Построение оптимальной оргструктуры РЭУ методом анализа функций и распределения затрат

Для муниципальных или государственных организаций ЖКХ, которые непосредственно финансируются из местного бюджета, а глава местной администрации заключает контракт или согласовывает назначение руководителя, необходимо провести оптимизацию организационной структуры в целях минимизации расходов, обоснования тех или иных процедур реорганизации, кадровых перемещений и пр. Эффективным инструментом здесь является ФСА. Покажем его применение на конкретном примере одного РЭУ.

При оптимизации оргструктуры РЭУ воспользуемся алгоритмом проведения ФСА (


I_________________________________________________I

  Структурная модель РЭУ

2. Функциональная структура РЭУ


3.  Совмещенная структурно-функциональная модель составлена на основе должностных инструкций и представлена в табл..

4. Построение функционально-стоимостной диаграммы.

-    Определение затрат на функцию.

Доли затрат для осуществления внутренних функций F2i, F22, F23, F24 определялись экспертно. Для определения затрат на функции использовались следующие данные бухгалтерской отчетности:

-    содержание администрации - 18,75 у.е., расходы администрации включают телефоны, юридические услуги, содержание оргтехники (обслуживание и амортизация), ФОТ, подписка на журналы, плата за коммунальные услуги,

-    малый обслуживающий персонал (МОП) - 70 у.е.

-    текущий ремонт — 35 у.е. в т.ч. ФОТ слесарей, сантехников, маляров, транспорт, материалы, обучение.

4.2. Определение относительной важности и относительной значимости функций методом расстановки приоритетов 

  Определение относительной значимости функций первого уровня


Условные обозначения:

незаинтересованность потребителя в реализации данных функций,

h2_ наличие большого числа работников без высшего образования,

з _ наличие специалистов с высшим образованием,

h4_ наличие разнообразных производственных специальностей,

h5 — наличие новых идей,

ау _ количественное значение преимущества (0,5 - хуже, 1,5 — лучше, 1 — равно)

i-ro варианта перед j-м по h-му критерию,

Рш ~ абсолютный приоритет вариантов друг перед другом по h-му критерию, Pih- относительный (нормированный) приоритет вариантов (Рщ) по h-му

критерию.


Условные обозначения:

Ph — абсолютный приоритет критерия h,

Ph™ — относительный приоритет критерия h.

Комплексный приоритет или относительная важность функций (Q):

QFi = 0.25 0.63 + 0.12 0.63 + 0.24  0.5 + 0.18 0.63 + 0.22 0.37 = 0.54, Q  = 0.25  0.37 + 0.12  0.37 + 0.24 0.5 + 0.18 0.37 + 0.22 0.63 = 0.46.

i                                  Оценка подфункций функции F.


Обозначения:

h -заинтересованность потребителя в очередности реализаций данных функций,

1ъ _ наличие большого числа работников без высшего образования,

h3 — наличие специалистов с высшим образованием.

v

  Расчет приоритетов критериев сравнения подфункций функции F)


Комплексный приоритет или относительная значимость функций (Q):

Qfi = 0.39  0.5 + 0.22  0.37 + 0.39  0.63 = 0.52, Qfa = 0.39  0.5 + 0.22  0.63 + 0.39  0.37 = 0.48.



Обозначения:

hj- обеспечить доход организации,

h2- обеспечить длительное функционирование организации.

  Расчет приоритетов критериев сравнения подфункций

функции F2





Условное обозначение ячеек таблицы



  Функционально-стоимостные диаграммы РЭУ Полученные диаграммы свидетельствуют о несоответствии затрат на реализацию и важности функции F]2 "обслужить внутридомовую и придомовую территории". МОП, хотя и имеет минимальную заработную плату, но составляет 76% в численности организации. Этот факт указывает на необходимость сокращения затрат на реализацию данной функции, что позволяет сделать механизация, а также проведение реорганизации РЭУ (объединение РЭУ и создание из трех РЭУ двух участков -технического обслуживания и эксплуатации жилого фонда).