назначение совещаний, установление рабочего взаимопонимания, проведение мозговых штурмов в неформальной обстановке по развитию партнерства, поддержание дружественных контактов и пр.).

8.  Мониторинг и оценка (обеспечение обратной связи от волонтеров партнерства, использование опросов для проверки достижения поставленных целей, корректировка целей, если процесс отклоняется от намеченных результатов).

Рассмотренный алгоритм показывает, что работа со школами может быть одним из важных элементов маркетинговых программ (связь с общественностью, информирование и пр.) местной администрации. Формирование благоприятных связей может осуществляться по следующим направлениям:

> проведение школьных сочинений на тему «Если бы я был администрации...»;

> проведение открытых занятий, когда сотрудники администрации выступают перед школьниками с рассказом о своей работе;

> проведение собраний, имитирующих заседания представительного органа (районного собрания и пр.), где депутаты (районные советники и пр.) - школьники; спе-

циалисты ОМСУ могут оказывать учителям методическую помощь в разработке соответствующих учебных материалов;

> проведение конкурсов работ школьников на уроках эстетического воспитания («Рисование», «Труд», «Литература» и пр.) по проектам развития территории (на лучший рисунок, фоторисунок, макет, сочинение) с желательной выдачей домашнего задания в целях вовлечения в конкурс (семейный) представителей всех поколений;

> помощь во внедрении и использовании новых информационных технологий (в  т.ч. создание специального «Медиацентра»), например, использование сети Internet для поиска, анализа и обмена информацией учебно-методического содержания, а также создание постоянного канала связи «местная администрация - школа -школьники», приобретение мультимедийных программ по учебным предметам, проведение видеоконференций, помощь в поддержании техники и пр.;

> выплата муниципальных стипендий наиболее отличившимся в учебе школьникам (например, занимающим первую десятку учебного рейтинга)

ВУЗЫ Интеллектуальное отставание невозможно компенсировать ни инвестициями, ни ростом производства, ни структурной перестройкой и пр. Необходимым условием наличия интеллектуального капитала являются эффективные системы общей и профессиональной подготовки. Орган управления территорией является одной из наиболее заинтересованных сторон в укреплении конкурентоспособности местных вузов в высоком качестве высшего образования, в стабильности и развитии их материально-технической базы. В связи с этим ОМСУ с вузами связывают многоаспектные взаимоотношения. В частности, органы местной администрации в отношении вузов:

1.  Осуществляют прямое финансирование работы муниципальных высших учебных учреждений, в т.ч. выплаты именных стипендий наиболее одаренным студентам.

2.  Оказывают финансовую и материальную помощь государственным и региональ-ним вузам.

3. Привлекают спонсорские средства, создают и координируют попечительские советы вузов.

4.  Применяют налоговые льготы и иные формы регулирования рынка в целях разви тия приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, образования в целом.

5. Обеспечивают информационную поддержку образовательных учреждений.

6.  Являются непосредственными потребителями услуг вузов в части:

0 повышения квалификации работающих сотрудников;

0 найма выпускников-специалистов (местный вуз может стать надежным 1

внешним источником пополнения муниципальных кадров); 0 предоставления места для стажировки, прохождения студенческой практи-и

ки; (с точки зрения вышеуказанных услуг, муниципальные органы властиЯ

заинтересованы в адаптированное™ получаемых знаний и навыков к местной специфике уже на стадии образовательного процесса); Ш могут являться заказчиками направлений научно-прикладных исследований студентов и аспирантов.

7.  Осуществляют контрольные функции.

8. Участвуют в аккредитации образовательных учреждений, рассмотрении рекламаций.

9.  Содействуют повышению качества услуг вузов, расширению спектра предоставляемых образовательных услуг, общему повышению их финансовой устойчивости, укреплению материально-технической базы вузов.

10.  Используют вузы как важный канал связей с общественностью, имеющей высокий интеллектуальный потенциал.

Отдельной стороной взаимодействия может стать непосредственная работа со студентами вузов. Для информирования студенческой молодежи о работе органов местной власти, «вербовки» молодых кадров и формирования системы взращивания достойных лидеров студенты местных вузов, в зависимости от специализации, могут привлекаться для решения следующих задач местной администрации:

-  разработки проектов развития территории, стратегических программ (студенты экономических и управленческих специальностей);

- упорядочивания документооборота (программисты);

- работы с трудными подростками, например, в центрах семейного воспитания (студенты педагогических специальностей);

-  помощи при проведении народных праздников (студенты культурологического профиля);

- проведения работ по благоустройству (прежде всего прилегающей к вузам) территории;

-анализа системы мотивации, распределения функций в местной администрации, участия в проведении социологических исследований (будущие социологи и психологи).

