Городской пассажирский транспорт

Во многих МО обеспечение пассажирских перевозок на городских маршрутах является достаточно острой экономической, экологической и социальной проблемой. Если Вы хотите решить задачи обновления автобусного парка, ликвидировать убытки, повысить общую эффективность функционирования VIIТ, то Вам необходимо применить инструменты маркетинга в этой сфере городского хозяйства. Давайте проанализируем их в комплексе. I. Услуга (Product)

В качестве возможной меры следует рассмотреть целесообразность постепенного уменьшения количества транспортных средств, предоставляющих право бесплатного проезда всем льготным категориям пассажиров. Связанное с этим увеличение интервалов движения необходимо компенсировать выпуском на маршруты автотранспортных средств, работающих в режиме маршрутных автобусов — таксо-

моторов. Необходимо установить жесткий график движения транспортных средств, на которых все льготы по оплате проезда останутся действительны, а также выделение частными перевозчиками нескольких мест для обладателей льготы по бесплатному проезду, относящихся к малообеспеченным слоям населения (как одного из условий выдачи лицензии или социального заказа).

Во-вторых, в области предоставления льгот необходимо перейти от категориального принципа к адресному.

В-третьих, расширить перечень реализуемой билетной продукции, в частности путем продажи:

а) проездных билетов на неделю;

б) проездных билетов, действующих в течение рабочей недели;

в) проездных билетов выходного дня;

г) сезонных проездных билетов.

Далее, для оптимизации маршрутов и наличного автобусного парка необходимо определить объем перевозок пассажиров между остановочными пунктами и ее динамику (часы пик, «мертвые» часы). Для этого проводится исследование в форме наблюдения за людопотоками   Исполнителями такого исследования могут быть школьники или студенты, которые привлекаются для составления анкеты, опроса, анализа и обсуждения результатов.

  Анкета наблюдения за посадкой пассажиров в автобусы Мапшпут                       Название автобусной остановки


Как проверить каждого пассажира на наличие проездных документов даже в часы пик, когда салон переполнен; снизить поверхностность контроля бесплатного проезда? Решить данные задачи позволяет установка турникетов в автобусах. В этом случае вход будет возможен только по магнитной карте, единой для всех пользователей ГТК .

Ввести защищенный от подделки проездной билет единого вида в качестве дополнительного документа, удостоверяющего право пассажира на льготное пользование городским пассажирским транспортом общего пользования. Необходимо также предусмотреть, что бесплатный проезд на муниципальном и частных автобусах - таксомоторах также возможен только при наличии у пассажира соответствующего льготного проездного документа единого вида. Это позволит решить сразу несколько задач:

а) упростит процедуру проверки обоснованности бесплатного проезда;

б)  исключит случаи бесплатного проезда пассажиров, не имеющих права на бесплатный проезд;

в)  регулярно контролировать количество жителей, имеющих право на бесплатный проезд или льготную оплату, с учетом конкретной категории, по которой предоставляется данная льгота.

2.  Администрация муниципального образования может рассмотреть возможность взимания с частных перевозчиков платы за использование автобусных остановок и разворотных площадок на маршрутах, т.к. они находятся в муниципальной собственности, что позволит привлечь средства на обновление муниципального автобусного парка.

3.  В целях снижения стоимости услуг платного общественного транспорта и сокращения расходов из бюджета на эти цели администрация МО может провести конкурсы на выполнение муниципального заказа по предоставлению транспортных услуг населению (с участием государственных автотранспортных предприятий).

III. Продвижение (Promotion)

Возможной мерой экономической заинтересованности пассажиров в приобретении билетной продукции является проведение денежно-вещевых лотерей по номерам проездных билетов (стимулирование продаж). Расходы по проведению лотерей могут взять на себя коммерческие организации муниципального образования, получающие за это возможность рекламировать свою продукцию на обратной стороне проездных билетов. Создать дополнительный источник финансирования VIIТ позволит также размещение визуальной рекламы коммерческих фирм на внешних бортах автобуса и в салоне, а также рекламы в форме голосовых сообщений.

