Информационное обеспечение принятия управленческих решений в жилищно-коммунальной сфере

Оперативный сбор и анализ информации с целью своевременного принятия необходимых решений является неотъемлемой частью управления жилищно-коммунальным хозяйством МО. Рассмотрим процедуры и показатели мониторинга каждого из предприятий ЖКХ с различных точек зрения: производственной, финансовой, организационной.

1. Процедура и показатели анализа деятельности жилищно-коммунальных предприятий

Выбор направлений мониторинга определяется спецификой подотрасли ЖКХ и формой собственности. В отношении немуниципальных предприятий муниципалитет выступает, с одной стороны, как представитель интересов населения, с другой стороны, как собственник основных средств. Как следствие, администрация осуществляет мониторинг объемов, качества услуг, приемлемости тарифов для населения, технического состояния основных средств, а также состояния взаиморасчетов с бюджетом (расчеты в денежной и неденежной форме, задолженность). На основе

проведенного анализа принимаются решения о необходимости инвестиционных вложений (в т.ч. в виде бюджетных кредитов или гарантий), пересмотре тарифов и др. Финансовое состояние немуниципальных предприятий и их деятельность по оказанию услуг всем потребителям, кроме населения, использование ресурсов представляет собой внутреннее дело этих предприятий и не является объектом мониторинга со стороны администрации. В отношении муниципальных предприятий муниципалитет, как собственник, проводит мониторинг финансового состояния, использования ресурсов, что позволит принимать оперативные решения об использовании прибыли муниципальных предприятий и о размере фонда вознаграждения руководителя предприятия.

Мониторинг проводится при помощи системы индикаторов, разрабатываемой индивидуально для каждого предприятия. При подготовке системы индикаторов следует учитывать следующие требования:

    многофункциональность изложения (как по отрасли в целом, так и по отдельным предприятиям);

    существенность (целенаправленность): индикаторы необходимо нацелить на принятие адекватных оперативных решений;

    своевременность и регулярность: информация должна поступать с такой периодичностью, которая позволит своевременно принимать необходимые решения, минимизировать ущерб от неблагоприятных изменений и максимизировать эффект от использования появляющихся возможностей;

   динамизм и перспективность (показатели могут быть спрогнозированы на будущее);

    сравнимость показателей;

    полнота: набор индикаторов должен обобщенно характеризовать полную картину состояния коммунальных предприятий, не упуская важных аспектов;

   адекватность: набор индикаторов обязан учитывать специфику деятельности каждого регулируемого предприятия;

   достоверность: должна быть возможность объективного измерения значений индикаторов;

   совместимость: набор индикаторов необходимо вписывать в существующую систему информационных потоков, что позволит удешевить и упростить процедуру информационного обмена;

    эффективность: предотвращенный ущерб и эффект от использования своевременно выявленных возможностей должен превышать затраты на проведение мониторинга.

Абсолютные величины показателей являются малоинформативными. Необходим их сравнительный анализ с плановыми, в динамике (с отчетными данными предыдущих периодов), рекомендуемыми, нормативными (как федеральными, так и местными) показателями родственных предприятий или аналогичных организаций из других МО.

Система индикаторов должна охватывать основные аспекты деятельности предприятий и может состоять из 5 блоков.

1. Операционная деятельность предприятий. Основные оцениваемые индикаторы включают в себя: 1.1. Объемы и структуру производства и реализации.

Изменение объемов производства и реализации (Q) вследствие роста населения, обслуживаемой площади и т.д. объективно приводит к изменению себестоимости единицы услуги за счет изменения доли условно-постоянных затрат (AFC). При этом рост объемов производства и реализации сверхпроизводственных возможностей предприятия или лимитов водопотребления требует дополнительных инвестиций (I), что приводит к скачкообразному росту общих условно-постоянных затрат (TFC) за счет ввода новых мощностей . При этом эффект масштаба или одновременная модернизация процесса приводит к последующему снижению удельных постоянных затрат. Поэтому существенное изменение объемов производства и реализации может стать сигналом к пересмотру тарифа на водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, вывоз мусора и санитарную очистку.


