Разработка стратегии развития ЖКХ

В предыдущем разделе были рассмотрены общие характерные для отрасли проблемы и методики проведения многоаспектного исследования жилищно-коммунальных предприятий на микроуровне. Такое исследование является необходимой подготовительной стадией для постановки целей антикризисного управления и развития этих предприятий. Рассмотрим общую стратегию, методы и инструменты решения выделенных проблем.

1. Общая стратегия развития ЖКХ

Для разработки стратегии необходимо оценить текущее положение, выявить проблемы и сформировать основные пути их решения. Полезным инструментом при этом является SWOT-анализ.

Сильными сторонами предприятий отрасли, которые могут стать основой будущих конкурентных преимуществ, являются налаженные контакты с микросредой (поставщиками, потребителями, властными структурами), опыт работы, база деятельности, организация, специальные знания и навыки, информационное обеспечение, наличие различных лицензий, рейтинг доверия к государственной организации со стороны населения.

Неустойчивое финансовое положение предприятий, нехватка оборотных средств, изношенность основных фондов, значительная дебиторская и кредиторская задолженность свидетельствуют о том, что данные предприятия относятся к категории слабых, находящихся в состоянии кризиса организаций. Для таких организаций рекомендуются стратегии, представленные на   Высокая социальная значи-

мость предоставляемых услуг, слабая конкуренция или ее отсутствие для некоторых подотраслей ЖКХ ограничивают применение стратегий №№ 1-5. Изменить дотационный, высокозатратный характер отрасли в сложившихся условиях позволяет реализация стратегии глобальной экономии. В контексте рассматриваемых проблем муниципального менеджмента, глобальная экономия - это стратегия не самих жилищно-коммунальных предприятий (ЖКП), а органов власти по отношению к ним, что является правомерным ввиду их финансовой и административной зависимости от городской администрации. Глобальная экономия не предусматривает в краткосрочном периоде прямого сокращения выделяемых бюджетных средств или повышения тарифов при прочих равных условиях.

Огромные текущие расходы на ЖКХ и необходимость капитальных вложений нацеливают на формирование системы многовариантности источников их финансирования. С одной стороны, системный подход предполагает на основе четкого представления о внешнем окружении и имеющихся ресурсах выработку стратегической и тактической линии поведения. С другой, многовариантность финансирования достижения поставленных целей обеспечивается с помощью применения маркетинговых инструментов. Целостность и работоспособность системы многовариантности обеспечивается разработкой маркетинговой стратегии и соответствующего комплекса маркетинга по 5 Р или маркетингового коктейля, включающего собственно продукт/услугу (product), его/ее ценовой диапазон (price), мероприятия по продвижению (promotion), формированию сети сбыта (place). Все элементы учитывают интересы и возможности потребителей, определяемые по результатам комплексного маркетингового исследования (МИ). Причины неэффективности работы ЖКХ во многом связаны именно с отсутствием понимания того, что такое стратегия и маркетинг.

Для формирования системы многовариантного финансирования развития городской инфраструктуры в органе местного самоуправления должен быть разработан комплекс мер, способствующий притоку финансовых ресурсов. Этот комплекс основан на маркетинговых инструментах. Полученные средства направляются на внедрение ресурсосберегающих технологий, автоматизацию, механизацию, страхо-вание и другие мероприятия, дающие в будущем сокращение текущих расходов в жилищно-коммунальной сфере.


Основным направлением стратегии глобальной экономии применительно к жилищным организациям является связанная диверсификация деятельности ЖКП. Широкий, но гармоничный номенклатурный ряд оказываемых услуг приведет к появлению новых источников финансирования ЖКП при сохранении профиля их деятельности и более полном удовлетворении потребностей населения.