IV. Связи с общественностью (PR)

Для определения наименее болезненного варианта ограничения пользования льготами необходимо изучение общественного мнения по данному вопросу, проведение кампаний по информированию о текущем положении наличного парка, объеме бесплатных перевозок и убытков VIIТ. Возможно также привлечение горожан к обсуждению автобусных маршрутов в целях их оптимизации. Данные меры обеспечат власть через участие.

Практический пример. Проект "Транспортная карта" Необходимость проведения эксперимента «Транспортная карта» (исполнитель фирма «Солярус»; www. smartek. ru) была вызвана следующими причинами: — Собираемая плата за проезд покрывала 10% расходов, а возможности городского бюджета позволяли дотировать только 65% требуемых средств.

 

-   Следствием сложившейся ситуации являлось старение парка транспортных средств, когда более половины автобусов имели износ более 100%, и постоянное сокращение парка, что отрицательно сказывалось на качестве обслуживания пассажиров и приводило к нарастанию социальной напряженности.

-  Исходя из среднестатистических оценок по МО, чуть более одной тысячи пассажиров из каждых 10 тысяч перевезенных оплачивал свой проезд (т.е. 10%). Причем по официальным данным перевозки льготных пассажиров составляют 80% общего объема. Расходы по перевозке льготников соответствующих ведомств (например, МВД, таможенный комитет) не возмещаются, т.к. не имелось фактических данных по объемам и направлениям перевозок льготных категорий пассажиров. Сбор таких данных - достаточно сложная проблема в силу многочисленности льгот и подтверждающих их документов. На основе решений субъекта Федерации, постановлений Правительства РФ, а также ранее принятых правительственных постановлений (Совета Министров СССР, ЦК КПСС и др.) существует только 39 категорий граждан, имеющих право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте на основании решений и постановлений Правительства РФ, а также ранее принятых правительственных постановлений   Визуальная проверка в секундные сроки соответствия документов, удостоверяющих это право, а тем более подлинность представляемых документов, является физически невозможной задачей. Поэтому, даже на маршрутах, предусматривающих присутствие кондуктора, целесообразно использование автоматизированной системы оплаты и контроля проезда пассажи-ров.

-  Повышение комфортности проезда пассажиров при сохранении существующего уровня дотаций из городского бюджета и действующего тарифа оплаты проезда возможно только за счет повышения собираемости оплаты за проезд, контроля и учета предоставляемых льгот. Действующая система оплаты с компостерами и талонами исчерпала свои возможности по решению указанной задачи.

-  Мировые тенденции развития систем оплаты проезда в городском транспорте состоят в применении автоматизированных средств контроля оплаты проезда и использовании единой транспортной карты на всех видах городского транспорта. Опыт применения таких автоматизированных систем, например, в латиноамериканских странах, изменил традиционное представление об общественном транспорте как об убыточной сфере городского хозяйства, позволил повысить платежную дис- циплину граждан, одновременно значительно улучшив качество пассажироперево-зок. Общественный транспорт стал рентабельным и получает дотации только за перевозку льготников, которая строго учитывается.

  Список категорий граждан, имеющих право бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте (ГПТ) на основании решений и постановлений






инвестиций.

Задачами проведения эксперимента являлись:

-  повышение собираемости выручки, поступающей от оплаты права проезда, общей эффективности работы транспортных предприятий с последующим их переходом на самоокупаемость;

-  оценка реальной рентабельности городских пассажирских перевозок (ГПП) и внедрения системы автоматизированной оплаты проезда;

-  улучшение уровня комфортности, обслуживания и безопасности перевозки пассажиров;

- обоснованное планирование использования транспортных средств по данным об объеме перевозок пассажиров между остановочными пунктами и ее динамику (часы пик, «мертвые» часы), изучение спроса на VIIII и его платежеспособности;

- упрощение процедуры проверки обоснованности бесплатного проезда;

-  исключение случаев бесплатного проезда пассажиров, не имеющих права на бесплатный проезд;

-  ежедневный контроль и учет количества перевезенных пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд или льготную оплату с учетом конкретной категории, по которой предоставляется льгота;

-  отработка методов сбора оперативной и достоверной информации о пассажиро-перевозках для принятия управленческих решений;

- поддержка промышленности размещением заказа на изготовление соответствующего оборудования при дальнейшем тиражировании проекта (в случае достижения положительных результатов эксперимента).