На базе органа МСУ студенты могут писать учебные работы, основанные на реальной практике и проблемах. В процессе (иногда многолетнего) сотрудничества часть из них на деле проявляют свои личные качества, доказывают владение специальными знаниями и навыками. Тогда при поступлении на муниципальную службу администрация получает специалиста с уже известными характеристиками, адаптированного к коллективу, знакомого с проблемами, предлагающего новые подходы к их решению, готового к реализации своих идей.

Общая социальная значимость образовательных услуг и необходимость административной поддержки вузов со стороны местной администрации связана в т.ч. с такими особенностями их деятельности, как:

1)  отсроченный характер проявления результатов и их зависимость от условий будущей работы и жизни выпускника, необходимость дальнейшего сопровождения услуг;

2)  наличие временного лага между спросом на новые специальности и его удовлетворением;

3) длительное время окупаемости инвестиций в эти учреждения;

4)  высокая цена потребления образовательных услуг, которая складывается из собственно цены продажи услуги (в случае платного образования), издержек потребителя на обеспечение условий процесса обучения (расходы на приобретение учебных принадлежностей, питание, плату за проживание, предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, проезд к месту постоянного проживания, оздоровительные мероприятия и пр.), стоимость закрепления и реализации приобретенного образовательного потенциала (стажировка, тренинг и пр.);

5)  высокая потребительская стоимость данного вида услуг, т.к. они наращивают потенциал личности, специалиста и, следовательно, правомерность высоких цен (так же, как на научные и другие интеллектуальные услуги);

6)  зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся и др.;                                                                     .

7)  в государственных и муниципальных ОУ бесплатность на конкурсной основе первого профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов, а для среднего и высшего профессионального образования - прием вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также инвалидов и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях (ст. 5, 16 Закона РФ от 10.07.92 №3266«Об образовании»).

О проблемах бюджетирования этой сферы рассмотрим вопросы формирования доходных источников вузов.

Основным из источников финансирования государственных вузов является федеральный бюджет. Законом установлено, что доля расходов на финансирование вузов не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета, а соответствующие статьи являются защищенными (ст. 40, п.2 Закона №3266-1). При этом за счет средств федерального бюджета финансируется обучение в государственных вузах не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в РФ.

Государственные и муниципальные ОУ профобразования (среднего и высшего) вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся платную подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и/или юридическими лицами.

Из федерального бюджета выделяются ассигнования на содержание объектов социально-культурной сферы (в т.ч. общежитий), а также на реализацию мер социальной защиты студентов (ежемесячно 1,5 минимальных размеров оплаты труда на каждого студента среднего профессионального ОУ и два - для вузов).

Образовательные услуги могут быть как платными, так и формально бесплатными, кроме того, государство может предоставить образовательный кредит из общественных фондов потребления. Здесь может применяться один из методов ценообразования, рассмотренных в критерию

1.   «поставщик абитуриента»: коммерческая фирма, посредническая структура, специализированная школа, семья;

2.   «характеристика абитуриента»: имеет высшее образование или нет, уровень интеллектуального развития и др.

В случае, если вуз является акционерным обществом, могут быть предусмотрены льготы при обучении его акционеров (или их сотрудников для юридических лиц - акционеров). В общем случае необходимо разумное распределение затрат между всеми потребителями услуг вуза.

Для получения дополнительных источников финансирования, общего повышения статуса и качества предоставляемых услуг вузам в гораздо большей степени, чем средним образовательным учреждениям в формировании стратегии деятельности необходимо придерживаться маркетингового подхода, направленного на формирование конкурентных преимуществ. Факторами конкурентоспособности вуза, в частности, являются

1.   месторасположение;

2.   площадь образовательных учреждений;

3.   престижность выпускных специальностей, необходимость специальности для общества, возможность трудоустройства, уровень оплаты труда, психическая напряженность труда;

4.   имидж вуза в глазах студентов (скажем 1-го курса) и выпускников вуза по сравнению с другими вузами;

5.   репутация вуза;