Ядром маркетинговой стратегии являются люди (People), как клиенты, так и сотрудники организации. Сегодня структура ЖКХ во многом определяется коммуникативными связями внутри и между учреждениями, т.е. рассмотрением проблемы с точки зрения организации, а не населения. В качестве примера организации, отвечающей представлению клиентов, как в структурном, так и в процессном аспекте, являются сервисные системы в области частного предпринимательства, такие как банки, организационные структуры которых формируются на основе критериев маркетинга Примером таких услуг является сервис по принципу "все из одних рук", банки в банках для определенных целевых групп. Для ЖКП этот элемент маркетингового микса включает ориентацию на клиента через преобразования в организационной структуре с созданием центров, нацеленные на социальный и финансовый результаты. Такие центры, образованные с помощью маркетинговых инструментов будут обеспечивать внутренние, т.е. образованные внутри системы ЖКХ, источники многовариантного финансирования инфраструктуры..

Стратегия глобальной экономии — эта стратегия органов власти по отношению к РЭУ, предполагающая комплексное сокращение затрат за счет реализации стратегии диверсификации внутри РЭУ, организационного и финансового реинжиниринга и механизации. Для коммунальных предприятий стратегия глобальной экономии выражается во внедрении энергоресурсосберегающих технологий. Конкретизация и экономическая эффективность основных направлений стратегии приводится в следующем разделе.

  2. Цели развития жилищных организаций

На основе проведенного комплексного анализа деятельности РЭУ выделяются три основные проблемы, обусловливающие кризисное состояние этих организаций: отсутствие развития влечет за собой низкое качество обслуживания, а штрафы в свою очередь приводят к убыточности деятельности . Образовавшийся замкнутый треугольник разрушается, если обеспечить постепенное развитие, направленное на повышение финансовой устойчивости жилищных организаций, которое можно обеспечить путем повышения доходов и/или сокращения расходов. Цель развития в конечном итоге - сокращение расхода бюджетных и внебюджетных средств и ликвидация планово-убыточного положения РЭУ.


  Дерево проблем и целей антикризисного управления РЭУ

Для реализации предлагаемых целей существуют стратегические возможности и предпосылки   конкурсность, применение новой техники и технологий, а также финансовый инжиниринг.



Анализ показывает, что обслуживание жилого фонда является потенциально выгодной сферой деятельности для частных фирм по ряду причин:

а) наличие стабильного рынка сбыта,

б) "живые" денежные платежи, поступающие от населения,

в) безвозмездное предоставление внеоборотных активов (помещений),

г) льготное налогообложение (льготы по налогу на прибыль, по налогу на содержание объектов социально-культурной сферы и др.),

д) возможность предоставления дополнительных услуг.

Задача — выбрать участки жилого фонда (лоты), выставляемые на конкурс, отработать процедуру его проведения (в следующий:

Эф = (a->)12z0,06]0, И, где Z- объем муниципального жилого фонда кв.м.

В случае, когда прямой расчет затруднен, может применяться следующая формула укрупненной оценки годового бюджетного эффекта от мероприятий по сокращению расходов в ЖКХ:

30 = £(->) Д-Э-12, где х — тариф на оплату ЖКУ, у — тариф, который оплачивает население, Д — доля данного вида услуг в общем объеме ЖКУ, Э - экономия в результате мероприятия (в долях единицы)

(в приведенном выше примере расчета эффективности проведения конкурсов показатель Дне учитывается, т.к. тариф устанавливается на кв.м жилого фонда).


Мы рассмотрели цели развития жилищных организаций. Какова их значимость? Для местного бюджета финансирование работ по обслуживанию и содержанию жилого фонда образует существенный центр затрат, который важно сбаланси- ровать в процессе бюджетирования. Потребители в отношении таких услуг заинтересованы скорее в повышении качества, чем в снижении стоимости, потому что основная доля платежей населения (более 73%) приходится на коммунальные услуги тепло-, водоснабжения. Единственный путь к повышению качества с одновремен-

ным снижением стоимости таких услуг — применение наукоемких технологий. Давайте проанализируем их использование в разрезе каждой из подотраслей ЖКХ.