Техническая реализация экспериментального проекта "Транспортная карта", проведенного в течение 6 месяцев на одном из автобусных маршрутов, заключалась в установке турникета и устройства считывания магнитных карт (валидатора) на входе в салон автобуса (после накопительной площадки). Проезд в автобусе был возможен только при наличии билета с магнитной полосой на одну, две и десять поездок или льготного посадочного талона . В целях стимулирования покупки многоразовых билетов, билет на десять поездок предоставлял право совершить 12 поездок. Пассажиры, имеющие действующие абонементные талоны, могли обменять его на билет экспериментального маршрута у кондуктора, который находится в накопительной зоне перед турникетом в салоне транспортного средства. В случае, если билет годен, автомат погашал поездку и разрешал проход пассажира с накопительной площадки в салон через турникет. На билете отмечались дата и время погашения поездки и кодовой номер транспортного средства. Надпечатка на оборотной стороне билета производилась методом прожига, что не позволяло удалить или подделать надпись. В памяти автомата контроля сохранялась информация о всех трансакциях по билетам за день, которая после закрытия смены собирается и обрабатывается на АРМ диспетчера автокомбината. На основе информации о проданных и погашенных билетах формировались стоп-листы, в которые включаются утерянные карты, карты, продажа которых не была зафиксирована, и недействительные карты (например, из нескольких карт, полученных на одного льготника, действительной являлась лишь одна, при входе по предыдущим валидатор подавал


Бесплатные посадочные талоны выдавались лицам, имеющим право бесплатного проезда в специальных кассах, расположенных на конечных остановках.

Причем кондуктор автобуса мог проверить право бесплатного проезда по подтверждающему льготу удостоверению пассажира. Эксперимент подтвердил:

-  Экономические показатели проекта (повышение выручки более чем в 2 раза, см. рис.).

-  Работоспособность и надежность предлагаемого технического решения автоматизации сбора проездной платы, в т.ч. вандалоустойчивость системы.

-  Технологичность предлагаемых схем распространения билетов и учета льготных категорий пассажиров.

-  Возможности повышения комфортности перевозки по графику без давки и очере-

Обработка статистики эксперимента показала примерно равное соотношение платных и бесплатных перевозок 




По графику перевозки в будние дни   и мертвые часы приходятся на одно и то же время. Из этого следует вывод, что большинство льготников работают.


Трудностями проведения проекта являлись: 1. Переход части пассажиров ("зайцев") на параллельные маршруты (порядка 30%), большинство из которых должны были платить, и напротив, приток льготников на данный маршрут. Рост количества   свидетельствует о необходимости проверки правомерности пользования льготным билетом на маршруте и расширения эксперимента на параллельных маршрутах.

2. Психологические проблемы использования новых билетов, особенно военными льготниками, привыкшими проходить по статусу "формы".

3.  Необходимость увеличения автобусов на экспериментальных маршрутах по причине удлинения времени посадки.

4.  Расходы на обучение персонала.

5. Замещение Покупок обычных проездных покупками "длинных" билетов (на 10 поездок).

6. Создание точек распространения билетов.

7. Передача льготниками своих билетов нельготным категориям граждан и др.

Несмотря на эти трудности администрацией МО были принято решение о тиражировании проекта на другие маршруты МО, прежде всего параллельные экспериментальному и затем на все МО. Была расширена сеть распространения билетов с магнитной полосой (построены специализированные остановочные павильоны, а билеты на 5 и 10 поездок стали продаваться через торговые предприятия), оптимизированы маршруты МО, введен заявительный принцип выдачи льготных билетов при их потере, повышена заработная плата водителям.