6.   стоимость обучения, с одной стороны, и уровень выплачиваемых стипендий, с другой;

7.   реноме преподавателей, их научные достижения, ученые степени;

8.   научный потенциал (создание научной школы);

9.   получаемый уровень знаний по каждому профилю подготовки;

10.  педагогические инновации (методы индивидуального контроля и обучения, программированного обучения, тренинга, в т.ч. преподавательского состава, и пр.);

П.  материальная база, необходимая в процессе образования или являющаяся его продуктами (средства визуализации знаний);

12. инфраструктура, предоставляющая широкий комплекс сопутствующих (трудоустройство, управленческий консалтинг, коллективные тренинги и пр.) и дополняющих услуг (издательства, гостиницы, медицинские и оздоровительные учреждения, транспортные и туристические организации).

Конкурентное положение на рынке определяет стратегию, цели и задачи. Для лидеров рынка, крупных, ведущих вузов основные цели - это сохранение своего доминантного положения, получение высоких объемов и гарантированное™ государственного финансирования, а также льготного порядка распоряжения средствами. Вузы среднего размера и положения на рынке, ведущие профильную подготовку специалистов, в большинстве случаев следуют за лидером, их беспокоит прежде всего проблема быстрой окупаемости затрат, особенно капитальных вложений. Образовательные учреждения, находящиеся на грани выживания,

ставят перед собой наиболее краткосрочные цели - по объему продаж и прибыльности сопутствующих услуг, работа с «бизнес-окружением» вуза. Важнейшей целью для всех учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов, является выполнение плана-задания по объему услуг (количеству обучающихся с учетом сроков обучения). Она детализируется на частные цели по типам услуг, категориям обучающихся, каналам получения заказов, месту и времени (срокам) реализации ОУ. Эти цели имеют абсолютные количественные характеристики.

В связи с вышеперечисленными особенностями образовательных услуг, для обеспечения конкурентоспособности вуза в этой сфере предпочтительно не адаптивное, а упреждающее управление, основанное на постоянном мониторинге, результатах маркетинговых исследований, прогнозах. Системная схема Элен Торрес   в применении к вузам показывает необходимые для этого управленческие и аналитические блоки:

1.   Прямыми потребителями услуг образовательных учреждений являются отдельные личности. Однако их предпочтения при выборе вуза и факультета, особенно при получении второго высшего образования, формируются под влиянием конъюнктуры рынка труда, действует принцип «свобода - это осознанная необходимость». По-; этому определяют спрос конечные потребители - работодатели, в т.ч. органы государственного и муниципального управления. Кроме того, длительный характер обу- чения ставит задачу не только изучить текущий спрос, но и спрогнозировать его из-менение, обеспечить выпускникам, образовательный «страховой полис» на длительную перспективу. Не последнее место занимает исследование самих абитуриентов, их способностей, предпочтений с помощью различных методик. Таким образом, вуз  ориентируется на удовлетворение потребностей от первого (обеспечение материального существования) до высшего порядка (потребность в реализации способно- 1 стей и росте как личности).

2.   Спрос может быть не только на отдельных специалистов, но и на уже сформированные команды с выделенным лидером, распределенными «ролями» и готовых к продуктивной совместной работе, что сокращает время на адаптацию специалистов] и является наиболее эффективным методом внешнего найма для фирм, использующих кластерное управление.

3.   Для изучения рыночных потребностей вузам необходим постоянный статистический анализ рынка труда путем проведения кабинетных и полевых маркетинговых 1 исследований (соответствующей периодики, потенциальных работодателей, взаи- 1 модействия с кадровыми агентствами, Управлениями труда и занятости и т.д.) Воз- можно также проведение специальных мероприятий, таких как «День открытых дверей» для абитуриентов или «Дня карьеры», «Ярмарок вакансий» - для старше- курсников и представителей работодателей. При проведении полевых МИ необхо- димо учитывать и обратный процесс влияния вузов на формирование спроса на вы-,  квалифицированные кадры по специальностям маркетинг, связи с общественно- 1 стью, логистика и других, которые являются сравнительно новыми для России.

4.   Проверка эффективности учебного процесса определяется также путем тестирования, анкетирования выпускников вуза, определения рейтинга преподавателей и пр.

5.   Полученные данные анализируются и являются посылкой для подготовки рекомендаций по изменению учебных курсов и программ и принятия конкретных корректировочных управленческих решений по основным и вспомогательным процессам.