3. Возможности использования наукоемких технологий в подотраслях ЖКХ Наукоемкие технологии могут улучшить качество предоставляемых коммунальных услуг через применение:

-  новых наукоемких диагностических систем и технологий, позволяющих вовремя предупредить или избежать аварии, проанализировать состав подаваемых ресурсов, снизить перепады в сетях и непродуктивные потери подаваемых ресурсов; сократить время ремонта и модернизации трубопроводов, увеличить период службы сетей;

информационных технологий для сбора, преобразования и хранения полученных данных, принятия обоснованных оперативных управленческих решений.

Как правило, такие разработки одновременно снижают стоимость предоставления ЖКУ. В современном понимании понятия «качества» как соотношения ценности товара (работы, услуги) для потребителя к затратам на его приобретение, применение наукоемких технологий направлено именно на повышение такого интегрального качества.

На основе кабинетных исследований специализированных разработок   в каждой подотрасли ЖКХ потенциал наукоградов может найти свое применение для снижения затрат и повышения качества.

Приоритет принадлежит наиболее затратоемкому электро-, водо- и теплоснабжению.

Удельное водопотребление в жилищном фонде значительно превышает технически обоснованное и в целом по России в 2-2,5 раза больше среднеевропейского. Дело не только в отношении потребителей, но и в расчетах. При отсутствии счетчиков воды начисления за водоснабжение устанавливаются исходя из установленных нормативов, позволяющих покрывать непроизводственные потери в сетях, в т.ч. сверхнормативные, за счет потребителей - «бесприборников» и бюджета. В среднем за сутки потребителям отпускается 54 млн. куб. метров воды. Причем потери во внедомовых сетях составляют ежегодно значительный процент от всего объема по-даной воды (в среднем по России - 20% , в Пскове на 1996 г. потери воды составили 44%, в США (в среднем) этот показатель в 1989 г. равнялся 12%, в Японии -П% ). При этом в России стоимость одного кубометра воды в среднем выше и составляет эквивалент 0,74-1,85 долл. США (на Западе - 1 долл. США). По мнению специалистов резервы экономии за счет тепло-, водо- и энергосберегающих проектов могут достигать 50%  .

К факторам, сдерживающим внедрение энергосберегающих мероприятий, относится сохранившийся до сих пор отраслевой подход к экономии ресурсов. Стоимость строительства не связывается с последующими расходами на эксплуатацию зданий и сооружений. Между тем, затраты на строительство дома составляют в среднем 3-5%, а дисконтированные издержки на ремонт, освещение и пр. - 95-97%

 . Организации строительного комплекса заинтересованы в выпуске энергосберегающей продукции только с точки зрения удовлетворения требованиям нормативных документов по энергосбережению при проверке их соответствия органами Гос-архстройнадзора. Для улучшения качества таких проверок могут привлекаться новые средства и системы диагностики строительных конструкций и инженерного оборудования зданий, основанные на разработках наукоградов.

По подсчетам ученых Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова 30% непроизводственных потерь тепла происходит внутри дома и 70% - на источниках теплоснабжения и инженерных сетях . Уменьшение энергопотребления в жилом фонде может достигать 40% (что соответствует 15% экономии от всей вырабатываемой в стране электроэнергии) за счет утепления ограждающих конструкций, модернизации оконных и дверных заполнений, систем вентиляции и др. При выборе комплекса мероприятий подобного рода необходимо учитывать результаты энергоаудита элементов конструкции зданий  .


  Пример распределения потерь тепла для жилого здания (первой массовой серии  )

Известный тезис теории качества «чтобы чем-то управлять, необходимо это что-то сначала измерить» весьма актуален и для энергоресурсосбережения. Тепло — и водосчетчики в жилых домах позволяют не только учесть потери ресурсов, но сократить их. Например, в Краснодаре на 49 жилых домах были установлены водосчетчики общего учета холодной воды. Экономия за год составила 16,5% куб.м. воды. Для дальнейшего эксперимента в двух домах во всех квартирах были установлены квартирные водосчетчики. Водопотребление в этих домах снизилось на 55,5%, а годовая экономия только по этим двум домам составила 27,71 млн. руб. По итогам установки контрольно-измерительной аппаратуры для теплосетей в некоторых городах Сибири экономия ресурсов составила 40-60% для муниципальных и частных организаций и 5-10% - для ведомственных источников тепла. В некоторых небольших населенных пунктах после установки такого оборудования расход горячей воды снизился на 80-90%  .