  Возможное изменение условно-постоянных затрат общих (TFC) и средних (AFC) при инвестициях (I) в расширение производственных мощностей и их модернизацию

Помимо объемов реализации причиной пересмотра тарифа на водоснабжение и канализацию может стать существенное изменение структуры реализации по категориям потребителей. Во-первых, вследствие перекрестного субсидирования такая структура существенно влияет на величину выручки. В частности, сокращение доли промышленных потребителей в натуральном объеме реализации приводит к уменьшению величины выручки, в результате чего предприятие не может покрыть свои издержки за счет доходов от реализации, т.е. требуется пересмотр тарифа. Во-вторых, "вклад" каждой категории потребителей в создание пиковых нагрузок на производственную систему и, соответственно, в издержки на содержание резервных мощностей неодинаков: наиболее существенные пиковые нагрузки создает население, в то время как спрос промышленных потребителей более равномерен. Поэтому увеличение доли населения может потребовать дополнительных инвестиций и увеличения постоянных издержек предприятия, что должно отразиться на величине тарифа.

Структура реализации по категориям потребителей имеет важное значение и для теплоснабжения, т.к. она влияет на величину дотаций из бюджета.

1.2. Индикаторы качества.

1.3.  Эффективность использования ресурсов (только для муниципальных предприятий):

1.3.1. материальных 

производственные здания (здания водопроводных станций, электрических подстанций, котельных, гаражей и т.п.);

сооружения (кабельные и контактные сети, сооружения наружного водопровода, водопроводная и канализационная сети, артезианские скважины, резервуары, водонапорные башни, коллекторы, поля фильтрования и т.п.);

машины и оборудование (паровые котлы, электрогенераторы, электроколлекторы, двигатели, преобразователи, распределительные щиты, масляные выключатели и т.п.);

транспортные средства (автомобили, автотранспорт специального назначения, автоприцепы и т.п.);

производственный и хозяйственный инвентарь (инструменты, приспособления, хозяйственный инвентарь).

1.3.2.  кадровых (уровень заработной платы, особенно «дефицитных» специальностей - сварщики и др., производительность труда);

1.3.3. входящих внешних ресурсов (электричество, вода и др.)

___________________  Оценка имущественного положения_____________


1.4. Величину и структуру себестоимости и прибыли (только для муниципальных предприятий).

При этом может проводиться факторный анализ изменения себестоимости и рентабельности. Если изменение произошло под влиянием внешних, неподконтрольных предприятию факторов (изменение цен и тарифов на материальные и

t

энергетические ресурсы, изменение объемов деятельности), то это может стать основанием для пересмотра тарифа. В обратном случае, при влиянии внутренних факторов (увеличение удельного расхода материальных и энергетических ресурсов на единицу услуг, увеличение зарплаты и отчислений, увеличение общехозяйственных расходов), администрацией может быть принято решение о сокращении части прибыли, направляемой в фонд потребления и социального развития предприятия. 1.5. Показатели неосновной деятельности.

Индикаторы эффективности неосновной деятельности используются исключительно в мониторинге муниципальных предприятий и не применяются для частных коммунальных предприятий. В случае незначительных объемов неосновной деятельности (менее 5% общей суммы выручки и затрат предприятия) показатели не анализируются. При значительном объеме неосновной деятельности контролируются масштаб и характер влияния этих видов деятельности на финансовый результат предприятия, а также влияние распределения общеэксплуатационных расходов между основными и неосновными видами деятельности на себестоимость регулируемых видов услуг и тарифы.

2.  Расходы бюджета на ЖКХ

    абсолютная величина расходов бюджета на ЖКХ (с разбивкой: денежные и неденежные и по отраслям);

    расходы на 1 кв. м жилого фонда;

    доля расходов на ЖКХ в общей сумме расходов бюджета;

    задолженность бюджета перед предприятиями.

3.  Приемлемость тарифов для населения:

   доля семей, получающих жилищные субсидии;

    доля расходов на оплату ЖКУ в среднем доходе семьи и др., что оказывает непосредственное влияние на задолженность по оплате ЖКУ.

4.  Приемлемость тарифов для предприятий и организаций

    задолженность предприятий и организаций за ЖКУ;

    структура взаиморасчетов предприятий и организаций за потребляемые жилищно-коммунальные услуги (денежные и неденежные расчеты).

5.  Анализ финансового состояния (только для муниципальных предприятий). Оценка производится на основе баланса, расшифровки и соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых потоков, расчета финансовых коэффициентов. Помимо этого, в ходе мониторинга могут отслеживаться источники покрытия убытков, взаиморасчеты между предприятием и дирекцией единого заказчика, между предприятием и муниципалитетом и т.д., что позволит своевременно принимать необходимые меры, не допуская катастрофического ухудшения финансового состояния ЖКХ.