Помимо исключения оплаты сверхнормативных потерь во внедомовых сетях потребителями выделяются несколько критериев эффективности установки тепло — и водосчетчиков или датчиков: 1) нивелирование превышения нормативного потребления над фактическим,

2)  приведение в соответствие рассчитываемой тепловой нагрузки реальной (например, неработающая, но оплачиваемая вентиляция),

3)  экономия ресурсов потребителями (регулирование комнатной температуры не с помощью форточки, а через систему с множественностью режимов, позволяющих снижать температуры в ночное время, при отсутствии жильцов, или очень популярные у европейцев всевозможные насадки и распылители на краны и души, снижающие расходы воды в 2-3 раза, для этих же целей используются две раковины для мытья посуды: в одной - специальный моющий раствор, в другой — вода для спо-ласкивания и т.д.),

4)  предупреждение или быстрая ликвидация аварий при выявлении утечек, перепадов в давлении и пр., сохранение сетей.

Аналогично, электронные таймеры на приборах отопления в административных зданиях могут позволить отключать отопление в выходные, праздничные дни или ночью. Такие приборы сэкономят значительные бюджетные средства.

В России по проведенному кабинетному маркетинговому исследованию счетчики выпускаются лишь на нескольких отечественных предприятиях, при этом количество модификаций невелико. Расширить их поможет маркетинговое трехуровневое представление товара. Основная функция {товар по замыслу), т.е. измерение количества ресурса, может реализовываться различными методами (а именно, дифматометрическим, механическим (или тахометрическим), вихревым, ультразвуковым, электромагнитным, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки). Товар в реальном исполнении дополняет товар по замыслу формированием, обработкой, хранением и регистрацией информации с помощью устройств памяти, регистраторами, а (также самодиагностикой, защитой от несанкционированного доступа, сигнализацией о превышении предельных значений параметров, выводом результатов изменения на печать, дистанционной передачей информации, представлением результатов измерения в графической форме и пр., не говоря уже о множественности конкретных научно-технических решений. Товаром с дополнениями является техническое обслуживание, в т.ч. гарантийное, установка, проверка счетчиков. Именно такой трехуровневый товар (базовые модели и ее модификации) способен обеспечить конкурентные преимущества для фирмы-производителя.

Помимо счетчиков для улучшения работы систем тепло- и водоснабжения потенциал наукоемких технологий может реализоваться в:

1)  новых технологиях тепло-, гидро- и антикоррозийной защиты металлических трубопроводов, особенно горячего водоснабжения;

2)  снижении теплопотерь через оконные и дверные блоки с помощью покрытий, отражающих инфракрасные лучи (например, в Бельгии применяется наклеенная на стекло пленка, покрытая тонким слоем металла, которая заменяет собой двойное стекло, уменьшает теплопотери на 35-40% и днем выглядит как зеркало, прозрачное изнутри), а также установки домофонов (в т.ч. с электронной пропускной системой в виде пластиковых карточек);

3)  разработке бестраншейных технологий ремонта и восстановления сетей (цементно-песчаная облицовка и др.) и изготовлении отечественного оборудования,

позволяющих их реализовать (пневморотационные, гидродинамические илоуда-ляющие машины, телеинспекционные роботы, электрические лебедки и прочее);

4) применении в системах отопления автоматических воздухоотводчиков, автоматизированных систем управления городским водопроводом;

5) реконструкции тепловых пунктов с помощью автоматизации, телемеханизации, регулируемых приводов теплообменников с микропроцессорным управлением, высокоэффективного теплообменного оборудования (изготовление отечественных пластинчатых и других теплообменников, имеющих высокие коэффициенты теплопередачи, позволяющие регулировать производительность с защитой от засорения или малотрудоемкой очисткой);

6)  создании оптимальных режимов работы насосов на 1ДТП (в т.ч. промышленных предприятий) с помощью частотно-регулируемых электроприводов, что позволяет значительно снизить расход воды и электроэнергии; ~

7) внедрении компьютеризированных систем контроля энергопотребления;

8) использовании нетрадиционных источников энергии (солнца, ветра, низкопотенциального тепла городских стоков на очистных сооружениях), установки современных автоматизированных агрегатов вместо энергоемких котлов;

9)  создании электронных паспортов домов, участков тепловых сетей в виде баз и банков данных (БД и БнД) по жалобам жителей, отдельно, по результатам диагностики сетей, определяются места сверхнормативных тепловых потерь, прогнозируется их развитие и определение приоритетов ремонтных работ, что позволит вовремя предупредить или избежать аварии;

10) в установке датчиков пожарной и охранной сигнализации в инженерных системах, антипожарных систем, устройств защитного отключения электроустановок от сети, в случаях перенапряжения на вводах в жилые дома, утечки тока из-за повреждения изоляции, возгорания, износа; датчиков химического состава подаваемой воды, способных прямо на месте делать спектральный анализ и выдавать результаты на диспетчерский пункт, новых безвредных для здоровья и окружающей среды фильтров очистки воды, в т.ч. электромагнитных или на основе ее облучения, новых высокоэффективных составов и методов очистки коммунальных систем и пр.

Как правило, преобразования должны носить комплексный характер, например, частотно-регулируемые электроприводы нагнетателей на ЦТП включают установку системы автоматического управления с целым комплексом оборудования (адаптеры сети, ключи управления, приборы и датчики, панель оператора, программное обеспечение, логические контролеры и пр.), именно такой комплекс дает значительную экономию средств.

Потенциал электроники может реализоваться при внедрении нового наукоемкого оборудования и материалов высокой надежности в городских электрических сетях, АСУ наружного и внутриподъездного освещения, применении экономичных ламп и светильников.

Далее, жилищное хозяйство. По проведенному анализу бюджетных расходов на ЖКХ значительную и растущую долю в них составляют ремонтно-

эксплуатационные предприятия (РЭУ), в платежах населения эти расходы составляют около 8%. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) деятельности РЭУ показал, что существует дисбаланс между относительной значимостью и расходами на функцию «обслужить придомовую территорию». Было предложено использовать средства малой механизации  и механизмов для уборки тротуаров и придомовых территорий.

Растут расходы на лифтовое хозяйство, т.к. число выработавших свой ресурс лифтов увеличивается с каждым годом. Модернизация главного электропривода, позволяющего продлить срок службы лифта, энергосберегающие лампы, микропроцессорная система управления пассажирскими лифтами, автоматизированные система дистанционного контроля и управление инженерным оборудованием   -лишь немногие меры, направленные на снижение затрат, которые могут стать заказом для электронных предприятий.

Зимняя уборка городов может быть улучшена с помощью применения систем компьютерной дозировки подачи реагентов, в т.ч. жидких, а также предварительное их увлажнение, позволит не только уменьшить вред, наносимый окружающей среде, но и сократить расход реагентов (более чем в 2 раза ), а, следовательно, затраты на борьбу с гололедом.

При санитарной очистке городов могут применяться новые технологии по переработке, утилизации ТБО, а также наукоемкое оборудование для мусоропере-рабатывающих заводов, которые позволят повысить качество работ и одновременно снизить их стоимость. На станциях аэрации потенциал наукоградов может реализоваться при модернизации оборудования, автоматизации диспетчерских и трудоемких процессов, применении новых технологий.

Потенциал электронной промышленности, реализованный в применении информационных технологий, способен повысить эффективность работы по уменьшению задолженности, привести к снижению расходов, связанных с начислением и сбором коммунальных платежей при постоянно меняющихся тарифах. Примером его применения могут быть глобальные сети с обменом информацией по каналам связи и созданием баз данных (БД), обработкой платежей с использованием штрих кодирования, созданием АРМ бухгалтера, паспортного стола, экономического отдела, администрации, программное обеспечение работы с неплательщиками с записью разных голосовых сообщений, автодозвоном, определение факсимильных аппаратов, модемов и АОНов, выявление возможных нелегальных квартиросъем-  щиков и пр. Для уменьшения расходов по сбору платежей должна применяться автоматизация распределения средств между подрядчиками, а сократить звенность прохождения финансового потока коммунальных платежей и, следовательно, его стоимости можно путем использования чипповых пластиковых карточек.

Для оценки применения реальных или потенциальных разработок электронной промышленности в жилищно-коммунальной сфере необходимо использовать коэффициент наукоемкости, показывающий стоимость наукоемкой продукции,

используемой в ЖКХ, на тысячу жителей, кв.м жилой и/или общей площади территории. Расчет показателя позволяет прогнозировать потребность и структуру необходимых вложений, анализировать чувствительность показателя к различным внешним и внутренним факторам, производить сравнение разнородных муниципальных образований и пр. Для этого показатель отслеживается в разрезе подотраслей ЖКХ (электро-, водо-, теплоснабжение, техническая эксплуатация и содержание жилого фонда и придомовой территории, утилизация отходов и др.); сфер использования разработок (для управления и/или контроля прохождения информационных, материальных и финансовых потоков); типов инвесторов внедрения наукоемких разработок в ЖКХ (местная администрация, банк, население, строительная организация, девелопер, предприятие ЖКХ и электроники, пр.).

Проведенное кабинетное исследование показывает, что применение разработок электронной промышленности приводит к значительному снижению издержек и повышению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на это, сокращение коэффициента наукоемкости не всегда является отрицательной тенденцией. Его уменьшение может происходить за счет технических инноваций, направленных на увеличение производительности наукоемких разработок, и/или использование (puHaHcoeo-sKOHO. umeqKiix инструментов (логистики, моделей управления проектами, залоговых схем, финансового инжиниринга, бюджетирования, банковских продуктов и т.д.), позволяющих сократить стоимость и объем привлекаемых финансовых ресурсов. Поэтому необходим факторный анализ изменения показателя, а также его сопоставление с эффективностью внедрения наукоемких

разность между базовыми Зб и будущими текущими затратами Зт (включающими амортизационные отчисления на ремонт, реновацию), т.е. затраты до и после внедрения наукоемких разработок, увеличенные на экономическую оценку повышения качества А (уровень экологической безопасности, аварийность оборудования), отнесенные к капитальным затратам (К).

Таким образом, единственно возможный путь сокращения затратоемкости и дотационности жилищно-коммунальной отрасли - это применение наукоемких технологий. Только они позволяют значительно снизить стоимость коммунальных услуг с одновременным повышением качества. Приоритет в реализации потенциала электронной промышленности в ЖКХ принадлежит разработке различных модификаций водо-, теплосчетчиков, новых частотно-регулируемых электроприводов для ЦТП и теплообменников, диагностического оборудования, а также систем автоматического управления (АРМ). Однако проекты, связанные с разработкой и производством наукоемких товаров, требуют значительных капитальных вложений. В силу ряда причин применение традиционных инвестиционных схем в данном случае является ограниченным. Финансирование подобных проектов обеспечивается привлечением максимального количества заинтересованных участников. Разработанная схема проектного финансирования мультипроекта позволяет удовлетворять интересы банка, органов местного самоуправления, предприятия электронной промыш-

ленности, населения. Качественное управление реализацией проекта через процесс бюджетирования направлено на максимальное снижение риска невозврата привлеченных ресурсов. Эти механизмы мы опишем в следующем разделе.